Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики, используемые для исследования памяти

Нарушение опосредованной памяти

Опосредованное запоминание - это использование проме­жуточного, или опосредующего, звена (узелки, пиктограммы, рисунки и т. п.) для улучшения памяти.

У больных фактор опосредования, улучшающий запомина­ние в норме, часто становятся помехой. Этот факт был еще в 1934 г. впервые описан Г. В. Биренбаум. Исследуя больных раз­ных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания.

У группы больных эпилепсией эксперимент на опосредованное запоминание вызывал значительные трудности. При инструкции найти рисунок для запоминания слова «разви­тие» больной К. говорит: «Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хоти­те?» Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоми­нания слова «разлука». «По-разному можно разлучаться: можно с любимой, или сын уходит на войну, или просто друзья рас­стаются. Не понимаю, что нарисовать?»

1. Десять слов. Испытуемому зачитывают десять одно-
двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке
5 раз, данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят вос­
произвести слова для проверки ретенции (Например: лес, хлеб,
стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза,
койка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).

2. Пиктограммы. Этот метод предложен А. Р. Лурией. Ис­
пытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроиз­
ведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий
смысловую связь со стимульным словом. Никакие записей, по­
меток делать не разрешается. После окончания работы можно
попросить повторить слова, затем повторить их через 20-
30 минут. При анализе запоминания важно обратить внимание
на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу,
неверно, никак. Модификацией этого же задания может служить
тест А. Н. Леонтьева, который предлагает не рисование, а выбор
предмета, сюжета из предложенных готовых картинок. Эта ме­
тодика имеет несколько серий, которые отличаются по степени
сложности. Использовать методику А. Н. Леонтьева целесооб­
разно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысо­
ким интеллектом.

3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рас­
сказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем
он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при
анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены,
что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирую­
щего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны
рассказы: «Галка и голуби», «Муравей и голубка», «Логика»,
«Колумбово яйцо», «Вечный король» и др.

4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона)
Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается
по 10 карточек равной сложности, в двух - по 15 карточек. Кар­
точку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он
должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Качест-

венный анализ данных проводится в сравнении со специальны­ми таблицами Бентона. С помощью этого теста можно получить дополнительные данные, свидетельствующие об органическом заболевании головного мозга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нарушение динамики мнестической деятельности | Снижение уровня обобщения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.