КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы
Мультипликатор
Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. k = 1/(1-MPC) = 1/MPS Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше к и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов, в данном случае k = ΔY/ΔI. Мультипликационные эффекты, как отмечалось выше, может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов. Поэтому можно говорить о мультипликаторе государственных расходов, налоговом мультипликаторе, мультипликаторе внешней торговли и т. д. Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение любого из компонентов автономных расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости.
Когда уровень дохода, соответствующий полной занятости, составляет Y*v совокупный спрос превышает совокупное предложение. Скобкой показан инфляционный разрыв (И.Р.). Не успевая произвести требуемое рынком количество благ, производители (а) сокращают запасы товаров на складах, (б) нанимают дополнительных рабочих и привлекают другие производственные ресурсы, (в) увеличивают цены. Когда же доход, составляющий величину Y*2, превосходит уровень равновесия У0, совокупное предложение будет больше совокупного спроса - скобкой показан дефляционный (рецессионный) разрыв (Д.Р.). Покупатели приобрели товаров и услуг меньше, чем было произведено. Не сумев реализовать произведенные блага, производители (а) увеличивают запасы товаров на складах, (б) увольняют рабочих и высвобождают ранее привлеченные другие производственные ресурсы, (в) снижают цены. Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений.
Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленного эффектом мультипликации. Экономика стартует в точке А. В ожидании спада домохозяйства стремятся больше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1.
В данном случае «парадокс бережливости» заключается в том, что рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции - вывод, противоречащий постулату классической школы. Но следует заметить, что «парадокс бережливости» характерен только для условий неполного использования ресурсов в стагнирующей экономике, наиболее устрашающим примером которой была Великая депрессия. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный «перегрев», увеличение склонности к сбережению (соответственно, уменьшение склонности к потреблению) может способствовать снижению уровня цен.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |