Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия стабильности и механизм трансформации политической системы

III. Системообразующие связи в политических системах, политических нормах.

Политические нормы – это совокупность принципов завоевания, удержания и использования государственной власти, принятые в данной политической системе.

Политические нормы обеспечивают целостность политической системы, определяют ключевые особенности ей функционирования.

1) Уровень политической конкуренции, т.е. характер распределения власти между политическими субъектами, степень их взаимной автономии, наличие или отсутствие возможностей для оспаривания политических решений со стороны конкурирующих акторов.

2) Особенности обратной связи, т.е. меру влияния населения на процесс осуществления власти, степень публичности политической деятельности, наличие или отсутствие общественной дискуссии по поводу важнейших политических решений.

3) Источники и способы формирования структур государственной власти (соотношение принципов назначения и выборности на ключевые политические посты).

Структурная модель политической системы.

Схема!

Определение функции политической системы как единого целого связано с ответом на вопрос: «зачем люди вступают в рамках общества в особые политические отношения?», т.е. какова главная функция политики как сферы общественной жизни. Чаще всего утверждается, что эта функция связана с достижением людьми тех или иных коллективных общезначимых целей.

Коллективные цели могут быть самыми разнообразными и носить экономический (удовлетворение материальных потребностей), собственно политические (смена правительства, расширение политического участия и т.д.), культурный и иной характер. Главное для их реализации всегда требуется воздействие на всё общество, т.е. использование государственной власти.

Таким образом, политическая система – это система взаимодействия политических субъектов в рамках общества по поводу достижения коллективных общезначимых целей.

Стабильность политической системы – обозначает её способность поддерживать свою качественную идентичность, воссоздавать свои основные компоненты, обеспечивать связанность и упорядоченность политического взаимодействия.

Критерии стабильности политической системы:

А) Главное условие стабильности политической системы – её функциональная адекватность. Для того, чтобы оставаться стабильной политическая система должна выполнять своё функциональное предназначение, т.е. обеспечивать достижение коллективных общезначимых целей. Примеры коллективных целей: обеспечение безопасности граждан, построение коммунизма, искоренение бедности и т.д.

Б) Главным показателем стабильности политической системы, сохранением её целостности, является преобладание системы политических взаимодействий, т.е. взаимодействий, основанных на доминирующих принципах осуществления власти (политических норм). При этом в условиях штатного функционирования несистемные взаимодействия либо устраняются политической системой с помощью принятия и реализации соответствующих властных решений, либо оттесняются на периферию политической жизни.

В) Механизмом поддержания стабильности политической системы является совокупность политических практик, обеспечивающих воспроизводство в политической системе определенного типа политических отношений. Каждая из этих практик поддерживает стабильность функционирования определенного уровня политической системы.

a) Политическая социализация. Усвоение участниками политических отношений, образцов поведения, основанных на доминирующих политической системе политических норм. Этот процесс обеспечивает устойчивость «элементарного» уровня политической системы, уровня непосредственных политически взаимодействий.

b) Политическая структуризация. Процесс создания в рамках политической системы различных политических структур, способных обеспечить выполнение системы необходимых функций и функционирующих на основе доминирующих в системе политических норм. Этот процесс обеспечивает устойчивость структурного уровня политической системы. Примеры политической структуризации: создание в СССР системы советов и властной пирамиды органов КПСС, создание в 2000-х годы «исполнительной вертикали» и т.д.

c) Политическая легитимация. Процесс, в ходе которого общие принципы функционирования политической системы (политические нормы) получают признание и поддержку населения. С помощью политической легитимации обеспечивается стабильность системно нормативного уровня политической системы.

Трансформация качественных характеристик функционирования политической системы, связанных с нарушением описанных выше условий и механизмов обеспечения политической стабильности. Следовательно, ключевая причина выхода политической системы из стабильного равновесного состояния – это функциональная неадекватность данной системы, её неспособность обеспечивать достижения коллективных целей общества. Основными показателями превращения равновесной политической системы в неравновесную являются нарушения механизмов политической социализации, структуризации и легитимации. Это проявляется в нарастании соответствующих процессов обратной направленности.

a) Десоциализация - отказ большей части политических субъектов от ориентации на сложившейся ранее правила политического взаимодействия и начало усвоения ими внесистемных моделей политического поведения.

b) Деструктуризация – распад структурного уровня на сегменты, в каждом из которых устанавливаются свои нормы и правила политического взаимодействия.

c) Делегитимация – размывание представлений населения о правильности существующего политического порядка, рост недоверия граждан к структурам и акторам, ассоциирующимся с отжившей политической системой.

Исследователь Д.Г. Красильников выделяет следующие базовые параметры межсистемных политических ситуаций:

1) Делегитимация власти

2) Легализация политических сил внесистемной ориентации

3) Существование старых и новых властных структур (двоевластие)

4) Фрагментация властных структур (деструктуризация)

5) Ослабление политического принуждения

6) Рост роли масс в политическом процессе

7) Генезис и развитие межсистемного центризма, политики лавирования между системными и внесистемными силами.

Таким образом, в ситуации неупорядоченного функционирования, политические нормы, ранее доминировавшие в политической системе, вынуждены конкурировать с иными моделями организации политических отношений. В целом такая ситуация представляет собой «борьбу на равных» системных и внесистемных форм взаимодействия политических субъектов в обществе.

Выход политической системы из неравновесного состояния (прохождения ею точки бифукации) связан с возникновением на основе временных, неустойчивых и локальных политических взаимодействий системообразующий (диссипативный) структуры, которая в результате победы за власть устанавливает доминирующие принципы политического взаимодействия (политические нормы), устраняет или нивелирует особенности несогласующихся с этими принципами форм политических отношений. При этом происходит качественное изменение основ функционирования политической системы и начинается развитие новых системных форм политического взаимодействия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Подсистемы политической системы – политические структуры (организации, организационные комплексы) | Теория гражданского общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.