Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: Точность измерения




1. Основные понятия, касающиеся точности измерения.

2. Классификация погрешности и средств измерения.

3. Понятие о классах точности.

 

1. Проблема обеспечения высокого качества продукции тесным образом связана с проблемой качества измерений. Между ними существует непосредственная связь. Там где качество измерения не соответствует требованиям технологического процесса, не возможно достичь высокого уровня качества продукции. Поэтому обеспечение качества продукции в значительной степени зависит от успешного решения вопроса, связанного с точностью измерения.

Точность – это степень близости результата измерения к истинному или действительному значению величины.

Истинное значение – это значение, которое идеальным образом характеризует в качественном и количественном отношении соответствующую величину.

Действительное значение – это значение величины, полученное экспериментальным путем и на столько близкое к истинному значению, что в измеряемой задаче может быть использовано вместо него. В условиях отсутствия эталонов, необходимо для определения точности результата измерения. Зачастую за действительное значение принимают общее среднее значение, заданное совокупностью результатов измерения (математическое ожидание).

Воспроизводимость – это близость результатов измерения одной и той же величины, полученных в разных местах, разными методами и средствами, разными операторами и в разное время, но в одних и тех же условиях.

Сходимость (повторяемость) - это близость результатов измерения одной и той же величины, проведенных повторно в одних и тех же условиях с применением одних и тех же средств и методов с одинаковой тщательностью.

 

2. Погрешность – это разность между показателем СИ и действительным значением измеряемой величины.

Погрешность классифицируют:

1) по отношению к условиям применения делят на:

· основную;

· дополнительную.

Основная – это погрешность, определяемая в нормальных условиях применения СИ.

Дополнительная – это составляющая погрешность СИ, возникающая в следствии отклонения какой-то из влияющих величин (температура, давление, влажность воздуха) от их нормального значения.

2) по способу выражения:

· абсолютная;

· относительная.

Абсолютная:

,

где - абсолютная погрешность,

- полученная величина при измерении,

- действительное значение величины.

Относительная:

,

где - относительная погрешность.

3) в зависимости от причин и места возникновения:

· инструментальные;

· методические;

· субъективные.

Инструментальная – это погрешность, применяемого СИ. Если применяется стандартное СИ, прошедшее поверку или калибровку, то интервал, в котором находится эта погрешность, известен с заданной вероятностью.

Методическая погрешность обусловлена не совершенством применяемого метода измерения. Эта погрешность не может быть указана в нормативно-технической документации на использование СИ и должна определяться в каждом конкретном случае путем специальных исследований.

Субъективная погрешность обусловлена недостаточной квалификацией или индивидуальными особенностями оператора, осуществляющего измерения.

4) по характеру проявления:

· систематические;

· случайные.

Систематическая – это составляющая погрешности результатов измерения, остающаяся постоянной (или закономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины, её исключительным введением поправок.

Случайная – изменяется случайным образом, как по знаку, так и по значению в серии повторных измерений одного и того же размера величины с одинаковой тщательностью. В появлении этого вида погрешности, не наблюдается ни какой закономерности. Они неизбежны и неустранимы и всегда присутствуют в результатах измерения. Случайную погрешность можно существенно уменьшить путем увеличения числа измерений, поскольку при этом среднее арифметическое стремится к истинному значению измеряемой величины. При многократных и достаточно точных измерениях, случайная погрешность порождает рассеивание результатов.

Характеристиками рассеивания являются:

- размах результатов измерения;

.

- среднее квадратическое отклонение.

, при N25,

 

, при N>25.

 

где N – число измерений,

- результат измерений,

- среднее значение.

 

3. Характеристики свойств СИ, оказывающие влияние на результаты измерений и возникающие при этом погрешности, называются метрологическими.

Характеристики, указанные в нормативно-технической документации (НТД), называются нормативными. А определённые экспериментальным путем – действительными.

В большинстве производственных отраслей используются СИ, метрологические характеристики которых нормированы на основе классов точности.

Класс точности – это обобщенная характеристика средства измерения, позволяющая судить о том, в каком диапазоне находится суммарная погрешность измерения.

Обозначение классов точности наносят на циферблат или корпус СИ или приводят в техническом паспорте. Классы точности обозначают арабскими цифрами, и по ним можно непосредственно оценить погрешность.

Если нормируется абсолютная погрешность, то класс точности обозначается цифрами (0, 1, 2). Значения этих погрешностей указаны в таблице стандартов для разных номинальных значений.

Если нормируется допустимая относительная погрешность, то класс точности обозначается в виде цифры в кружочке, которая обозначает значение допустимой относительной погрешности в % от измеряемого значения.

Для многих приборов используется нормирование значения приведенной погрешности.

,

где - приведенная погрешность,

- абсолютная погрешность,

- нормирующее значение, в качестве которого принимается значение верхнего предела измерения. Класс точности обозначается без специального значка.

Для приборов с нормированной приведенной погрешностью абсолютная погрешность не зависит от значения измеряемой величины. Относительная погрешность увеличивается с уменьшением значения измеряемой величины. Абсолютную погрешность можно снизить, если использовать прибор того же класса точности, но с меньшим диапазоном измерения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.