Классификация автоматизированных информационных технологий
АИТ можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу реализации в АИС, степени охвата в АИС задач управления, классам реализуемых технологических операций, и др.
По способу реализации АИТ выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные технологии были ориентированы главным образом на снижении трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
Основными принципами таких технологий являются:
- обеспечение общения конечного пользователя с системой автоматизации на естественном языке, т.е. представление входной и результатной информации в привычной и удобной пользователю форме;
- создание конечному пользователю таких условий работы, при которых он осуществляет процессы управления, планирования и поиска новых решений в режиме активного расширяющегося диалога с ЭВМ, оперируя понятиями своей предметной области, используя профессиональный опыт и навыки.
По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных и автоматизацию управленческой деятельности. В первом случае обработка на ЭВМ ведется с целью решение отдельных экономических задач без пересмотра методологии и организации процессов управления. Во втором – вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно – справочном режиме для подготовки управленческих решений.
По классам реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы.
Методы обработки данных различаются в зависимости от объемно-временных особенности решаемых задач, их периодичности и срочности, требований к скорости обработки информации, возможностей технических средств, особенностей взаимодействия пользователей и вычислительной системы.
Наиболее распространенными методами обработки являются: пакетный,., диалоговый,
реального масштаба времени
Пакетный метод был наиболее распространен при централизованной форме решения задач. Функции пользователя ограничивались подготовкой исходных данных и передачей их в центр обработки, где формировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, программы, исходные данные для расчётов. Пакет вводился в ЭВМ и реализовывался в автоматическом режиме без участия пользователя и оператора.
Диалоговый метод дает возможность пользователю непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в режиме запрос-ответ в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл выдачи задания, получения и анализа ответа.
Метод обработки в реальном масштабе времени предполагает, что процедуры ввода, вывода, обработки и преобразования информации происходят в темпе соответствующего процесса формирования запроса.
По степени концентрации технологических операций обработки информации различают централизованный, децентрализованной и распределенной обработки данных.
Централизованная форма предполагает сосредоточение всех вычислительных средств в специальных подразделениях, типа информационно-вычислительных центров (ИВЦ). Деятельность ИВЦ характеризуется обработкой больших объемов информации, использованием нескольких средних или больших ЭВМ, квалифицированным персоналом для обслуживания техники и разработки программного обеспечения.
Централизованная обработка информации наряду с рядом положительных сторон (высокая степень загрузки и высокопрофессиональное использование оборудования, квалифицированный кадровый состав) имеет ряд отрицательных черт, порожденных отрывом конечного пользователя (экономиста, плановика и др.) от технологического процесса обработки информации.
Децентрализованная обработка данных предполагает рассредоточение вычислительных ресурсов и приближение их к местам возникновения и потребления информации. Наиболее распространенной формой децентрализованной технологии является автоматизированное рабочее место (АРМ).
АРМ оборудуются ПЭВМ и предназначаются для автоматизации работ с информацией, относящейся к определенной предметной области (учету, нормированию, финансовой деятельности и т.п.). Организуются они на рабочих местах пользователей - специалистов управленческих служб для их непосредственного доступа к вычислительным ресурсам.
Технология распределенной обработки данных - это организация обработки данных в вычислительной системе, состоящей из удаленных друг от друга компьютеров, связь между которыми поддерживается путем обмена сообщениями по сети передачи данных.
В зависимости от степени централизации вычислительных ресурсов роль пользователя и его функции меняются. При централизованных формах, когда у пользователя нет непосредственного контакта с ЭВМ, его роль сводится к подготовке и передаче исходных данных на обработку, получению результатов, выявлению и устранению ошибок. При децентрализованной обработке пользователь сам вводит данные, формирует информационную базу, решает задачи, получает результаты, оценивает их качество. От пользователя при этом требуется знание основ информатики и вычислительной техники.
Тема 2: Технология баз информации. Информационное обеспечение процессов управления в экономике
План
1. АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя
2.Сетевое, локальное и внемашинное обеспечение АРМ
3. Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
4. Централизованные и распределённые базы данных и их применение для решения экономических задач
5. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений
1. Модели представления знаний
2. Деревья (вывода, целей)
3. Семантические сети представления знаний
4. Фреймы в представлении знаний
6. Хранилища данных и их применение для формирования экономических решений
1. АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя
Деятельность различных категорий работников в сфере организационно-экономического управления опирается в современных условиях на широкое использование АРМ как базовых инструментов повышения эффективности их труда.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) определяют как совокупность информационно – программно - технических ресурсов, обеспечивающих пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
АРМ всегда имеет проблемно-профессиональную ориентацию и позволяет пользователю перенести на компьютер выполнение типовых повторяющихся операций, связанных с накоплением, систематизацией, хранением, поиском, обработкой, защитой и передачей данных.
В большинстве случаев конкретная специализация АРМ задаётся функционально ориентированными пакетами прикладных программ. Традиционно использование в качестве прикладного ПО широкого назначения интегрированного пакета программ MS Office, обычно в составе редактора Word, электронных таблиц Excel, СУБД Access, системы подготовки презентаций Power Point, почтовой программы Outlook Express.
Состав специализированного прикладного ПО АРМ определяется его предметной направленностью. Так, АРМ бухгалтера обязательно оснащён программой автоматизации бухгалтерского учёта; в последние годы в этой области доминирует сетевая версия семейства программ "1С Предприятие". В области финансового менеджмента, в составе АРМ находит применение программа Project Expert, ориентированная на анализ групп проектов и разработку бизнес-планов. Для работы в реальном времени (в режиме on-line) на финансовых рынках широко используют пакет технического анализа Meta Stock.
Во многом состав специализированного прикладного ПО зависит от положения пользователя в иерархии управления. Так, уровень исполнителей обычно предполагает использование АРМ в составе конкретной информационной системы с обеспечением возможностей ввода в неё первичных данных, их проверки и структурирования (на основе баз данных БД), а также решения типовых регулярно возникающих задач.
АРМ руководителей верхнего уровня (директоров, заместителей, главных специалистов) в значительной степени ориентированы на поддержку решения задач стратегического планирования, поиска финансовых ресурсов, формирования инвестиционной политики, организации новых направлений деятельности, предполагающих формирование оперативных аналитических отчётов, прогнозирование поведения экономических показателей, проведение многовариантного имитационного моделирования.
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и эксплуатации ИС и ИТ.
Эргономическое обеспечение формируется совокупностью методов и средств, предназначенных для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности пользователей. Акцентирование внимания на вопросах соблюдения эргономических требований при проектировании АРМ и соблюдения санитарных норм при работе с ними обусловлено продолжительной работой пользователей за компьютерами, потенциально способной привести к заболеваниям глаз, нарушениям костно-мышечной системы, кожным заболеваниям, усилению аллергических реакций, возникновению стрессовых ситуаций и др.
Продаваемые компьютеры и дисплеи должны иметь гигиенический сертификат, при выдаче которого осуществляется проверка по ряду параметров: мощности рентгеновского излучения, напряженности магнитного и электрического полей, величине поверхностного электростатического потенциала, уровню звука.
Снижению утомляемости пользователя способствуют:
использование дисплея с плоским экраном и антибликовым покрытием (предпочтительнее дисплеи на жидких кристаллах);
правильное расположение источников света с номинальной мощностью;
поддержание расстояния между экраном и глазами на уровне 40—50 см;
перерывы на 15—20 минут после двух часов работы;
регулярная протирка экрана, влажная уборка помещения и его периодическое проветривание (эффективны кондиционеры).
Большое значение имеет использование эргономических клавиатур, имеющих оптимизированную форму; они не только повышают производительность пользователей, но и снижают общее утомление в течение рабочего дня.
Отличительными особенностями АРМ на современном этапе являются:
использование ПК в качестве универсального устройства децентрализованной обработки и хранения данных;
возможность работы в рамках локальных, а при необходимости и глобальных компьютерных сетей;
гибкие адаптационные возможности, позволяющие выполнять настройку АРМ под специфические особенности конкретной организации;
использование интегрированных пакетов прикладных программ;
применение дружественного пользовательского интерфейса с развитыми возможностями визуализации данных и результатов обработки (WIMP- и Web-интерфейс), расширение возможностей использования в диалоговом режиме терминологии областей деятельности пользователей, использование эффективной справочной системы по работе с ПО;
совместное использование информационных ресурсов (БД) с учётом политики разграничения прав доступа, совместная работа многих пользователей над общей задачей;
возможность загрузки/выгрузки данных на основе широко используемых форматов представления данных;
усиление поддержки аналитической составляющей в деятельности различных категорий пользователей.
