Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рондо Филиппа Эммануила Баха

Рондо французских клавесинистов

Рондо

В поэзии рондó – наименьшая определенная строфическая организация стиха, сложившаяся в средневековой французской поэзии XIV–XV веков как жанр рондо восходит к французской хороводной песне-танцу с движением по кругу и куплетным возвращением музыки.

Рóндо («круг») в музыке – форма, в основе которой лежит чередование неоднократно возвращающейся темы (рефрена) с другими эпизодами.

Эпизод может быть оформлен и не оформлен структурно. Рефрен по структуре – период либо простая двух- или трехчастная форма. Между частями могут быть связки. Для рондо характерно наличие коды. Рефрен может варьироваться, прежде всего мелодически, может сокращаться до периода, что характерно для серединных проведений.

Слово «рондо» может обозначать жанр и скрывать форму (соната или рондо-соната). Для этой формы не характерна область драматического, но иногда может быть медленное рондо.

Это первый этап развития рондо, относящийся к XVII – первой половине XVIII века. (Рамо, Куперен, Дакен; в России – Бортнянский).

В особенностях рондо данного типа сказались характерные черты эстетики «просвещенного вкуса» эпохи французского классицизма: идея Руссо о «подражании природе» в программной изобразительности пьес, культ рациональной упорядоченности, символом которой стал Версальский сад, с деревьями, подстриженными в виде конусов и шаров; избегание резких контрастов, тем более конфликтов: «Хотите лишить музыкальную пьесу выразительности и таланта? Введите туда контраст…» (Д. Дидро).

Особенности:

1) Многочастность: обычно 7-9 частей, редко – 5 ч.

2) Части небольшие по размерам: рефрены в форме периода, а эпизоды не сложнее периода.

3) По материалу эпизоды мало контрастны и в тематическом и в тональном отношении. Может быть та же тональность, что и в рефрене, но с неустойчивыми функциями.

4) Эпизоды имеют тенденцию к постепенному разрастанию к концу формы.

5) Между эпизодом и рефреном связок нет, нет коды и вступления.

6) Рефрен обычно проводится без изменений.

Сам рефрен обычно называется «рондо», а эпизод – «куплет». Для рондо этого периода характерны названия, что не является программой.

Эстетика Ф.Э. Баха, выразившаяся в его рондо, прямо противоположна галантной классицистской уравновешенности французских клавесинистов – она созвучна течению «Буря и натиск».

Характеристики рондо те же, что и у французских клавесинистов: много частей, части небольшие по размерам, но есть свои особенности:

1. Рефрен может менять тональность.

2. Не сохраняется структура рефрена благодаря внутреннему развитию. Рефрен иногда становится похож на эпизод.

3. Есть эпизоды ярко фантазийного характера.

4. Размеры эпизодов и рефренов разные, но форма рондо сохранена.

5. Яркая контрастность между частями и внутри них.

Эту форму иногда называют «фантазия с рефреном».

Рондо Венской классической школы

В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена после «Бури и натиска» стиля Ф.Э. Баха форма рондо опять вступила в период эстетической регламентации. Но теперь она вместила в себя и разработочное развитие, и глубину контрастов, и эталонное равновесие многообразия и единства.

Область применения: финалы и медленные части инструментальных циклов, отдельные пьесы.

Композиционные особенности:

1. Стабилизация преобладающей пятичастной структуры со схемой АВАСА (RARBR), с более крупными составными разделами – простая двух- и трехчастная форма в рефрене, а иногда и в эпизодах.

2. Контраст между рефреном и эпизодами усиливается к концу, поэтому возникает зависимость: 2-й эпизод ярко контрастен, что подчеркивается тонально (1-й эпизод в D, 2-й – в S или одноименной тональности).

3. Между частями возможны связки. Типична связка к первому эпизоду. Второй должен наступить неожиданно, поэтому связка к нему не типична. Часто бывают связки от эпизодов к рефрену.

4. Рефрен в средних проведениях может варьироваться или сокращаться, но всегда проводится в основной тональности.

5. В некоторых рондо может быть ложный рефрен: частичное проведение рефрена в побочной тональности, за которым следует настоящий рефрен. Ложный рефрен относят к связке (Бетховен, Рондо ор. 51 №1).

У Бетховена происходит симфонизация рондо.

Кода возникла в результате необходимости привести контрасты к эстетическому единству, а кроме того, получить еще одну возможность разработочного показа тематического материала (в финале 10 сонаты Бетховена в связке к коде сначала обыгрывается эффект ложной репризы).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обрамление и концентрическая форма | Вариации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.