Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Формирование цены на продукцию предприятия

1. Экономическая характеристика цены. Классификация цен.

2. Ценовая политика. Этапы процесса ценообразования.

3. Стратегии Ии методы ценообразования. Ценовая тактика.

 

1. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Роль цены наиболее ярко проявляется в функциях, которые она выполняет. Важнейшие функции цены – учетная, соизмерительная, регулирующая, распределительная, стимулирующая.

Цены классифицируются по ряду признаков:

1) По характеру обслуживаемого оборота и структуре: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, отпускная, розничная, мировая цена, тарифы, наценки (скидки) предприятий сферы обращения (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), мировые.

Оптовая цена предприятия (Р опт) – цена предприятия-изготовителя, включающая в себя издержки производства (С) и прибыль (П).

 

,

 

где С – издержки производства, себестоимость единицы продукции, руб.;

П – прибыль, руб.

Оптовая цена промышленности или отпускная цена (Р отп) – цена, по которой продукция реализуется предприятиями и организациями.

 

,

 

где А – сумма акциза, руб.;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость, руб.

Цена закупки (Р зак) – цена, по которой сбытовые организации (предприятия розничной торговли) рассчитываются с предприятиями-посредниками.

 

,

 

где НП – надбавка посредника (без НДС), руб.;

НДСпосредника – сумма НДС, уплачиваемая посредником, руб.

Розничная цена (Р розн) – цена, по которой товары продаются населению, а также предприятиям и организациям при закупке через розничную сеть.

При реализации товара без посредника розничная цена определяется по формуле:

 

.

 

При реализации товара с использованием услуг посредника розничная цена определяется следующим образом:

 

,

 

где ТН– торговая надбавка (без НДС), руб.;

НДСторг – сумма НДС, уплачиваемая предприятиями розничной торговли.

2) По характеру регламентаций и режиму действия: предельные, договорные, прейскурантные, свободные, регулируемые, внутрифирменные (трансфертные), справочные, цены ноу-хау, монопольные (монопольно-высокая, монопольно-низкая, монопсонически-низкая), демпинговые.

3) По уровню утверждения и характеру дифференциации: зональные, поясные, местные (областные, краевые, республиканские, районные, городские);

4) По роли в планировании, прогнозировании и государственном регулировании: текущие, сопоставимые (сравнимые), принятые в плане (для предприятий), перспективные, прогнозные;

5) По срокам действия: постоянные (фиксированные), договорные, сезонные, ступенчатые (скользящие.

Скользящая цена определяется по формуле:

 

,

 

где

- Цена товара на момент поставки

- Цена товара на момент заключения договора

- Доля покупных материалов и ресурсов в цене товара (на момент заключения договора)

- доля заработной платы в цене товара (на момент заключения договора)

- Доля прочих элементов цены товара

, Средняя цена покупных материалов и ресурсов соответственно на момент поставки и момент заключения договора

, - Средняя заработная плата на предприятии соответственно на момент поставки и заключения договора.

.

 

Использование данной формулы позволяет избежать частых переговоров о корректировке цен между покупателем и поставщиком на продукцию в условиях инфляции.

6) По способу включения в цену транспортных расходов - различные виды цен franko (свободные цены), используемые при поставках на экспорт и импорт продукции. Здесь выделяют следующие виды цен.

Франко – завод (EXW)– цена, при которой продавец предоставляет готовый к отгрузке товар в распоряжение покупателя на своем предприятии и при этом не отвечает за расходы и риски, связанные с погрузкой и доставкой товара до места назначения.

Цены ФСА (FCA – франко-перевозчик)) и ФОБ (FOB – франко-борт судна) предполагают, что продавец оплачивает все издержки, связанные с товаром до момента завершения погрузки, а покупатель оплачивает основную транспортировку.

В случае применения цены ФАС (FAS – франко вдоль борта судна) продавец не оплачивает погрузку.

Цены ДАФ (DAF - доставка до границы), ДЕС (DES - поставка с судна), ДЕК (DEQ - поставка с причала), ДДП (DDP - поставка с уплатой пошлины), ДДУ (DDU - поставка без уплаты пошлины) означают, что переход рисков и распределение расходов между продавцом и покупателем происходят в оговоренном месте.

При использовании терминов КАФ (CFR – стоимость и фрахт), СИФ (CIF – стоимость, страхование и фрахт), СПТ (CPT – перевозка оплачена до), СИП (CIP – перевозка и фрахт оплачены до) продавец оплачивает основную транспортировку, а риск потерь и повреждений товара переходит к покупателю в месте погрузки.

2. Ценовая политика – это комплекс принимаемых руководством решений об установке цен на продукцию на различных рынках.

Основными целями ценообразования являются:

1. максимизация сбыта

2. получение максимальной прибыли

3. выживание на рынке

4. достижение лидерства по качеству продукции, в этом случае цены устанавливаются высокими

Процесс разработки и реализации ценовой политики состоит из следующих этапов:

1. постановка целей ценообразования

2. определение спроса на продукцию

3. оценка издержек

4. анализ цен товаров конкурентов

5. выработка ценовой стратегии

6. выбор метода ценообразования

7. установление исходной цены

8. ценовое поведение предприятия на рынке.

3. Стратегия ценообразования – это модель установления цены или ее последнего изменения

1. стратегия “снятия сливок” – устанавливается высокая цена, которая потом постепенно снижается и привлекает новых покупателей

2. стратегия проникновения на рынок – цена сначала устанавливается значительно ниже, чем цены конкурентов, а затем, когда предприятие заняло место на рынке, положение меняется.

3. стратегия психологической цены

4. стратегия следования за лидером – цены устанавливаются на основании цен фирм, лидирующих на данном рынке

5. стратегия престижной цены – установления чрезвычайно высоких цен на престижные, всемирно известные марки (Armani, hugo boss, romanson и т.д.)

6. стратегия гибкой цены – цена меняется очень быстро

7. стратегия приниженной цены – преднамеренно снижаются цены для завоевания рынка

8. стратегия цен потребительского сегмента – применяется широкий диапазон цен, потому, что каждая продукция имеет своего покупателя

Наиболее распространенными методами установления цен являются следующие:

Метод «издержки+» основан на установлении цены товара путем суммирования полных затрат и определенного размера прибыли.

Метод дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал.

Метод определения цен с ориентацией на спрос. Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов.

Метод установления цены на уровне текущих цен Предприятия-изготовители продукции исходят в этих случаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов.

Нормативно-параметрический метод, основанный на сравнении товара предприятия с аналогичными изделиями конкурентов.

Балльный метод. При данном методе расчет окончательной цены товара производится на основе разработанной шкалы оценок основных параметров данного товара.

Метод удельной цены. Расчет удельной цены производится путем деления цены базового товара на значение основного параметра. При расчете окончательной цены товара предполагается, что изменение основного параметра должен сопровождается таким же изменением цен.

Метод определения цены на основе торгов используется на центральных оптовых и торговых рынках, рынках ценных бумаг и недвижимости, тендерных торгов и аукционах.

Более точное определение цен осуществляется предприятием с помощью ценовой стратегии. Выделяют следующие стратегии ценообразования: стратегия низких цен, стратегия высоких цен, стратегия дифференцированных цен, стратегия единых цен, стратегия гибких цен, стратегия конкурентных цен, стратегия ценового лидера, стратегия следования за лидером, стратегия престижных цен, стратегия психологических цен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование товарной политики предприятия | Тема 13. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.