Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии штрих-кодирования

Штрихово́й код (штрих-ко́д) - графическая информация, наносимая на поверхность изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами - последовательность чёрных и белых полос либо других геометрических фигур. Штрихкодирование получило широкое распространение в торговле и логистике.

 

Способы кодирования информации:

- Линейные - штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространённые линейные символики: EAN (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 — используются 13 цифр), UPC (UPC-A, UPC-E), Code56, Code128 (UPC/EAN-128), Codabar, «Interleaved 2 of 5». Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации.

 

- Двухмерные - были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штрихкоды появились исторически ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали. Примерами таких штрих-кодов являются PDF 417, MaxiCode, Data Matrix, Aztec Code м др.

 

 

Штриховой код состоит из прямоугольных штрихов и пробелов переменной ширины. Кодирование в штриховых кодах происходит путем изменения ширины и местоположения штрихов и пробелов, представляющих числа и, в некоторых случаях, знаки. При перемещении светового источника через них, фиксируются изменения в количестве отраженного света, и полученное таким образом изображение преобразовывается в алфавитно-цифровые символы, которые, собственно, и закодированы в виде штрихового кода. Полученный код сравнивается в компьютере с уже имеющимися кодами в базе данных, чтобы определить, какой информации он соответствует. В универсамах, например, эта информация могла бы говорить о весе или цене на товар; при перевозках можно было бы закодировать отправителя и место назначения, информацию об изделии, как то: номер партии, срок годности и т.п.

Другими словами, штриховой код - символьный ключ к информации в базах данных. Единственная информация, которую он несет, просто ряд чисел и/или символов. Его назначение - уникальная связь с информацией, сохраненной внутри компьютерной системы, которая может быть автоматически быстро, легко и точно извлечена из базы данных.

 

Сканер штрих кода - это устройство, которые считывает штрих код, нанесённый на упаковку товара, и передаёт эту информацию в компьютер, кассовые аппараты, POS-терминалы. Сканеры штрих кода широко используются в сфере торговли и услуг для быстрой идентификации товара, при отпуске, складировании и т. д.

 

Ручной сканер Встраиваемый сканер

Рис. Сканеры штрих-кодов

 

Штрих код, несущий в себе информацию для идентификации товара наносится на упаковку товара при производстве изготовителем либо печатается при помощи специализированного принтера - принтера этикеток и считывается сканером.

 

Рис. Принтер штрих-кодов

 

 

Исторически сложилось так, что в торговле наиболее часто используется линейный код EAN/UPC.

Universal Product Code (UPC) или универсальный код товара - американский стандарт штрих-кода, предназначенный для отслеживания товаров в магазинах. UPC был разработан в 1973 году Джорджем Джосефом Лорером (George Joseph Laurer), работавшим инженером в корпорации IBM. В июне 1974 года первый UPC сканер производства корпорации NCR был установлен в супермаркете Марш (Marsh) в городе Трой (Troy) штата Огайо. 26 июня 1974 года кассиром этого супермаркета был просканирован первый товар - блок 10 фруктовых жевательных резинок компании Wrigley

European Article Number (EAN) или европейский номер товара - европейский стандарт штрихкода, предназначенный для кодирования идентификатора товара и производителя. Является надмножеством американского стандарта UPC.

Первоначально была разработана американская система UPC, содержащая в себе для кодировки товара 12 цифр, и она обрела такую популярность, что на неё обратили внимание и Европейские страны. К сожалению, весь диапазон цифр был занят для кодирования товаров США и Канады, а товары и фирмы монопольно регистрировались в США. Перед разработчиками европейской кодировки EAN-13 встала серьёзная задача расширить диапазон кодов и сделать независимую от США систему регистрации, обеспечив максимальную совместимость с кодировкой UPC, в результате решения которой был найден способ кодирования 13-ой цифры, первой по счёту (она обычно указывается арабской цифрой слева от штрихкода) с помощью 12 цифровых шаблонов, так же как и в UPC. При этом в кодировке EAN-13 удалось сохранить совместимость, а UPC стал подмножеством кодировки EAN-13 с первой цифрой 0.

