КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа философского знания. Философия – это разговор человека с миром
Философия – это разговор человека с миром Лекция Тема 1. Проблема человека, его свободы в европейской философии Курс лекций по социальной философии Четыре главные черты игры Игра как вид деятельности Особое место в жизни детей занимает игра (игровая деятельность). Дети играют в игрушки – своеобразный атрибут игры. Именно ценность игры, а не материальная ценность определяет истинную «ценность» игрушки. Пример (кусочек цветного стекла, светлячок «живой и светится») Игра один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического умственного и нравственного воспитания. А.С. Макаренко – «…«Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя немного изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует… В детском возрасте есть потребность в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу – время, а потехе час, а потому что как ребенок играет, так он будет и работать».
Процедурное удовольствие - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата. Эмоциональное напряжение – эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. Правила игры – наличие прямых или косвенных правил отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. «Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Определение природы и сущности человека в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), в философии средневековья (Августин) и Возрождения (гуманисты), Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, Руссо). Проблема свободы в античной, средневековой и возрожденческой философии. Учение о человеке, его свободе в немецкой классической философии (Кант, Гегель). Марксизм о человеке и его свободе. Индивид и общество. Проблема отчуждения. Феномен массы и массовый человек в философии 20 в. Свобода и отчуждение в экзистенциализме.
Что мне мир, его заботы и страдания, когда меня в нем не будет? (Печорин, «Герой нашего времени»)
Мировоззрение – это система взглядов на мир, на человека и его место в мире.
Всеобщие селекторы (руководящие правила), обеспечивающие устойчивость социума (общества), таковы: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе» («Золотое правило морали»), «Живи и дай жить другим» (старообрядцы), «Соблюдай меру» (Фалес), «Ничего слишком (ничего чрезмерного)» (Солон), «Следуй Природе» (стоики). Общество делится на тех, кто подчиняется правилу: «Надо, следовательно, могу» и тех, кто считает: «Могу, следовательно, надо». Задача выбрать – с кем ты.
Пофилософствуй – ум вскружится!(Фамусов) «Я богословьем овладел, / над философией корпел, / юриспруденцию долбил / и медицину изучил. / Однако я при этом всем / был и остался дураком» (Фауст).
Что выбираем? Возможности. Но что в них толку, если нет условий…
Живи сначала – после философствуй! (Без личного опыта всякая философия быстро портится)
Человек лишь слово в летописи поколений. Однако все что я ни делаю – я совершаю посредством своей индивидуальности.
1.2. Проблема смысла жизни Человек существо разумное, т.е. сознательно, свободно, по своей воле совершающее поступки. Он индивидуально-коллективно производит все многообразие форм социальной жизни, в основе которых, как ни крути, - природная необходимость. Во-1-х, человек производит себе подобных, однако, не ограничивается при этом рамками биологической программы. Во-2-х, человек производит общество, разные формы организаций, традиции, обычаи, отношения. От поколения к поколению организации совершенствуются, и мы все чаще встречаемся с шедеврами такого рода. В-3-х, человек производит духовные ценности, идеи, стремясь сделать это наилучшим образом. Наконец, в-4-х, человек производит вещи, материальные блага, технику. Всюду проявилось стремление к совершенству. Таково определение сущности человека. Arc longa – vita brevis Жизнь коротка, искусство долговечно 1. Жизнь – это миссия, 2. Жизнь есть труд. 3. Жизнь – творчество. 4. Жизнь – борьба. 5. Жизнь – стремление к победе. 6. Жизнь – игра. 7. Жизнь – любовь. 8. Жизнь – в познании. 9. Смысл жизни – в самой жизни. 10. Жизнь – в поиске Бога. «Сердцам нашим не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою» (Блаженный Августин). 11. Жизнь – в поиске счастья. 12. Жизнь проходит в поиске удачи. «Пусть неудачник плачет» 13. Жизнь – лабиринт, испытание, ребус. 14. Жизнь – путь к смерти. 15. Жизнь – поиски бессмертия. 16. Жизнь есть страдание. 17. «Жизнь есть сон» – Кальдерон, Декарт, Шопенгауэр, Байрон, древнеиндийские и древнегреческие школы скептиков.
Реализовать себя, свою сущность, множество возможностей, скрытых в нашем теле, в культурной оболочке; реализовать по каналам способностей. Для этого необходимо развить способности. Только посредством способностей человек удовлетворяет свои потребности (заодно и потребности общества).
1.3. Проблема отношения общественного и индивидуального
Что есть Я? Что первично – мы или я? Тело человека не есть только «я-тело», но и «мы-тело». Североамериканский индеец скажет о соплеменниках: «Мы – одно мясо». Как животное связано безусловным повелением инстинкта и слепо подчиняется логике популяционного развития, так и человек не в состоянии легко преодолеть рамки традиций, веками установленных архетипов и норм поведения. Каждый человек может стать личностью (уникальным общественным индивидом). Как разумно соединить в себе уникальное и общее? «Кто же, все-таки, я?». Личность, которой присущи, помимо общих свойств, также индивидуальные свойства, какая-то уникальность, неповторимость, ограниченность. «Я» – это наше тело, со всем его природным богатством, наша психика, наш социальный опыт, привычки, потребности и способности, наша память, наши мечты и идеалы, наше прошлое и будущее, наша жизнь. Существует человечество и отдельные индивиды. Индивиды пытаются жить за счет человечества. Однако данное на время (можно сказать – в аренду) тело придется вернуть, как и все блага цивилизации. Поневоле индивид живет ради человечества. Человеческий род обеспечивает свое бессмертие за счет смены поколений. Смысл жизни индивида – бессмертие рода, смысл жизни рода – в смене поколений. 2.Проблема человека в философии
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |