Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика налогов




НДС – это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства и реализации продукции.

Впервые разработан и введен во Франции, заменив налог с оборота. Единственным серьезным исключением остаются США, до сих пор не использующие НДС и ограничивающиеся в налогообложении потребления лишь налогом на продажи.

НДС, как и налог с оборота, многократен, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения и соответственно в отличие от налога на продажи сохраняет возможность воздействия государства на все стадии воспроизводства.

Поскольку НДС облагается не вся стоимость оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, он оказывается в прямой зависимости от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения). В результате НДС в отличие от налога с оборота не испытывает влияния изменений числа стадий оборота товара от производителя к потребителю. При начислении НДС, в качестве налогооблагаемой базы выступает показатель добавленной стоимости, получаемой как разность между стоимостью товарной продукции и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство.

Методы начисления:

1. прямой метод. НДС исчисляется в виде доли (в %) от величины добавленной стоимости; ·

2. аддитивный метод. НДС рассчитывается в два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (зарплате, амортизации), затем для определения общего НДС полученные величины суммируются. Ввиду сложности использования подобные методы на практике применяются весьма редко.

3. метод зачета, косвенный метод вычитания, метод возмещения. Суть его состоит в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных определенной фирмой у других фирм для потребления в производстве, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную продукцию. При использовании метода зачета фирма уплачивает в бюджет только разницу между указанными двумя суммами НДС. В этих случаях предприниматели подают декларацию в налоговые органы, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщаются два главных для расчета НДС показателя: общая стоимость реализованной продукции и общая стоимость приобретенных товаров и услуг. Особенность НДС состоит в возможности увеличивать его поступления лишь путем варьирования методов начисления налога, это явилось одной из важных причин столь быстрого распространения НДС в международном масштабе и завоевания им роли одного из решающих налогов в налоговой системе стран с рыночной экономикой.

НДС введен в налоговую систему РК с 01.01.92 г, как в России, и заменил собой налог с оборота.

В доходах республиканского бюджета ему принадлежит …. всех налоговых поступлений.

КПН (Корпоративный подоходный налог) или налог на прибыль предприятий и организаций имеет разную степень применения. В большинстве современных налоговых систем развитых стран КПН не занимает настолько важного места, какое принадлежит подоходному налогу на физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, Великобритании, США, в Казахстане и других станах бывшего СССР.

КПН является налогом на отдачу от капитала, инвестированного в корпоративный сектор, плюс, налогом на дополнительную отдачу от инвестиций, скорректированную на риск. То есть КПН в действительности представляет собой предварительную оплату части налога на полный доход индивидуума.

КПН - важный источник бюджетных доходов для экономик в стадии становления или развития. Ставки подоходного налога по сравнению с другими видами налогов являются самыми высокими. Поэтому уплата подоходного налога является самой болезненной для налогоплательщика с точки зрения его материальных интересов

По мере развития экономики, как показывает практика развитых стран, снижается доля налога на прибыль в доходах бюджета развивающихся стран, том числе и Казахстана. Это обусловлено:

1. Предприятия располагают значительным запасом капитала, сформированным за счет инвестиций предшествующих периодов. Издержки ранее сделанных инвестиций в каждый момент времени в краткосрочном контексте являются необратимыми, формирование этого запаса капитала было осуществлено за счет государственных средств, а не средств новых владельцев предприятий (Казахстан). Имелась потенциальная возможность с помощью налога на прибыль охватить налогообложением отдачу от прошлых инвестиций в секторах, где эластичность предложения мала, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

2. Предприятий меньше, чем индивидуумов, и налоговая администрация, может сконцентрировать усилия на меньшем количестве налогоплательщиков и высокая ставка налогообложении отдачи уже функционирующего капитала, может дестимулировать новые инвестиции. Поэтому сохранение чрезмерно высокого налогообложения отдачи капитала в поздние периоды перехода к рыночной экономике может быть нецелесообразным.

3. Заработная плата по мере развития экономики обычно растет быстрее, чем прибыль, поэтому персональные налоги имеют тенденцию к росту относительно других налогов. Примером является Германия, где основную долю поступления в бюджет составляют налоги физических лиц.

4. Развитие пенсионных схем и методов сбережения с льготным налогообложением, также сокращают налог на доход от капитала с течением времени. В силу указанных причин наблюдается рост базы других налогов, например, базы налога на добавленную стоимость, относительно базы налога на прибыль.

5. Наконец, общепринятые международные стандарты, более согласованы с экономическими критериями функционирования предприятия и используют более либеральные системы вычетов и начисления амортизации в сравнении с правилами учета в командной экономике приводят к снижению ставок КПН. Применение МСФО Казахстаном уже позволило снизить ставку КПН с 30 до 20%.

Акцизы – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима).

Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров. К подакцизным товарам отнесены: алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива); коньяк, бренди (кроме коньяка, бренди, произведенных из коньячного спирта отечественного производства); вина; сигареты; спирт и другие. Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты.

Социальный налог. Плательщиками социального налога являются:

- юридические лица - резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства иностранных юридических лиц;

- индивидуальные предприниматели, кроме тех, кто применяет специальные налоговые режимы

- частные нотариусы, адвокаты.

- структурные подразделения по решению юридического лица могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

Объекты налогообложения

- Для юридических лиц - расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам и нерезидентам в виде доходов, а также доходы иностранного персонала, и выплаты физическим лицам по договорам возмездного оказания услуг.

- Для частных нотариусов, адвокатов - численность работников, включая самих плательщиков.

Не является объектом обложения социальным налогом

Выплаты, производимые за счет средств гранто по линии государств, правительств государств и международных организаций, государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места, компенсации при расторжении индивидуального трудового договора, при призыве работника на военную службу, компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, обязательные пенсионные взносы, добровольные профессиональные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды.

Для юридических лиц-резидентов ставка социальный налог е 11 % от сумм облагаемых доходов, выплаченных работодателем. Частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере двух месячных расчетных показателей за себя и одного месячного расчетного показателя за каждого работника.

Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения уплачивают социальный налог по ставке 4,5%.

 

7.4. Налоговая система.

 

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще

Налоговая система Республики Казахстан включает налоги, сборы и пошлины, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Налоговый Комитет МФ РК и его местные органы).

1) налоги:

- корпоративный подоходный налог;

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- рентный налог на экспорт;

- специальные платежи и налоги недропользователей;

- социальный налог;

- налог на транспортные средства;

- земельный налог;

- налог на имущество;

- налог на игорный бизнес;

- фиксированный налог;

- единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

- государственная пошлина;

сборы:

- регистрационные сборы;

- сбор за проезд автотранспортных средств по территории республики Казахстан;

- сбор с аукционов;

- лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

- сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

плата:

- за пользование земельными участками;

- за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

- за эмиссии в окружающую среду;

- за пользование животным миром;

- за лесные пользования;

- за использование особо охраняемых природных территорий;

- за использование радиочастотного спектра;

- за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

- за пользование судоходными водными путями;

- за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Ратифицированные международные соглашения имеют преимущество перед Налоговым кодексом.

Корпоративный подоходный налог, НДС и поступления за использование природных ресурсов составляют большую часть бюджетных доходов. В развитых странах 60 процентов бюджета составляют налоги с физических лиц (в США, Западной Европе), в Казахстане – 10 процентов.

Принципы построения налоговой системы:

1.Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2.Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3.Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

4.Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

5.Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

6.Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

7.Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

8.Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

9.Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

10.Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

11.Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляет в пределах своей компетенции реализационные и контрольно - надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.

Основными задачами Комитета являются:

обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования;

осуществление налогового контроля в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговым кодексом);

обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан;

обеспечение государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, табачных изделий, отдельных видов нефтепродуктов;

осуществление международного сотрудничества.

Комитет имеет территориальные органы - межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, а также налоговые комитеты на территории специальных экономических зон.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

- объект налога включает имущество или доход,

- субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

- источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

- налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:

1) изъятия;

2) скидки;

3) налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

1) на постоянной основе и на ограниченный срок;

2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу.

Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Развитие налоговых реформ в Казахстане:

1.1991 - 1994 годы - функционировали более 40 видов налогов: общегосударственные налоги; общеобязательные местные налоги; местные налоги и сборы.1994 год знаменуется как первый конкретный шаг на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц»

2. 1995 - 2000 годы – задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

3. Период с 2000 года по 2008 год характерен усилением правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками.

С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс). Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей: общая, особенная, налоговое администрирование

4. 2009 год по настоящее время. Приняты новые Налоговый и Бюджетный кодексы, тесно увязанные с первым трехлетним бюджетом страны на 2009-2011 годы.

Новый налоговый кодекс кардинально изменил налогообложение недропользователей – снизил общую нагрузку; ввел всеобщее декларирование доходов и расходов физических лиц; совершенствовал налоговое администрирование; оптимизировал налоговые льготы; реформировал налогообложение сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, также совершенствовал налогообложение на добавленную стоимость.[15]

Введены обязательные налоговые декларации для депутатов Парламента Республики Казахстан, судей и физических лиц, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». В 2014 г. предполагается осуществление сдачи деклараций работниками государственных учреждений, государственных предприятий и компаний, в которых имеется доля государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.