КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребление основных видов продуктов питания на душу населения
Использование денежных доходов населения
Несколько иную структуру потребительских расходов населения, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, показывает мониторинг Всесоюзного центра уровня жизни (ВЦУЖ) (в % к итогу): Потребительские расходы 100 в том числе на покупку: продовольственных товаров 38,5 непродовольственных товаров 41,3 оплата услуг 20,2 Несмотря на высокую долю продуктов питания в потребительских расходах, потребление продуктов питания сократилось из-за низкого платёжеспособного спроса населения и сокращения производства в агропромышленном комплексе (АПК). Удовлетворение потребности населения в тех или иных товарах важно не только по абсолютному объёму, но и в сопоставлении фактического среднедушевого потребления с его рациональной или минимальной нормой (табл. 2). Это позволит оценить степень удовлетворения потребности населения в товарах. Таблица 2
Государственное регулирование, направленное на повышение среднедушевого потребления населением продовольствия, должно сопровождаться снижением продовольственной зависимости страны от импорта. Только создание предпосылок для продолжительного устойчивого роста позволит в комплексе решать задачи повышения благосостояния народа. 15.5. Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчёта. Методом установления соответствия доходов и расходов населения является разработка баланса денежных доходов и расходов населения. Отчётный баланс составляется ежемесячно Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ в части расходов на покупку и продажу валюты и изменения сбережений. В разработке прогнозного баланса принимают участие Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Центральный банк РФ и др. Баланс имеет многоцелевое назначение и его показатели используются государственными органами для обоснования ряда решений. Главная функция баланса – прогноз покупательного спроса населения на товары и услуги для обоснования розничного товарооборота (табл. 3). Таблица 3 Сокращённая схема баланса денежных доходов и расходов населения
Превышение суммы доходов населения над его расходами даёт представление о приросте активов в форме денежной наличности. Превышение расходов над доходами свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счёт сокращения накопленных активов домашних хозяйств. Баланс используется для прогнозирования реальных доходов, структуры спроса населения на товары. Изменения в политике заработной платы, налоговой системе с физических лиц, пенсионного обеспечения, ценовая политика в области платных услуг и другие вопросы увязываются с показателями баланса и отражаются в них. Данные баланса необходимы для планирования денежного обращения. Изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте, процентных ставок по вкладам также учитываются при разработке баланса. Методика расчёта баланса денежных доходов и расходов населения при переходе к рыночной экономике существенно изменилась. В настоящее время оценка общего объёма доходов строится не на основе прямого учёта отдельных видов доходов (как это было до 1992 г.), а на основе суммирования расходов населения (платы за товары и услуги, обязательных платежей и взносов, сбережений во всех формах, приобретения валюты и т.п.). При этом показатели расходов населения на товары и услуги, получаемые на основе официальной торговой статистики, экспертно досчитываются (приблизительно на 20%). При этом в расходах на товары и услуги учитывается оборот доходов внутри населения (продажа товаров физическими лицами друг другу, транспортные услуги и т.д.). Когда же после этого определяется доля отдельных видов доходов (оплаты труда, социальных трансфертов и т.п.) в их общем объёме, автоматически появляются прочие доходы, куда, в частности, относятся и все доходы от предпринимательской деятельности. Покупательный (платёжеспособный) спрос населения на товары на основе баланса денежных доходов и расходов населения определяется по формуле: где - денежные доходы; - нетоварные расходы (налоги и услуги); - накопление (прирост сбережений во вкладах и покупке валюты). Платёжеспособный спрос на товары необходимо отличать от уровня покупательной способности денежных доходов населения, под которой, по методике ВЦУЖ, понимается уровень покупательной способности среднедушевых денежных доходов (количество наборов – прожиточный минимум. 15.6. Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения. Денежные доходы населения используются для приобретения и потребления материальных благ и услуг. Для прогноза структуры потребления используется нормативный метод. Суть его состоит в том, что при определении потребления и потребности в тех или иных благах не просто воспроизводится структура фактического потребления, она определяется либо с учётом научных представлений о системе потребностей и рациональности тех или иных уровней потребления, либо с учётом потребления, наиболее распространённого в обществе, потребления в той или иной стране и т.п. Инструментарием, с помощью которого может быть реализован нормативный метод, является разработка системы потребительских бюджетов. Первые опыты разработки и применения потребительских бюджетов в России были в конце 50-х – начале 60-х гг. Среди них центральное место занимала разработка рационального потребительского бюджета (РПБ). Его общая задача и назначение – быть эталоном потребления и мерой различных потребностей людей в материальных и духовных благах. В состав РПБ входил набор продуктов питания, нормы потребления непродовольственных товаров, нормативы обеспеченности жилищем, платными и бесплатными услугами. При этом рациональные наборы продуктов питания были дифференцированы по группам населения разного возраста, пола и занятости[4]. Нормативы потребления, составляющие РПБ, использовались при разработке народно-хозяйственного плана для определения заданий по производству в ближайшей и отдаленной перспективе. При этом нормативы рационального потребления периодически уточнялись, так как потребности изменчивы и эластичны. При переходе к рыночной экономике, в условиях резкой дифференциации уровня жизни не только по группам населения, но и по регионам, появилась необходимость использовать в социальной политике систему потребительских бюджетов: · бюджет прожиточного минимума (ПМ); · минимальный потребительский бюджет (МПБ); · бюджет высокого достатка (БВД). Прожиточный минимум – это сокращённый минимальный потребительский бюджет, рассчитываемый по ограниченному набору продуктов питания и услуг, обеспечивающий физическое выживание. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять потребности человека в питании и потреблении более широкого набора непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе прожиточного минимума и обеспечивающий восстановительный уровень потребления. Бюджет высокого достатка (БВД) обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы и позволяет удовлетворить рациональные физические и духовные потребности. В денежном выражении МПБ примерно в 2, БВД – в 6 раз выше прожиточного минимума. Разработка потребительских бюджетов может быть использована для решения следующих задач социально-экономической политики: · обосновывать показатели развития экономики (темпы экономического роста, отраслевую структуру экономики и др.) в целях повышения уровня жизни населения; · регулировать распределительные отношения: оплату труда, социальные трансферты, налоги с населения; · определять динамику и прогнозировать реальные доходы различных слоёв населения, их материальное положение; · регулировать процесс дифференциации населения по доходам, выявляя структуру населения. Для этой цели предлагается использовать следующие группировки населения: бедные – с доходами ниже прожиточного минимума (ПМ); малообеспеченные – с доходами выше ПМ, но ниже минимального потребительского бюджета (МПБ); среднеобеспеченные (относительно обеспеченные) – с доходами выше МПБ, но ниже бюджета высокого достатка (БВД); состоятельные и богатые – с доходами выше БВД. Наиболее общим индикатором экономического потенциала и уровня жизни населения является валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения. Поэтому в России с её большими межрегиональными различиями необходимо разрабатывать дифференцированные критериальные нормативы оказания государственной социальной помощи и оценки её эффективности с учётом типологии российских регионов. 15.7. Основные направления и механизмы регулирования уровня жизни. Уровень жизни населения регулируется с помощью государственных минимальных социальных стандартов, оплаты труда, социального развития и др. Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный законодательством РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. ГМСС – это социальные стандарты федерального уровня. В субъектах РФ и муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, повышающие ГМСС. Основные цели разработки ГМСС: · обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах; · укрепление единого социального пространства Федерации и относительное выравнивание уровней социального развития на территории её субъектов; · нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды; · совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития; · концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной политики. ГМСС применяется для определения следующих показателей: · минимальных доходов (минимальной оплаты труда и т.