В целом АРМ, реализуя широкие возможности современных ИТ, позволяют резко повысить эффективность деятельности различных категорий пользователей посредством
ü расширения объёма используемых данных,
ü увеличения скорости их обработки,
ü повышения качества подготавливаемых управленческих решений, оперативности обмена данными и результатами их обработки.
2.Сетевое, локальное и внемашинное обеспечение АРМ
Если считать, что реально ИС является множеством взаимосвязанных АРМ, то по отношению к каждому из них все информационное обеспечение (ИО) следует разделить на локальное и сетевое (рис.1).
Локальное ИО — это исходные и результирующие данные и знания, непосредственно находящиеся в АРМ; сетевое ИО — это данные и знания, поступающие в АРМ из локальной сети, другого АРМ, сети Интернет или сетей сторонних организаций.
Сетевое ИО функционирует на основе корпоративных, коммерческих и других порталов, обеспечивающих единообразный доступ к корпоративным информационным ресурсам, а также ресурсам сторонних организаций и сети Интернет. Типовой состав корпоративного портала следующий:
поисковый механизм с единым механизмом доставки информации;
системы управления данными;
средства организации совместной работы пользователей с одними и теми же данными;
обеспечение безопасности.
Сетевое ИО содержит данные, которые могут быть затребованы для решения задач в различных узлах сети. Его поддержка в рабочем состоянии осуществляется специально создаваемой централизованной службой, в функции которой входит замена устаревших данных, их корректировка или удаление.
Как правило, сетевое ИО содержит нормативно-справочные данные, являющиеся едиными для всех подразделений предприятия, а также информацию из сети Интернет и информацию, поступившую от сторонних организаций (рис.2).
Рис. 1. Сетевое и локальное ИО АРМ
Рис. 2. Структура сетевого ИО предприятия
В свою очередь, локальное ИО АРМ делится на внемашинное и внутримашинное. Внемашинное ИО — это множество бумажных и других управленческих документов, воспринимаемых человеком, а также методов их построения. Рассмотрим структуру внемашинного ИО, представленную на 3.
Рис. 3. Структура внемашинного ИО АРМ
Экономические показатели относятся к фундаментальным понятиям экономической информатики, так как на их основе создается любая информационная система экономического профиля.
Экономический показатель — это неделимая совокупность реквизитов-признаков и одного реквизита-основания, образующих экономический смысл.
Например: план поставок материала "Бронза" для поставщика ОАО "Горизонт" в первом квартале 2005 года равен 200 тонн.
Реквизиты-признаки, указанные курсивом, предназначены для выполнения логических операций.Будучи закодированными, они используются вначале для написания расчётных формул, а затем для выполнения в процессе решения задачи логических операций (поиск, группировка, сортировка).
Реквизит-основание ("план поставок") используется для выполнения арифметических операций. Если реквизиты-признаки характеризуют качественные стороны объекта (коды, наименования, единицы измерения, время действия и т.д.), то реквизит - основание даёт его количественную характеристику (план, факт, процент, коэффициент, объём и т.д.).
Экономические показатели составляют содержание большинства управленческих документов. Под бумажным (ручным) документом понимается информационное сообщение на естественном языке, зафиксированное ручным или печатным способом на бланке. Бумажные документы, созданные на базе стандартов, называются унифицированными. В состав унифицированной документации входят финансовая, банковская, расчётно-платежная и др.
Все управленческие документы делятся на три группы:
входные оперативные;
нормативно-справочные (условно-постоянные) и
результирующие.
Во входных оперативных документах фиксируются факты финансово-хозяйственно-производственного характера.
Наиболее объёмная нормативная документация — та, которая содержит материальные и трудовые нормы на изготовление продукции. Справочная документация содержит расшифровки кодов материалов, табельных и инвентарных номеров и т.д. Плановые документы предназначены для фиксации плановых показателей выпуска и реализации продукции, её поставок и продаж.
Результирующие документы предназначены для конечного пользователя. Это ведомости, отчёты, таблицы, диаграммы, графики, используемые для формирования отчётности и принятия решений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление