Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Экспериментально подтверждено, что Ж превосходят М только

Резюме.

Экспериментально подтверждено, что Ж превосходят М только

· по беглости речи (скорость порождения грамматически правильных предложений);

· порождению предложений при наличии ограничительных условий;

· называнию слов, привязанных к одной определенной области (мебель, еда, одежда);

· выполнению вербальных заданий, связанных с категорией цвета;

· Ж демонстрируют лучшую, чем М, вербальную память (воспроизведение текста и списка несвязанных слов).

 

 

27 дек. в 10:00 (без опозданий!) в 11 ауд. будет зачет. Разделит всех на группы по первым буквам фамилий (А-К - 1 группа, напр., и т.д.) и раздаст каждой группе вопросы. Письменный зачет. Заранее заполнить в зачетке строчку с гендером и отдать старосте.

 

Соотношение понятий «биологический пол» и «гендер»

Энтони Гидденс (социолог) выделяет 3 подхода к этому вопросу:

1) биологическая основа различий: то есть за отличие врожденное отвечает биологический пол

2) главная роль - социализация и обучение гендерным ролям (это делают социальные институты). Человек рождается, обладая биол. полом, а потом он развивает гендер - тот гендер, который свойственен его биол. полу => Биологический пол - это основа, каркас гендера.

 

Но ведь есть люди, у которых гендер не совпадает с полом. К тому же, в этой концепции отрицается роль индивида, а это неправильно. Так что у этой концепции есть минусы.

 

3) И пол, и гендер - социально конструируемые продукты. Тело человека подвержено действиям социальных сил - они его формируют. Т.е. человек меняет свое тело в соответствие с требованиями общества. Не только гендер является данностью, но и пол. Т.е. биологическая основа гендерных различий вообще отрицается.

 

Взаимодействие разных аспектов идентичности личности

Считается, что личность - единство, целостность. Экзистенциалистский подход односторонне понимал различие между мужчиной и женщиной: всё исходит из пола. Ранние исследования тоже не были глубокими.

Сейчас понятно, что гендер взаимодействует с другими аспектами человека:

- возраст,

- соц. статус,

- этонокультурная принадлежность.

 

Исследования 80-90х гг. XX в. (экзистенциалистские):

Патрисия Николс исследовала темнокожих Ж и М, жителей Южной Каролины и Джорджии. Она обнаружила, что речевые характеристики Женщин (литературный вариант или диалект) отличаются не только от варианта мужчин, но и от варианта пожилых женщин. Выбор литературного варианта языка либо диалекта определяется социальным положением женщин. Во многих местах (в гос. учреждениях) нужен литературный английский. Мужчинам же чаще всего не нужен литературный язык - они работают на стройках. И пожилые женщины общаются со своими соседями или с родственниками - им не нужен литературный язык.

 

Беттина Барон исследовала женское коммуникативное поведение. У женщин - сотрудничество, у мужчин - конфронтация. Плюс она смотрела на соц. статус и на симметричность соц. статусов людей. => Отсутствие конфронтации никак не связано с полом. И с гендером оно не связано! Влияла симметричность социальных статусов (подчинённые вежливо и доброжелательно разговаривают с начальниками).

 

В языке есть конструкция «не правда ли» (и другие конструкции такого типа), которая служит либо для фасилитации (облегчения коммуникации), либо для разрушения коммуникации. Долгое время считалось, что конструкции такого рода характерны для женщин. Но на самом деле, коммуникативные вопросы у женщин и мужчин не различаются!

 

В 1989 году П. Эккерт высказала важную мысль: пол не связан напрямую с речевыми особенностями. Его действия опосредованы гендером и другими условиями.

Д. Камерон сказала: Быть мужчиной или женщиной не значит быть в одной из этих категорий, а значит совмещать в себе множество условий. В общем, она сказала примерно то же, о чём говорила Эккерт.

Нельзя сводить разные идентичности к статусу простых переменных, которыми легко можно манипулировать, добавляя их в целостность или изымая из неё. Целостность личность - нечто целое, неразделённое.

Эккерт: Нельзя говорить о среднестатистической женщине и быть ей. Женщина всегда имеет классовую и этническую принадлежность и так далее.

+ Всегда надо учитывать коммуникативную ситуацию! Здесь надо учитывать всё.

 

Современный подход к гендерным исследованиям

· Подходы к коммуникации.

В XX в. в 50-е годы возник подход к коммуникации как к передаче информации (то есть есть отправитель информации и есть получатель, который получает ту же информацию, которую ему передали).

Позже возник инференционный подход. Отправитель и Получатель (их теперь называют Адресант и Адресат) не одинаковы, и Адресат получает не только ту информацию, которую ему передаёт Адресант, а ещё делает свои выводы.

Позже возник ещё один подход: интеракционный. Адресат не только делает выводы, но и считывает информацию, которую даёт ему поведение адресанта. Т.е. важно ещё и то что происходит вокруг говорящих.

Есть ещё инференционно-интеракционный подход: человек конструирует гендер всем своим поведением. Гендер не отражается в речи, а конструируется всем поведением. Эта идея появилась достаточно давно: в работах Гоффмана.

Гоффман высказал идею о том, что женщины и мужчины используют язык определенным образом для того, чтобы быть и восприниматься представителями определенного пола.

Т.е. высказывания - это кирпичики, из которых в рамках каждого взаимодействия мы строим образы себя и других. Этот принцип называется принципом перформативности гендера.

Т.е. гендер - мир взаимодействия мужского и женского. По Гоффману, это «системная характеристика социологического порядка, от которого невозможно избавиться или отказаться» - она постоянно воспроизводится в структуру самосознания и взаимодействия.

Перформативность связана у Гоффмана с перформансом.

 

Бартлет тоже отрицает мысль о том, что пол - основание для гендера. Гендер - повторно совершенные действия, которые создают идентичность, а не являются её проявлением. Гендер - то, что человек демонстрирует, делает, представляет, а не то, что он имеет.

Гендер индивиды создают по-разному в разных ситуациях. Но такая свобода - не полная, так как все смыслы должны быть культурно-узнаваемыми, поэтому они повторяемы.

 

Наряду с принципом повторения важно также конструирование принципа практики.

 

Принцип практики

Коттхофф и другие исследования высоко ставили роль практики. Речь идёт о лингвистических практиках, включенных в нормативное конструирование гендера. Т.е. любая сфера общения в любой среде имеет свои нормы общения. Конструирование гендера зависит от того, в какой среде это происходит (!).

Специфика практики - в конвенциональном представлении о том, какое поведение уместно для М и для Ж в определенной ситуации общения, практики. Вывод: Нужно изучать различия в поведении в конкретных практиках. В разных ситуациях человек разный.

 

Есть масса примеров, как практика влияет на конструирование гендера.

Дж. Коатс в своих исследованиях показала, что в разных контекстах/практиках женщина по-разному проявляет свой тип женственности. На работе она чаще всего конструирует его с помощью косметики, а дома - по-другому (готовит, например…).

 

Модели поведения усваиваются в социализации и на практике, считает Гоффман.

Страшно, что сейчас СМИ формируют модели поведения у людей. Человека, при этом, учат, как себя вести в повседневной жизни, не в экстремальной ситуации.

 

Гоффман выдвинул идею существования гендерного дисплея. Это эмоц. поведения, их многообразие. Изучал нормы мужественности.

Д. Камерон развивала эту идею. Даже традиционные типы гендерной идентичности могут по-разному проявляться в разных ситуациях. Люди - не автоматы, воспроизводящие мужественность и женственность. Они всегда имеют варианты поведения.

Коттхофф: Сдержанность речевого поведения мужчины, например, создают образ «не-мачо», более современный тип. А для женщин это норма.

 

Свобода в речевом поведении не бесконечна. Обществ. институты регулируют это.

 

«Создание» гендера (Doing gender)

Авторы этой концепции - К. Уэст и Зиммерман (две женщины). Создание гендера - комплекс сознательно конструируемых действий, целью которых является выражение М/Ж природы. Гендер - эмерджентная (сиюминутная) характеристика ситуации, а не качества личности.

Не все с этим согласны.

+Гендер - средство легимитизации гендерного разделения в обществе.

Общение - интерактивный и институциональный процесс.

Гендер - не аспект идентичности личности, а характеристика ситуации. Это значит, что внимание переключается на взаимодействие интеракционных моделей. Гоффман же уделял внимание дисплею, средству выражения, а не средству содержания.

Они упомянули социализацию. И они правы: человек усваивает типы поведения и проводит мониторинг своего поведения и поведения окружающих.

+Очень важно время, эпоха (например, рыцари в 16 века часто плакали. Для нас сейчас это странно).

 

Хиршауэр начал говорить и об Undoing gender - т.е. о случаях, когда гендер создавать не нужно, когда эти качества как бы спят в человеке. В разных ситуациях мы затушёвываем свои качества.

Он говорил о том, что многие ситуации не являются гендерными. Но: индивид всегда рассматривается либо как Ж, либо как М, пока он не сменит пол. Т.е. вне зависимости от того, проявляет свой гендер человек или нет, он всё равно есть.

Если человек ведёт себя так, как это свойственно человеку противоположного пола, это является вызовом обществу.

Т.е. создание гендера неизбежно.

Уэст и Зиммерман говорили о том, что эта категория релевантна почти для любой ситуации.

 

<…? не успела записать>:

- распределение власти и ресурсов в обществе,

- легитимизация отношений М и Ж как отношений типа «начальник - подчинённый».

Гендер, таким образом, можно считать мощным конструктом идеологии.

 

Понятие габитус (хабитус)

Это понятие ввёл Пьер Бурдье. Он объяснял способы поддержания общественного порядка. Габитус - это набор убеждений и привычек, устойчивых и передаваемых из поколения в поколение, который формируется у индивида в зависимости от того, к какому общественному слою он принадлежит, с какими людьми или объектами взаимодействует, какие навыки и знания получает, в каких дискуссиях участвует. Габитус образует систему и возникает благодаря культуре, истории и другим условиям. Габитус связывает все аспекты идентичности личности.

Используя и интерпретацию языка, он указывает на то, что внутри гендерных групп существуют варианты. Здесь можно вспомнить Коннелла (типы в обществе).

 

Ещё немного про задачи гендерной лингвистики:

В гендерной лингвистике сейчас происходит переход от соотнесения языковых форм с гендерными группами говорящих к изучению того, как индивиды создают гендер, представляя себя и других лицами того или иного пола. Признано, что язык может позиционировать М и Ж как соц. об. разными способами. Это осуществляется с помощью языковых средств разных уровней, представленных в словаре (например, мисс, миссис, баба). + С помощью конвенций вербального поведения (т.е. что можно делать М/Ж, а что нельзя).

Если это обобщить, то задача лингвистики сейчас - изучение способов воспроизведения гендера средствами гендера. Мы изучаем лингвистические практики гендерных групп, гендерную предпочтительность и т.д.

Задачи лингвистики

Анализ структуры языка позволяет нам получить информацию о том

- какую роль играет гендер в той или иной культуре,

- какие поведенческие нормы для М и Ж фиксируются в текстах разного типа,

- как меняются представления о гендерных нормах со временем,

- какие стилевые особенности речи могут быть отнесены к преимущественно женскому и преимущественно мужскому,

- как осмысляется мужественность и женственность в разных культурах,

- как гендерная принадлежность влияет на усвоение и использование языка.

 

Важно то, что речевые характеристики мужчин и речевые характеристики женщин не надо противопоставлять.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Языковые особенности М и Ж | Основы строительства и инженерное оборудование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.