Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникации в организационном поведении. Структурные элементы коммуникации. Основы коммуникации. Нисходящие и восходящие коммуникации




Читайте также:
  1. III. Элементы фирменного стиля
  2. VBA и его возможности. Элементы проекта VBA
  3. Аксиома 4. Цифровой и аналоговый уровень коммуникации
  4. Алгоритмизация и основы программирования
  5. Алгоритмические основы современной компьютерной графики
  6. Анатомические и физиологические основы плавания
  7. АНТИБИОТИКИ . МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИОТЕРАПИИ
  8. Биогенные элементы
  9. Биологические основы сортировки пушно-мехового сырья и полуфабриката.
  10. Биологические основы. Структурная организация биосферы.
  11. БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
  12. Более сложные элементы ER-модели

Межкультурная коммуникация. Организационные слухи.

Барьеры коммуникационного процесса.

Коммуникации в организационном поведении. Структурные элементы коммуникации. Основы коммуникации. Нисходящие и восходящие коммуникации.

Лекция 6. Коммуникативное поведение в организации

Для успешного достижения стоящих перед организацией целей необходимым условием являются успешные коммуника­ции, занимающие до 35% рабочего времени профессионального менеджера.

Коммуникации в организационном поведении представляют собой:

—ряд символов для передачи смысла информации, скрытые и символические элементы, уходящие корнями в особенности культуры, придающие смысл видимому процессу коммуникации;

— личностный процесс, в результате которого происходит обмен некоторыми поведенческими моделями.

Ч. Бернард выделяет семь факторов коммуникации, влияю­щих на установление и поддержание объективных полномочий внутри организации:

1) основные каналы коммуникации должны быть хорошо известны;

2) обязательно должен быть определенный формальный канал для коммуникации с каждым членом организации;

3) цепочки коммуникаций должны быть по возможности прямыми и короткими;

4) преимущественно должны использоваться целостные формальные каналы коммуникаций;

5) люди, через которых осуществляются коммуникации, должны быть компетентными;

7) необходимо проверять результат каждого акта коммуникаций.

Существуют следующие формы коммуникации как про­цесса личностного и поведенческого обмена:

1) коммуникационные технологии;

2) межличностные коммуникации. Главное в межличност­ных коммуникациях — передача информации от одного лица к другому. Такие коммуникации рассматриваются как основной метод достижения поведенческих изменений, включающий психологические процессы (восприятие, научение, мотивацию) и язык. Внедрение сложных телекоммуникационных технологий и быстродействующих форм взаимодействия, воздействия hа межличностные коммуникации не исключает важности умения слушать и учитывать невербальные коммуникации. При этом межличностные коммуникации зависят от таких составляю­щих, как доверие, ожидания, статус, совместимость, обратная связь.

Если, например, подчиненный не доверяет своему начальни­ку, коммуникации будут неэффективными. Люди воспринимают только то, что они готовы воспринять (неожиданное может не восприниматься вообще). Разрушительное воздействие на ком­муникации оказывают несовпадение статусов и несовместимость любого рода.

Очень важными характеристиками обратной связи, влияю­щей на эффективность межличностных коммуникаций, явля­ются: намерение, конкретность, описательность, полезность, своевременность, готовность, ясность, достоверность;



3) невербальные коммуникации. Для лучшего понимания невербальных коммуникаций рекомендуется рассматривать происходящее в рамках конкретной ситуации; принимать во внимание возможность несовпадения невербального поведения и словесных утверждений; наблюдать мельчайшие детали невербального поведения; учитывать межкультурные различия, Играющие важную роль в осуществлении эффективных невербальных коммуникаций.

Коммуникативный процесс включает следующие этапы:

1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения.

2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с Помощью символов и выбирает канал передачи, соответствую­щий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом — необходимо использовать сочетание разных каналов.

3. Непосредственно передача конкретной информации.

4. Декодирование (расшифровка) информации. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами.

В процессе коммуникации в организации может возникнуть (шределенный "шум" (помехи), источниками которого являются:

— язык (вербальный и невербальный), так как отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов;

— различия в восприятии информации;

— статусные различия в организации. Способами коммуникации являются следующие:

— разговорный (устный, вербальный);

— письменный (письма, распоряжения, статьи, объявле­ния);

— невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внима­ния, телодвижения).

При вербальной коммуникации в качестве знаковой систе­мы используются человеческая речь, т. е. система фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтакси­ческий. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. Известно, что использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания, — возможность использовании двух типов значений: денотативных (формальные определения, дефиниции) и коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями); полисемия (многозначность толкования одно! о и того же слова) и синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того же явления).

Организация пространства и времени процесса коммуникаций в организации также является особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативном ситуации. Так, размещение партнеров лицом друг к другу спо­собствует возникновению контакта, демонстрирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь опреде­ленное отрицательное значение.

Чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет человек, который на нем сидит. Крутящиеся стулья дают больше маневренности, поскольку обеспечивают свободу пере­движения в тот момент, когда в разговоре на человека начинает оказываться давление.

К числу специфических знаковых систем, используемых и коммуникативном процессе в организации, относят визуальное общение ("контакт глаз"). Визуальное общение выполняет зна­чительное число функций: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое "Я", свидетельство готовности поддержать и продолжить общение, демонстрация психологической близости и проч. Как и большинство невербальных средстм коммуникации, "контакт глаз" — дополнение к вербальной коммуникации.

Средства визуального общения и их смысловое содержание отличны в разных культурах. Так, немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей, а в Великобритании это — выражение скептического отношения. В России откинутая назад голова и долгий взгляд скорее всего обозначают превосходство человека над собеседником.

Нисходящие коммуникации с позиции личности — установ­ление межличностных связей, с позиции организации — повы­шение эффективности ее деятельности за счет предоставления персоналу полной информации относительно работы, ее места в системе организации в целом и качества работы каждого со­трудника.

Основные цели нисходящих коммуникаций в организа­циях:

1) ставить конкретные задачи по выполнению работы;

2) обеспечивать персонал информацией о принятых в дан­ной организации процедурах и практике, смысле исполняемой работы;

3) информировать подчиненных о качестве их работы;

4) предоставлять идеологическую информацию для облег­чения восприятия целей организации.

Средства реализации нисходящих коммуникаций — рабо­чие печатные материалы (руководства, письма и т. д.), устные средства (прямые приказы, заседания и др.). В целом, нисхо­дящие коммуникации обычно носят бюрократизированный, директивный характер.

Влияние нисходящих коммуникаций на получателей ин­формации:

— интерпретируя информацию, люди следуют по пути наименьшего сопротивления;

— люди более открыты для сообщений, которые соответствуют их представлениям, идеалам и ценностям;

— сообщения, способствующие удовлетворению потреб­ностей, воспринимаются легче;

— сообщения, не соответствующие ценностям человека, вызывают большее сопротивление, чем сообщения, противо­речащие рациональной логике;

— сообщение, кажущееся сообразным в одной ситуации, в другой может казаться нецелесообразным;

— когда люди видят изменения во внешней среде, они более открыты по отношению к поступающим сообщениям.

Для восходящих коммуникаций необходимыпартисипативный (ориентированный на человека) подход, вовлечение подчи­ненных в процесс управления и наделение их полномочиями.

Повышение эффективности восходящих коммуникаций обеспечивают:

1) процедура обжалования, позволяющая работнику об­ратиться к руководителю с жалобой в обход своего непосред­ственного начальника;

2) политика открытых дверей для сотрудников;

3) консультации, опрос общественного мнения, собеседова­ния с работниками, увольняющимися из компании;

4) партисипативные методы;

5) назначение специального представителя менеджмента (для тех, кто чувствует несправедливое отношение к себе в под­разделениях, притеснение по каким-то мотивам).

Помимо восходящих и нисходящих коммуникаций в орга­низации присутствуют горизонтальные потоки информации, которые зависят прежде всего от людей и их поведения.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.