Таким образом:

- кодировка EAN-13 смогла стать независимой от единого регистратора;

- для европейского товара не потребовалось вводить дополнительных полей со штрихкодом или второго поля с другим штрихкодом;

- штриховка американского товара не требовала никаких изменений.

Стандартизацией и регистрацией кодов EAN занималась европейская ассоциация ЕАN, в продолжение развития стандартов, разработанных организациями UCC (Uniform Code Council, Inc.) в США и ECCC (Electronic Commerce Council of Canada) в Канаде. В 2005 году эти организации объединились и образовали глобальную организацию по стандартизации «GS1».

В Украине товары маркируются штрихкодами EAN, которые присваивает нумеровальная организация Ассоциация "ДжиЭс1 Украина". GS1 является самоуправляющейся некоммерческой неправительственной организацией. Ассоциация создана в сентябре 1994 по инициативе Союза экономистов Украины, при поддержке Правительства, причастных министерств, ведомств и организаций. Постановлением Кабинета министров Украины от 12 декабря 1994 года № 821 Ассоциации предоставлены полномочия представлять интересы украинских производителей и дистрибьюторов в Международной Ассоциации Товарной Нумерации (EAN International) и в других международных ассоциациях и организациях, действующих в сфере автоматической идентификации и штрихового кодирования. Очень важно понимать, что только штрих-код товара (номер GS1), который официально получен через Ассоциацию обеспечивает уникальность номера товара (штрихкода) в планетарном масштабе и дает возможность любому заинтересованному лицу в мире по этому штрих-коду (barcode) товара мгновенно получить доступ к полной и актуальной информации.

 

Разновидности кода:

- EAN-8 (сокращённый) - кодируется 8 цифр.

- EAN-13 (полный) - кодируется 13 цифр.

- EAN-128 - кодируется любое количество букв и цифр, объединенных в регламентированные группы.

Коды EAN-8 и EAN-13 содержат только цифры и никаких букв или других символов. Например: 2400000032639. Кодом EAN-128 кодируется любое количество букв и цифр по алфавиту Code-128. Например:(00)353912345678(01)053987(15)051230, где (15) группа обозначает срок годности 30 декабря 2005.

 

13-значным штрих-кодом EAN маркируются на сегодня подавляющее большинство товаров развитых стран.

Код EAN-13 с точки зрения кодировки товара условно можно разделить на 4 зоны:

- Префикс национальной организации GS1 (3 цифры);

- Регистрационный номер производителя товара (4-6 цифр);

- Код товара (3-5 цифр);

- Контрольное число (1 цифра);

 

 

Префикс - это первая цифра кода, которая логически делит коды на виды выпускаемой продукции или входит в состав кода страны:

- «0, 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 «- для большей части товаров.

- «2» - Зарезервировано для внутреннего использования торговыми предприятиями, для весовых товаров. Переменная весовая часть кода UPC для таких товаров, как сыры, колбасы, свежие фрукты и других присваивается в магазине во время их упаковки. При этом левая часть кода - это внутренний код товара в этом магазине, а в правой части кода указывается вес или цена. Магазин сам определяет, как кодировать такой товар.

- «9» - для купонов, но многие торговые предприятия игнорируют это.

 

Код регионального представительства ассоциации GS1 (регистратора) (на рис.- это код страны), в которой зарегистрировался производитель продукции, и совсем не означает страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта. Ассоциация не запрещает регистрацию предприятия у регистратора другой страны. Хотя большинство предприятий регистрируется в представительстве ассоциации своей страны, это совсем не означает, что продукция произведена именно в этой стране.

Регистрационный номер производителя товара - это код предприятия производителя или продавца товара. Обычно он занимает 4-6 цифр, то есть для каждого регионального префикса может быть зарегистрировано от десяти тысяч до миллиона предприятий. Длина этого поля зависит от политики регионального представительства. Проблема связана с тем, что если длина этого поля больше, то можно зарегистрировать больше предприятий, но при этом каждому предприятию выделяется возможность регистрирования меньшего количества товара. То есть, если код предприятия составляет 6 цифр, то каждому предприятию выделяется пространство для регистрации 1000 единиц товара (в России и Украине код предприятия в настоящий момент – 6 цифр).

 

Код товара - это 3-5 оставшихся цифр. И длина этого поля зависит от политики регистратора, то есть, в зависимости от того, какую длину кода предприятия выбрал регистратор в качестве базовой. То есть, от одной до ста тысяч наименований. Вопреки сложившемуся мнению, цифровой код самого товара никакой смысловой нагрузки не несёт. Ассоциация рекомендует последовательное присвоение кодов по мере выпуска нового вида продукции без вложения в этот код какой-либо дополнительной смысловой нагрузки. То есть, это ни вес, ни цвет, ни цена, ни что бы то ни было ещё - это всего лишь порядковый номер товара, который компьютер терминала магазина просто берёт из своей компьютерной базы, где хранится как наименование, так и цена товара.

Следует отметить, что код товара 999 или 99999 вы вряд ли встретите на упаковках с продукцией, потому что этот код указывает на предприятие как таковое. Собственно говоря, код этого специфичного товара в совокупности с остальными частями кода идентифицирует уникальный код самого предприятия (Идентификационный номер предприятия или GLN) в целях автоматизации и обмена документацией. Аналогично и для его подразделений можно увидеть 998, 997, 996.

 

Контрольное число - последняя цифра контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

 

Как компьютерный терминал различает, где какая часть кода? Никак не различает. Это не нужно. Для компьютера важен уникальный код целиком, и именно этот код целиком прописывается в базу данных торгового предприятия. Исключение могут составлять только коды, начинающиеся с двойки, где предприятие может шифровать свою собственную логику для товара.

 

Для кодирования товара малой размерности применяется сокращённый код EAN-8, в этом коде отсутствует информация о производителе товара. Региональный регистратор последовательно присваивает товару порядковый номер в общем для всех пространстве номеров по заявкам, присылаемым производителями. Максимальное количество этих кодов значительно более ограничено.

 

Проверить штрихкод GTIN и получить информацию о товаре можно на сайте gepir.gs1.org. Если указать товарный номер, система поищет его в глобальном реестре GEPIR (Global Electronic Party Information Registry) и покажет данные о владельце товарного кода и ссылку на национальную организацию GS1, в которой код был зарегистрирован.

Если товар не найден в каталоге, это, скорее всего, означает, что производитель посчитал необязательным получать коды своих товаров в Международной организации GS1 и сформировал их самостоятельно. Какой смысл он вложил в эти обозначения - известно только ему самому и тому, с кем он этой информацией поделится.

Организации участвуют в формировании глобального реестра товарных номеров добровольно и если видят в этом для себя смысл. Участвовать приходится на платной основе. Если кто-то решил сделать штрихкод своих товаров уникальным - обращается к национальному регистратору, предоставляет информацию о себе и товаре, оплачивает членский взнос и отдельную сумму за каждый выданный регистратором штрихкод. Порядок цен примерно такой: от 50 до 300$ разовый взнос, от 3 до 20$ за каждый штрихкод (для организаций цены выше, для предпринимателей ниже, и зависит от количества - оптом дешевле).

Преимущества применения штрих-кодов в торговле заключаются в следующем:

- штрих-коды позволяют средним и крупным магазинам сократить время обслуживания покупателей;

- правильно нанесенные и читаемые штрих-коды позволяют посетителям быстро оплачивать приобретенные товары;

- моментальный доступ к инвентаризационной информации в режиме реального времени позволяет значительно ускорить все торговые процессы;

- штриховые коды позволяют на основе проведения «скользящих инвентаризаций» сразу же оформлять заказ на определенные товары;

- используя штрих-коды, Вы можете ответить не только на вопрос, что купил посетитель, а также когда он это купил и в какой комбинации. Штрих-коды позволяют полностью автоматизировать все процессы: от приемки товара до кассовых аппаратов;

- кассир, порой, даже не видит товар. Он проводит над ним сканером и вся информация из базы данных появляется на мониторе кассового аппарата, а также в распечатанном чеке. Полностью исключена вероятность обмана покупателя, так как суммы берутся компьютером из базы данных;

- возможность постоянного учета товара и проведения учетной политики. Исследования, проводимые некоторыми магазинами, позволяют проанализировать, в какие часы и какие дни недели лучше уходит тот или иной товар, и соответственно организовать подачу товара со склада в торговый зал.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологии электронного обмена данными и идентификации | Технологии радиочастотной идентификации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.