КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие принципы проектирования машин
Лекция №1 Архаические буквы Буквы греческого алфавита КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Имени адмирала СО. МАКАРОВА Кафедра "Прикладная механика и инженерная графика" по дисциплине "Теория механизмов и машин и детали машин" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24.05.00 "Эксплуатация судовых энергетических установок"
Санкт-Петербург 2011 г.
Нижеперечисленные буквы в классический греческий алфавит не входят, однако три из них (дигамма, коппа, дисигма) применялись в системе греческой алфавитной записи чисел, а две (коппа и дисигма) применяются и поныне(дигамма в византийское время была заменена стигмой). В некоторых же архаических греческих диалектах все эти буквы имели звуковое значение и употреблялись в записи слов.
По силам ли студентам немашиностроительных специальностей курс «Детали машин»? Конечно, да, если учащиеся умеют выполнять чертежи, усвоили основы сопротивления материалов и имеют понятия о машиностроительных конструкционных материалах. В Средние века многие студенты университетов с трудом добирались до 5-й теоремы первой книги «Начал» Эвклида - о том, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Что касается последней теоремы той же книги - теоремы Пифагора, доступной теперь 11-летним школьникам, то до неё доходили только магистры, в связи с чем она и получила название «магистерской». Этот пример показывает, что со временем люди сумели «приручить» трудные понятия и идеи, сделать малодоступное постижимым и понятным. Поэтому образование и наука всегда остаётся посильной для новых поколений. Однако настоящее образование - только Самообразование. Любое обучение - только стимул к самообучению. Как бы ни трудились педагоги, преподнося учащимся духовные деликатесы, как бы ни разжёвывали, усвоить их или извергнуть - дело обучающихся и только их. Как говорят на Востоке: можно подогнать ишака к воде, но пить его не заставит даже шайтан. Любая машина состоит из деталей и узлов, соединённых между собой в определённом порядке. Множество разнообразных деталей и узлов, применяемых в разных машинах: крепежные винты, зубчатые колеса, валы, подшипники качения, муфты, называют деталями (узлами) общемашиностроительного применения и изучают в курсе «Детали машин». Другие детали: поршни, гребные винты, лопатки турбин и др. - применяют только в одном или нескольких типах машин. Их относят к деталям специального назначения и изучают в соответствующих курсах. Все детали машин можно разделить на две группы: детали общего и специального назначения. Мы будем рассматривать только детали машин общего назначения. «Детали машин» - научная дисциплина по теории, расчету и конструированию деталей и узлов общемашиностроительного применения. Механика (от греч. mechanike - «искусство построения машин») - наука о перемещении тел в пространстве и происходящих при этом взаимодействиях между ними. В настоящее время все основные рабочие процессы осуществляются механизмами и машинами. История создания и использования машин и механизмов насчитывает около 25 веков. Примитивные зубчатые колеса, винты, кривошипы, полиспасты были известны ещё до Архимеда (287...212 гг. до н.э.) из города Сиракузы на острове Сицилия. Архимед установил свойства рычага (известно его изречение: «Дайте мне, где стать, и я сдвину Землю»), открыл закон гидростатики, изобрёл червячную передачу, решил задачу спуска построенного корабля на воду и извлечения его из воды... Он был убит римлянином при взятии Сиракуз. «Не трогай моих чертежей!» - воскликнул Архимед, увидев перед собой воина с поднятым мечом. Машина - устройство для преобразования энергии, материалов и информации с целью облегчения труда человека. Взависимости от выполняемых функций различают: энергетические машины, преобразующие в энергию механическую иные виды энергии и наоборот (двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, электрогенераторы, турбины и др.); технологические и транспортные машины, которые изменяют свойства, форму, состояние материалов и положение объектов труда (металлорежущие станки, конвейеры, подъёмные краны, самолёты и т.д.); информационные машины, предназначенные для получения и преобразования информации (компьютеры и другие машины, выполняющие контрольно-измерительные операции, функции регулирования и управления технологическими процессами). Ещё Леонард Эйлер установил, что машина обязательно должна иметь двигатель, который производит движение, и посредством механизмов преобразует и передаёт его дальше, к исполнительному механизму, выполняющему необходимую работу. Для приведения двигателя в движение необходимо приложение силы. В качестве источника силы сначала использовали энергию человека и животных, затем — энергию воды, ветра, тепла, электричества и т.д. Таким образом, основными частями машины являются двигатель, передаточный и исполнительный механизмы, а также система управления. На рис. 1 показана блок-схема машины.
Рис. 1. Блок-схема машины Кратко можно сформулировать основные этапы эволюции машин: 1-й этап - от изобретения первых механизмов до середины XIX века - машина в основном заменяет физическую силу человека путём применения блока, полиспаста, ворота и винта. Машин с исполнительным механизмом техника тогда ещё не имела - их заменяли инструменты, приводимые в движение рукой ремесленника. В качестве источника энергии применялся «двигатель» в виде силы тяги животного или человека. 2-й этап - с середины XIX до середины XX века - в промышленность вводят машины, включающие в себя двигатель, передаточные механизмы и исполнительный механизм, который захватывает продукт труда и целесообразно его изменяет. Машина заменяет физическую силу человека и его умение. Развивается станкостроение, изобретены электродвигатели и способы передачи электроэнергии на расстояние, таким образом, производство освободилось от привязанности к источнику энергии. В состав машины дополнительно входят элементы регулирования и управления. 3-й этап - с середины XX века по настоящее время - машина заменяет не только физическую силу человека, но и его умение. В структуру машины вошли элементы искусственного интеллекта. Механизм - система деталей для преобразования одного вида движения в другой с изменением скоростей, сил и вращающих моментов, а иногда и законов движения (например, редуктор, кривошипно-ползунный механизм, механизм подъёма грузоподъёмного крана и др.). По конструктивным признакам механизмы классифицируются на: рычажные (например, кривошипно-ползунный механизм); фрикционные (колесо - дорога; колесо - рельс); зубчатые (передачи с зубчатыми колёсами); кулачковые (однозубое колесо и толкатель); с гибкими звеньями (ремённая и цепная передачи, полиспаст); винтовые (передача винт-гайка, домкрат, червячная передача, турбина);
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |