Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность в смысле жизни и самоактуализации

Потребность в признании и уважении

Потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке, опирающейся на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, ощущение своей полезности, ценности, силы, признание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации.

Препятствия в реализации потребности в самоуважении ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

В удовлетворении потребности в уважении решающее значение играет, по-видимому, психологический компонент межличностного общения, а не экономические или какие-либо другие факторы.

Особая роль в реализации этой потребности принадлежит этике делового общения, грамотной организации работы в контактной зоне.

Потребность в уважении в разных странах и социальных слоях реализуется по-разному, поэтому ее изучение совершенно необходимо при проектировании и оказании любой услуги для того или иного контингента клиентов.

Ú На реализацию потребности в уважении непосредственно направлены несколько видов сервисной деятельности — например организация юбилеев, чествований, торжеств, вручение призов и наград.

Ú Косвенно эта потребность должна учитываться в проектировании всех услуг без исключения.

Ú Уважение к клиентам иногда может выражаться в довольно тонких формах. Так, от обслуживающего персонала отелей могут требовать подчеркнутой скромности в одежде: если клиент сочтет, что обслуживающие его люди выглядят изысканнее, чем он сам, это может быть воспринято как неуважение.

 

это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного «Я». Наиболее сложная и комплексная потребность человека.

Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает смысла жизни и жизненных ориентиров.

Бессмысленность существования — причина многих человеческих трагедий и самоубийств.

Самоактуализация – этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен.

Общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.

Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

• адекватное восприятие реальности;

• принятие мира таким, каков он есть;

• спонтанность и естественность поведения;

• центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

• склонность к уединению;

• автономию, т. е. относительную независимость от физического и социального окружения;

• свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

• особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

• чувство единства и родства всех людей;

• скромность и уважение к окружающим;

• избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

• строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

• превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

• чувство юмора;

• креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

• сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

• наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

• формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

• целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Одна из возможных классификаций подходов к смыслу жизни может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

По мнению М. Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации.

Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

          1. традиционное;
          2. аффективное;
          3. ценностно-рациональное;
          4. целерациональное.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни и представлений о нем разработана Казимежем Обуховским.

С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:

        1. Предварительную.
        2. Фазу идентификации.
        3. Фазу космической потребности в смысле жизни.
        4. Фазу зрелой концепции смысла жизни.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребность в любви и принадлежности к социальной группе | Синтаксис словосочетания и простого предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.