Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы развития в музыкальной форме




Функции частей музыкальной формы

Независимо от общего количества тем в произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме.

Существуют 6 функций частей формы:

1. Вступительная. Вступление – построение, которое появляется перед основной формой или ее частью.

2. Экспозиционная – изложение темы.

3. Связующая – между проведениями различных тем или разделами формы.

4. Серединная – построение, размещенное между другими или подобными по содержанию частями (как разновидность – разработка).

5. Репризная – повторное проведение темы (или тем) после какой-нибудь другой музыки. Репризность является одним из важнейших принципов формообразования, так как большинство музыкальных форм основано на применении реприз.

6. Заключительная.

Самостоятельный тип изложения имеют только экспозиционная, серединная и заключительная функции.

Признаки экспозиционной функции (и типа изложения): полное или относительно полное изложение темы, господство одной тональности, заключительный каданс. Признаки серединной функции (и типа изложения): дробное проведение темы или включение новой темы, тонально-гармоническая неустойчивость, серединный каданс или предыкт в конце. Признаки заключительной функции: фрагментарное изложение темы, тонально-гармоническое кадансирование, использование субдоминанты, применение регистровых сопоставлений.

Связки соединяют разные части формы в единое целое:

а) мелодический ход на фоне какой-либо гармонии;

б) несколько повторений каденций на тонике предыдущего раздела, за которыми следует модуляционный переход к тональности следующей части;

в) модуляционный переход;

г) разные виды секвенций (чаще всего модулирующие).

Предыкт – подготовление части формы. Выражен он следующими способами:

а) звучит аккорд доминантовой группы из будущей тональности, иногда фигурационно;

б) доминантовая гармония подается на сильных долях, в четных тактах, чередуясь с другими аккордами;

в) вводится доминантовый органный пункт.

Л. Мазель отмечает такие функции:

1. Изложение (экспозиция), т.е. первоначальное проведение.

2. Связующая часть («ход»).

3. Середина – между двумя сходными частями. Важным частным случаем середины является разработка.

4. Реприза.

5. Дополнение.

6. Вступление.

У С.С. Скребкова подобная классификация:

1. Изложение темы.

2. Связующая часть.

3. Середина.

4. Реприза.

5. Вступление.

6. Заключение.

Музыкальная форма, развертываясь во времени, представляет собой процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития музыкального материала (рис. 3):

Повторение Измененное повторение Разработка Производный контраст Контраст сопоставления

Удаление от первоначального материала

Рис. 3. Принципы развития в музыкальной форме

1. Повторность – точное повторение материала, иногда с той же каденцией.

2. Видоизмененная повторность (вариационность) – изменяется фактура, частично – гармонический план при сохранении размеров и каденций.

3. Разработка – проведение темы (или ее мотивов) частично из предыдущего раздела; при этом могут изменяться ее структура, тональность, она может проводиться на другой высоте или в другом голосе; используются секвенции.

4. Производный контраст – такое изменение предыдущей темы, которое приводит к появлению новой;

5. Контраст сопоставления – образуется в результате введения новой темы, которая вместе с предыдущей образует единое целое.

Для всех принципов развития темы существует ряд приемов превращения, которые называются тематической работой.

Способы преобразования мелодико-тематических построений
(по С.С. Скребкову)

1. Мелодическая орнаментация с использованием неаккордовых звуков или обогащение темы новыми аккордовыми звуками.

2. Растяжение или сжатие каких-либо интервалов.

3. Обращение, то есть предоставление интервалам противоположного направления.

4. Увеличение (аугментация) или уменьшение (диминуиция).

5. Возвратное (ракоходное) движение, то есть проведение построения от конца к началу.

6. Проведение со смещением на другую долю такта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.