п.) и минимального прожиточного минимума; · минимальных размеров социальных пособий и выплат; · номенклатуры, перечней и наборов бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счёт финансирования из бюджетной системы РФ; · норм обеспечения населения социальными услугами и др. В настоящее время эти нормативы действуют в бюджетном планировании и регулировании на фактически сложившемся уровне, который не соответствует даже минимальным потребностям социальной сферы. Ближайшие цели и задачи по регулированию оплаты труда таковы: · обеспечение соответствия уровня минимальной зарплаты реально исчисленному прожиточному минимуму; законодательно установленный минимум зарплаты для наёмных работников предприятий всех форм собственности; · усиление государственных гарантий оплаты труда, способствующее введению социального стандарта – минимальной почасовой оплаты; · регулирование дифференциации в оплате труда с целью предотвращения резкого разрыва в оплатах труда по отраслям, учёт сложности и качества труда; с этой целью необходимо устанавливать верхний предел дифференциации; · регулирование ценообразования на товары первой необходимости и государственное регулирование антиинфляционных мероприятий (укрепление курса рубля и т.п.); · индексация доходов населения – повышение реального содержания основных доходов населения в связи с ростом цен; в настоящее время наиболее регулярно индексация проводится в отношении пенсий, редко по заработной плате бюджетных организаций; вообще не проводится на предприятиях не бюджетной сферы; · сокращение безработицы, повышение занятости, создание рабочих мест, государственная поддержка малого бизнеса. В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий возможности непосредственного государственного регулирования зарплаты ограничены. К основным мерам по её регулированию относятся: · социальное партнёрство. Вопрос о том, когда и насколько повышать зарплату наёмным работникам в тех или иных предприятиях или отраслях решается на переговорах между профсоюзами и работодателями с участием государства. Результаты договорённости фиксируются в соглашениях или коллективных договорах и являются обязательными для работодателей. В нашей стране происходит ещё становление такой системы. Во многих отраслях и регионах объединения работодателей не имеют должных полномочий при заключении отраслевых или региональных соглашений. Социальное партнёрство поэтому не выступает в полноценной роли регулятора социально-трудовых отношений; · совершенствование налогового законодательства. Уменьшение налоговой нагрузки на предприятия позволит улучшить объёмы производства и реализации продукции, следовательно, повысить уровень зарплаты; · оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне, безусловное выполнение минимальных обязательств по основным законодательным гарантиям – минимальным государственным социальным стандартам, минимальным фиксированным доходам; · более чёткое разграничение прав и ответственности в социальной сфере между центром и субъектами федерации; · адресность социальной защиты, социальных льгот гражданам со стороны государства; · предоставление льгот (скидок, субсидий), распространяемых на определённые группы населения, - бесплатные лекарства, бесплатный и льготный проезд на транспорте, жилищные субсидии и т.п. В условиях финансовой необеспеченности они должны переводиться в форму адресных субсидий; · обязательное социальное страхование. В развитых странах рыночной экономики этот способ социальной защиты широко развивается. Обязательное страхование распространяется на работающих. В нём участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. Главная его задача – поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом. Новый Трудовой кодекс РФ, введённый в действие с февраля 2002 г., позволит решить некоторые из перечисленных задач. Основные источники ресурсов социального развития. В государственных социальных программах необходимо определять, где в данных условиях можно изыскивать экономические ресурсы, нужные для решения социальных задач. Одним из источников развития социальной сферы в ближайшее время может быть перераспределение части национального богатства, осевшей на счетах предприятий за рубежом и в теневой экономике, из-за «бегства» капитала за границу. Значительный рост ресурсных возможностей для социального развития обеспечит снижение налогов на предприятиях и организациях. Бюджетным налоговым законодательством необходимо обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Необходим социально-ориентированный бюджет, чтобы весь блок затрат на социальные нужды был защищённым, а его финансирование было своевременным. Дополнение (перераспределение) источников финансирования социально-защитных мероприятий из средств государственного бюджета должно быть за счёт страховых взносов предпринимателей и работников.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |