Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компрессия




Применение эквалайзеров и фильтров.

Эффекты и обработка звука.

Микширование звука – искусство, благодаря которому звук приобрёл качественно новую окраску. В этой главе будут рассмотрены основные вопросы и методы работы в этой области, а также «маленькие хитрости», упрощающие жизнь звукорежиссёра. Добиться качества звука, имеющего тысячеваттную мощность, - задача не тривиальная, требующая большого опыта и знаний, приобрести которые за пять минут не представляется возможным.

 

 

Эквализация – самый мощный из всех эффектов, несмотря на то, что он может быть менее очевиден. Более того, чем меньше заметна обработка звука эквалайзером, тем лучше.

Подавление частот более эффективно по сравнению с их усилением и во многих случаях позволяет избежать самовозбуждения. Для определения частотного диапазона, с которым будет работать эквалайзер, проще в начале использовать режим усиления.

В системах звукоусиления часто применяются эквалайзеры особого типа – фильтры. Отфильтровывая с помощью HPF – фильтра суббасовые частоты, которые система звукоусиления не в состоянии воспроизводить, можно добиться более чистого звука.

Фильтры типа LPF позволяют отделить от сигнала шипящие и свистящие шумы, однако не стоит забывать, что чрезмерное увлечение подобной фильтрацией срезает также и полезные высокие частоты звука.

Полосовой фильтр является комбинацией фильтров HPF и LPF, причём частота обрезания HPF-фильтра меньше, чем полоса среза для фильтра типа LPF. Подобного типа фильтры применяются в случаях, когда необходимо ограничить частотный диапазон воспроизводимого сигнала, например, голоса, для имитации телефонного звонка (полоса пропускания – 300-3500 Hz) или в прикладных системах звукоусиления, когда на первом плане стоит не качество звука, а его отчётливость.

Полосовые обрезные фильтры, называемые режекторными, используются для удаления какой-либо полосы из частотного спектра сигнала. Диапазон подавляемых частот обычно очень узкий, так что они не оказывают заметного влияния на остальную часть сигнала. Фильтры подобного типа часто применяют в борьбе с самовозбуждением системы.

 

Компрессия – процесс управления динамическим диапазонам сигнала. Применяя даже не слишком глубокую компрессию, можно добиться требуемого сокращения динамического диапазона сигнала, что избавит от необходимости приобретения более дорогих усилителей. Компрессия субъективно увеличивает громкость звука, делает его более плотным и акцентированным. Работу компрессора можно уподобить автоматическому манипулированию фейдером – если сигнал становится слишком громким, то фейдер прибирается, а когда громкость становится нормальной, фейдер вводится в прежнее положение. Процесс компрессии управляется рядом параметров.

Порог (threshold) – параметр, который определяет уровень, при превышении которого компрессор начинает управлять усилением. Если значение уровня сигнала меньше порогового, то компрессор не должен оказывать никакого воздействия на сигнал. Значение порога определяет – постоянно ли будет компрессировать сигнал или обработка коснётся только пиков.

Время атаки (attack time) – параметр, который определяет, насколько быстро компрессор будет реагировать на сигналы с уровнем выше порогового. Хотя есть много любителей быстрой атаки, не допускающей пиков, компрессор можно использовать и в творческом плане, устанавливая более медленную атаку с пропусканием начального пикового уровня, который должно выдерживать большинство систем, и управлением громкостью последующей части сигнала – при грамотно установленном пороге это позволяет добиться акцентированного звучания. Слишком быстрая атака может сопровождаться щелчками или хлюпаньем, в то время как более медленная позволит избежать подобных искажений.

Для получения специальных эффектов можно выставить медленную атаку и быстрое время восстановления, что чаще используется в студийных условиях записи.

Время восстановления (release time) – это время, за которое компрессор выходит из активного состояния после падения уровня сигнала ниже порового. Если время восстановления большое, то компрессор будет дольше находиться в активном состоянии, постоянно воздействуя на динамический диапазон входного сигнала, что может привести к ощутимой на слух пульсации, поскольку компрессия уже не приводит к его сглаживанию. Малое время восстановления способствует более сильному сглаживанию, но может привести к эффекту «захлёбывания», если уровень сигнала постоянно колеблется в районе порогового значения. Таким образом, установка значения времени восстановления – это поиск компромисса между коротким, эффективным, ощутимым на слух значением и длинным, менее эффективным, мягким значением. В качестве грубой рекомендации можно попробовать устанавливать время восстановления 500 ms – промежуток между двумя долями такта при темпе 120 ударов в секунду. Это значение можно использовать как отправную точку регулировки этого параметра для музыкального материала. Для вокала можно попробовать установить время восстановления в диапазоне от 1 до 2 секунд.

Коэффициент сжатия (compression ratio) – параметр, который определяет степень сжатия динамического диапазона сигнала, имеющего уровень выше порогового. Компрессоры, позволяя устанавливать небольшие значения этого параметра, сужают динамический диапазон при сохранении динамики звука. Лимитеры используют настолько большой коэффициент компрессии – более чем 20:1, - что уровень сигнала никогда не превышает значения порога: он практически обрезается. Лимитеры в основном используются для защиты системы от перегрузки, которая может вызвать искажения или привести к выходу из строя высокочастотных драйверов.

Коэффициент компрессии 2:1 уменьшает уровень сигнала, превысившего значение порогового, в соотношении 2:1. Например, если пороговое значение равно +4 dB, сигнал на выходе +10 dB, то на выходе компрессора будет сигнал с уровнем +7 dB, а пиковый сигнал +20 dB понизится до +12 dB. Теперь видно, как сильно может влиять компрессор на динамический диапазон сигнала. При коэффициенте компрессии 3:1 ранее взятые +10 dB превратятся в +6 dB, а +20 dB – приблизительно в +9 dB.

При использовании небольших значений коэффициента компрессии наблюдается тенденция снижения порога, что ведёт к расширению управляемого компрессором диапазона. Это происходит потому, что, при выставлении небольшой компрессии, преследуется цель регулировать динамический диапазон более плавно, поэтому и идёт расширение диапазона активной работы прибора.

Компенсирующее усиление (makeup gain) регулируемый параметр компрессора. В процессе компрессии уровень пиковых – превышающих пороговое значение – сигналов снижается, что приводит к падению общего среднего уровня. Компенсирующее усиление помогает восстановить средний уровень сигнала. Увеличивая значение этого параметра, можно существенно выиграть в усилении, поскольку усиливается средний уровень сигнала, и лишь немного сглаживаются пиковые значения. Что же касается глубины компрессии, то она определяется порогом и коэффициентом компрессии, поэтому можно добиться необходимых результатов, варьируя этими параметрами.

Компрессор сам по себе не привносит шумов, однако как и любой прибор, изменяющий общий уровень громкости, также усиливает или подавляет уровень шума, не отличая его от полезного сигнала. Таким образом, если прибор добавляет компресс 20 dB, то этот эффект необходимо компенсировать за счёт усиления на те же 20 dB. Вместе с полезным сигналом на 20 dB будут усилены и шумы. При достаточно больших значениях полезного сигнала шумы будут заглушаться, и только во время пауз или тихих частей шум станет заметным.

В силу этого эффекта большое значение имеет чистота исходного сигнала. Для очищения исходного сигнала от шумов перед компрессором часто включают гейт или экспандер – гейт, получая на выходе практически свободный от шумовой составляющей сигнал.

Некоторые компрессоры имеют встроенные гейты. Они обычно не отличаются высоким быстродействием, а единственным регулируемым параметром является порог, что не позволяет осуществлять гибкую точную настройку.

Большинство компрессоров объединяют в одном корпусе два прибора. Они могут работать как независимо друг от друга, так и в стереорежиме. Переключение между режимами происходит при помощи специальной кнопки – Link. Она объединяет две части прибора в одну стереопару таким образом, что оба канала обрабатываются одинаково и в результате общая стереокартина остаётся неизменной.

Как ранее было сказано, работой компрессора управляет входной сигнал. Однако в некоторых приборах предусмотрены дополнительные входы, позволяющие управлять работой компрессора при помощи других внешних приборов, например эквалайзеров. Эти входы называются боковыми каналами и позволяют осуществлять так называемую «частотную компрессию» - некое подобие дессирования. Увеличивая чувствительность бокового канала к высоким частотам, несущим звуки «с» и «т» при помощи эквалайзера, мы имеем возможность управлять уровнем сигнала именно на этих частотах, подавляя свистящие и шипящие звуки: поскольку они непродолжительны, компрессия не оказывает заметного влияния на общий сигнал.

Поскольку компрессор повышает средний уровень сигнала, необходимо следить за тем, чтобы система не самовозбуждалась. Усиливающий контур прибора находится в активном состоянии и во время пауз, что может привести к самовозбуждению. Единственный способ преодолеть этот неприятный эффект – повысить значение порога, чтобы понизить влияние компрессора на сигнал. Более медленная атака и восстановление также уменьшают вероятность возбуждения. Эти изменения требуют увеличения коэффициента компрессии.

В боковой канал можно заводить и другие сигналы. Например, можно управлять компрессией музыки с помощью уровня речевой программы. При этом сигнал, входящий через боковой канал компрессора, будет понижать уровень музыкального материала. Такая система позволяет поддерживать максимальный уровень, не затушёвывая при этом речь или вокал.

Компрессор может иметь VU – индикаторы. Поведение индикаторов зависит от того, какой параметр они отображают. Если в режиме компрессии они не показывают ничего, значит, прибор не оказывает никакого воздействия на сигнал. Если индикаторы зашкаливают, значит, вы слишком сильно компрессируете входной сигнал. Рекомендуемая степень компрессии 10 dB.

Иногда в компрессорах предусматриваются переключатели, определяющие режим компрессии: жёсткий или мягкий. При жёсткой компрессии прибор максимально быстро переходит в режим наибольшего подавления (что больше свойственно лимитерам). При мягкой компрессии прибор достигает установленного режима подавления постепенно. Этот режим позволяет добиться плавного перехода из пассивного состояния в активное.

Использование того или иного режима компрессии обуславливается инструментом, музыкальным стилем и эффектом, которого нужно достигнуть с помощью компрессора. Для обработки вокала лучше применять мягкую компрессию, в то время как для перкуссионных инструментов больше подойдёт жёсткий режим. Акустические гитары обычно обрабатываются с помощью мягкой компрессии, а при обработке электрогитар выбор режима зависит от стиля – вероятно, для соло, заглушённого звука и слэпа предпочтительнее жёсткая компрессия, а для игры «перебором» - мягкая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.