Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Степень влияния НПО Казахстана на принятие каких-либо решений государственными органами




  Проценты 2007 Проценты 2009
Значительно   28,5
Значительно, но лишь в некоторых сферах   9,7
Незначительно   38,2
Не влияют никак   6,4
Затрудняюсь ответить   17,3

Источник: Обзор состояния неправительственного сектора в Казахстане и перспективы развития (Гражданский Альянс Казахстана, Астана -2009)

2. политического устройства и сложившихся традиций. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Политический режим характеризует методы осуществления политической власти, степень политической свободы в обществе, состояние правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.

3. внешних факторов, связанных с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ, ЕЭП и др.).

Экономическая роль государства определяется не только его удельным весом в производстве и в собственности на средства производства, но и в огосударствлении национального дохода в форме государственных финансов. Важной частью государственных финансов является государственный бюджет.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.

Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции.

Особенности финансовых отношений государственных предприятий проявляются, в первую очередь, в системе финансовых отношений с государством и выступают в двух формах: во-первых, это финансовые отношения государственного предприятия, как хозяйствующего субъекта, с государством, как собственником имущества, по поводу формирования и эффективного использования этого имущества; во-вторых, это финансовые отношения государственного предприятия с государством, как заказчиком и потребителем продукции, по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств [51].

Несмотря на то, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством, участие государства придает этим отношениям особое содержание и оказывает влияние на финансовые отношения, возникающие между государственными предприятиями и его контрагентами.

Особенности финансового механизма государственных предприятий выражаются в системе финансового обеспечения, методах финансирования, источниках финансирования, направлениях использования финансовых ресурсов, наборе финансовых рычагов, организации управления финансами и распределении финансовой ответственности.

По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Следовательно, главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций. Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

Государственные финансы - не просто инструмент регулирования "рыночной экономики", а неотъемлемая составная часть экономики современного общества, участвующая в процессе общественного воспроизводства на всех его четырех стадиях - производства, распределения, обмена и потребления. Более того, государственные финансы формируют экономическую основу социальной сферы общества, которая непосредственно обеспечивает значительную часть потребностей членов общества.

Есть различие между государственным регулированием экономики и экономической ролью государства. Содержание экономической роли государства более глубокое и более емкое, чем государственное регулирование экономики. Экономическая роль государства включает в себя государственное регулирование, но не сводится только к последнему и рассматривается как имманентно присущее современному обществу участие государства в экономике, в том числе и в таких сферах, которые не отнесены к инструментам государственного регулирования экономики, например, образование, здравоохранение, социальная сфера.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Первая функция это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств у государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей государства. Функция перераспределения осуществляется через систему государственных органов. Ее результатом является:

- перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

- содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

- перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

- перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных финансов связана с образованием и использованием бюджетных средств. Бюджетные финансовые средства образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам.

Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности, общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетных средств осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Например, бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольная функция государственных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Правительство в лице Министерства финансов Осуществление государственных регулирующих и надзорных функций за финансовым сектором закреплены за Национальным Банком Республики Казахстан, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, специально созданным комиссиям при органах местного управления.

Систему государственного управления составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. В Казахстане сектор государственного управления по уровням управления подразделяется на центральный уровень и местный.

К центральному уровню относятся все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К местным органам власти относятся органы управления в областях, городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.)

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и фондами внебюджетных средств. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии, например, за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании — треть. Система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались в территориальном разрезе и по вертикали. Это позволяет формировать консолидированные данные в целом по государственным финансам, однако в системном порядке консолидированные бюджеты не формируются и не публикуются, а используются в целях служебной информации.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Возникают государственные кредитные отношения в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Временно свободные денежные средства юридических и физических лиц привлекаются государством на финансовом рынке путем выпуска своих ценных бумаг.

Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. С помощью государственного кредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития - через финансирование специальных долгосрочных программ. Государственные кредитные ресурсы позволяют покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

 

Финансы государственных предприятий и организаций.

Государственные предприятия являются важным и объективно необходимым элементом структуры современного общества, связанным с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли. В сочетании с другими средствами государственные предприятия используются как инструмент регулирования экономики.

В Казахстане до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Законом Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.12.2009 г.) определено, что основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства:

1) материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества;

2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики;

3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций.

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятием в счет выполнения заказа государства, устанавливаются предприятием по согласованию с органом государственного управления.

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятием сверх заказа государства, устанавливаются предприятием самостоятельно.

Финансирование деятельности предприятия

1. Предприятие содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности. Ассигнования государственному предприятию предоставляются в порядке законодательства.

В настоящее время методы финансирования государственных предприятий дифференцированы в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности; методы финансирования включают такие виды как дотирование, субсидирование отдельных видов услуг, бюджетное инвестирование в рамках осуществления республиканских и региональных целевых программ, бюджетное кредитование в сочетании с гарантированием и залоговыми операциями, предоставление налоговых льгот и освобождение от некоторых видов республиканских и местных налогов (налог на имущество, НДС и др.).

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

2. Норматив отчисления части чистого дохода республиканских государственных предприятий (за исключением государственных предприятий Национального Банка Республики Казахстан) устанавливается органом государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан до 1 мая года, предшествующего планируемому.

Норматив отчисления части чистого дохода коммунальных государственных предприятий устанавливается органом государственного управления по согласованию с местными финансовыми органами до 1 мая года, предшествующего планируемому.

Часть чистого дохода государственных предприятий по установленным нормативам подлежит зачислению в государственный бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Часть чистого дохода республиканских государственных предприятий Национального Банка Республики Казахстан подлежит зачислению в его бюджет в сроки, размере и порядке, определяемых им.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.