КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема фуги и ее преобразование в проведениях
Фуга Фуга [12] – полифоническая форма, основанная на квинтово-имитационном изложении и тонально-ладовом, контрапунктическом, регистровом, тембровом, фактурном, динамическом развитии темы. Классификация фуг возможна по нескольким признакам. 1. По числу голосов – от 2 до 6, чаще 3–4. 2. По исполнительскому составу: органные, сольные, ансамблевые, оркестровые. 3. По способу имитации в ответе: стреттная, квартовая, контрфуга, фуга в увеличении. 4. По строению темы: простые и сложные: а) простая – фуга на 1 тему; б) сложная – на несколько тем или на неодноголосную тему. 5. По типу композиции: а) тонально развивающаяся; б) контрапунктически развивающаяся; в) регистрово развивающаяся. 6. По степени развитости и законченности: а) фуга (развитая и законченная); б) фугато (незаконченная фуга); в) фугетта (небольшая фуга). Средняя фуга по количеству тактов относится к теме 20:1. если общее количество тактов меньше, то это фугетта. Элементы и разделы фуги. К элементам относятся тема, противосложение и интермедия. Иногда к элементам относят стретту и заключение. Разделами фуги являются строгая часть (экспозиция) и свободная часть. Тема – музыкальная мысль, составляющая содержательную и конструктивную основу фуги, служащая исходным моментом и итогом формообразования. Жанровые основы тем зависят от природы: · вокальные: хоральные и песенные (отчасти декламационные); · инструментальные: танцевальные и моторные. Признаки жанровых основ тем: 1. Хоральные темы: а) вокальный тип интонирования; б) мерный, но скрыто нерегулярный ритм; в) недетализированный мелодический рисунок; г) как правило, единого строения; д) начало на первой доле, окончание – на любой сильной. Примеры из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха[13]: cisI, EII, fI, HII. 2. Песенные темы: а) вокальный тип интонирования; б) детализированный мелодический распев; в) разделение тонов мелодии на стержневые и опевающие; г) непериодичный ритм; д) тенденция к мотивному расчленению; е) начало – часто не с первой доли, часто – слабое окончание; ж) начало с I или V ступени, окончание – на любом тоне Т53. Примеры: cII, CI, esI, fisI. 3. Декламационные темы: а) сочетание вокальных и речевых интонаций; б) резкий мотивный контраст; в) наличие остроэкспрессивного оборота; г) использование трудноинтонируемых скачков; д) наличие пауз; е) репетиция на одном тоне. Примеры: gI, gII, aII. 4. Танцевальные темы: а) инструментальная природа; б) периодичность; в) повтор ритмоформулы; г) размашистый и детализированный мелодический рисунок; д) скрытое неодноголосие. Примеры: cI, GI, CisI, EsI. 5. Моторные темы: а) инструментальная природа; б) равномерный ритм; в) периодичный детализированный музыкальный рисунок; г) репетиционные повторы. Примеры: GII, eI, cisII, gisII, BII. По диапазону тема может быть от уменьшенной кварты (cisI) до полутора октав (GII). По протяженности строение тем зависит от жанра (самые короткие – хоральные, самые длинные – моторные) и от мастерства автора (чем больше мастерство, тем темы короче. У раннего Баха много длинных тем). Общий принцип строения тем бывает двояким: это либо тематическое ядро с развертыванием, либо идея контрастов двух типов движения. По строению тема может представлять собой простую периодичность, пару периодичностей и даже модель строения фуги в целом[14]. Ответ – второе проведение темы в фуге. Функция ответа двойственная: 1. Повторение и утверждение темы. 2. Перемещение самой темы в новый контекст (неодноголосие и другая тональность). Таким образом, основная идея ответа – самоутверждение и самоотрицание. Существуют 2 вида нормативных ответов: 1. Реальный – точная транспозиция в тональность доминанты. 2. Тональный – вариант темы, в которой ступень, соответствующая доминанте, заменяется субдоминантовой, а тональность D – тональностью S. Происходит спуск на секунду звука, мотива или фрагмента темы. Тональный ответ возможен тогда, когда D активизируется в начале или в конце темы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |