КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4: Характеристика российской системы стандартизации
1. Реформирование государственной системы стандартизации (ГСС). 2. Направление развития национальной системы стандартизации (НСС). 3. Характеристика национальных стандартов. 4. Стандарты организации.
1. Система стандартизации РФ – совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением Ростехрегулирования и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты интересов потребителей и государства. В конце 2002 года был принят федеральный закон «О техническом регулировании» и с данного момента начался процесс реформирования системы стандартизации. На данный момент государственная система стандартизации (ГСС) находиться на переходном этапе, который продлиться до 2010 года и закончиться преобразованием ГСС в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса с государственного на добровольный. После 2010 года планируется перейти к системе стандартизации, которую будет возглавлять негосударственная организация. До 2003 года работой в области стандартизации руководил Госстандарт. Основой ГСС являлся фонд законов и нормативных документов, который состоит из четырёх уровней: 1. Техническое законодательство – закон РФ о стандартизации. Утратил свою силу после принятия закона «О техническом регулировании»; 2. Государственные стандарты и общероссийские классификаторы; 3. Стандарты отраслей и общественных организаций (ОСТы, стандарты научно – технических обществ). ОСТы разрабатывались с 1960 года, их фонд составляет свыше 140 тысяч единиц; 4. Стандарты предприятий и технические условия. На данный момент приняты в качестве национальных все государственные и межгосударственные стандарты. Впредь, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, стандарты государственные и межгосударственные рекомендовано принимать в добровольном порядке, за исключением тех требований, которые являются обязательными. С принятием технических регламентов перейдут в разряд добровольных также нормы и правила федеральных органов исполнительной власти РФ (САНПИН и СНИП). Ряд федеральных органов исполнительной власти высказывает мнение о том, что недостаточно будет только требований технических регламентов для обеспечения безопасности. На данный момент фонд национальных стандартов составляет около 25 тысяч единиц. В федеральном законе «О техническом регулировании» нет такой категории стандартов, как ОСТ. Это связно с двумя причинами: - Отсутствие такой категории документов в зарубежной практике; - Ликвидация многих отраслевых министерств. ОСТы будут преобразованы в национальные стандарты и стандарты организации. К 2010 году, действующая НСС приобретет вид соответствующий международной практике. Установление двух категорий стандартов, национальные и стандарты организации, определяет сосуществование двух систем: 1) Национальная, в общероссийском масштабе; 2) Локальная, в рамках организации. Стандарты организаций начали заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно – технических и инженерных обществ, а также стандарты отраслей.
2. Направление развития национальной системы стандартизации (НСС. ) · Передача руководства негосударственной организации; · Усиление взаимодействия с международными региональными организациями, только при условии расширения участия российских экспертов в работе данных организаций. Необходимо продвигать отечественные стандарты в качестве международных; · Развитие фонда национальных стандартов. Динамика обновления их фондов должна быть не менее 10% в год; · Расширение участия промышленности и общества в работах по стандартизации; · Реформирование экономических основ национальной стандартизации. Работы в области стандартизации должны базироваться исходя из прогнозирования рынка стандартов и спроса на них. Планируется, что государство будет осуществлять от 20% до 40% финансирования работ в области стандартизации.
3. Существуют следующие виды национальных стандартов: 1. Основополагающий. Имеет широкую область распространения и может применяться как в качестве стандарта, так и в качестве основы для разработки других нормативных документов. Существует два вида этих стандартов: - Организационно – методические; - Общетехнические. 2. Стандарт на продукцию. Устанавливает требования к группам однородной продукции. 3. Стандарты на процессы. Т. е. приводятся требования к выполнению различного вида работ. 4. Стандарт на методы контроля. Устанавливает требования к выполнению измерений, испытаний, анализа и контроля продукции.
4. Стандарты организации – документы по стандартизации, введенные федеральным законом «О техническом регулировании» СТО. Стандарт организации заменяет две ранее существовавшие категории стандартов: - Предприятий; - Научно – технических обществ.
Требования к стандартам организации определяет ст. 17 в федеральном законе «о техническом регулировании». Национальный стандарт действует на общероссийском уровне, а СТО – на локальном. Цель разработки и применения СТО - это совершенствование производства и обеспечение качества продукции. СТО может разрабатываться на применяемое в данной организации сырьё и полуфабрикаты (как и стандарты предприятий), а также на продукцию, поставляемую на рынок. Ранее действовавшие стандарты предприятия не распространялись на готовую продукцию. СТО являлся аналогами, применяемых в зарубежной практике фирменных стандартов. По сравнению с национальными, они являются более мобильными в области повышения показателей качества продукции. СТО разрабатывался лидерами в области качества конкретной продукции и в этих стандартах устанавливаются нормы, превышающие требования действующих национальных стандартов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |