КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решений
Типовой процесс выработки и реализация управленческих Процесс подготовки и выработки управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности таких работ, как сбор, обработка и анализ информации об объекте управления; определение цели и выработка решения; выдача управляющей команды и доведение ее до исполнителей; реализация решения и изменение объекта. Схема процесса принятия и реализации решения представлена на рис. 1.4.2. Она включает в себя две фазы: выработки управленческого решения и его реализации, каждая из которых подразделяется на несколько стадий. Фаза выработки управленческого решения включает в себя стадии: выявления, формулировки и обоснования проблемы, сбора и анализа информации; формулировки и отбора вариантов решения; выбора окончательного варианта и принятия решения. На стадии выявления, формулировки и обоснования проблемы изучается управляемая система с точки зрения комплекса материальных условий, таких, как достигнутый уровень техники и технологии производства, наличие материалов, экспериментальной базы, подготовленных кадров, финансовые ресурсы, время. Наряду с материальными условиями большую роль играет зрелость субъективного фактора – психологическая и профессиональная готовность коллектива к решению данной проблемы, убежденность работников в необходимости ее решения. Совокупность этих факторов позволяет определить степень важности проблемы и обосновать необходимость ее выполнения. После выявления проблемы необходимо ее четко сформулировать. От формулировки проблемы зависит определение целей и задач. Выявление цели или комплекса целей, которые достигаются при разрешении поставленной проблемы, позволяет конкретизировать набор управленческих, производственных задач. На стадии сбора и анализа информации для принятия решения, помимо сбора и анализа текущей информации, необходимо провести анализ специально отобранной информации. Конкретное управленческое решение принимается на основе анализа как текущей, так и специальной дополнительной информации по данной проблеме. Характер информации, необходимой для принятия решения, определяется спецификой проблемы и своеобразием ситуации, в которой принимается данное решение. Процесс сбора и анализа информации должен быть управляемым, что позволяет избежать как избыточности, так и недостаточности информации. При анализе информации в зависимости от ее характера используются различные методы. Качественная (неформализуемая) информация изучается с помощью логических методов: сравнения, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Для обработки формализуемой информации используются количественные методы: составление статистических таблиц, графиков, корреляционный и факторный анализ. Для обработки большого количества формализуемой информации широко используется электронно-вычислительная техника. Обработанная информация поступает к руководителю в форме докладных записок, письменных заключений, рекомендаций. На стадии формулировки и отбора возможных вариантов решения руководитель проводит такой отбор. Для этого необходимо на основе сформулированных целей решения определить множество критериев и разработать шкалы оценок по этим критериям. Процесс выбора альтернативы представлен на рис. 2.
Рис. 2 – Схема процесса принятия решения (организационный аспект)
Рис 3 – Алгоритм выбора альтернативы
На основе определенной цели решения формулируются критерии-требования и учитываемые условия. Все альтернативы не удовлетворяющие критериям-требованиям, автоматически отсеиваются, а оставшиеся сопоставляются по соответствию учитываемым условиям. При отборе вариантов решения применяются и количественный анализ, и эвристические методы. На стадии выбора окончательного варианта и принятия решения из ряда возможных решений выбирается лучшее. Для этого подробно прорабатывается каждый вариант. Оценка вариантов решения в целях окончательного выбора одного из них производится на основе совокупности критериев, с учетом всех внешних и внутренних факторов. При проработке вариантов решения применяются методы моделирования, экстраполяции, экспертных оценок. При наличии времени и возможностей могут применяться эксперименты (экономические, социальные технологические и комбинированные). Решающее слово при выборе окончательного варианта принадлежит руководителю. Его роль состоит не в том, чтобы во всех случаях выбирать в чистом виде один из предлагаемых вариантов, полностью отбрасывая остальные. Он должен уметь синтезировать из разных вариантов решений одно, наиболее целесообразное, руководствуясь общими целями деятельности управляемой' системы. Фаза реализации управленческого решения включает в себя стадии разработки плана реализации решения, доведения его до исполнителей и контроль за исполнением решения. Условия для успешной реализации управленческого решения создаются еще на стадиях его подготовки и принятия. Уже в решении должно быть предусмотрено: кто, где, когда и каким образом выполняет ту или иную задачу. Это создает необходимые организационные предпосылки для реализации решения. Реализация принятого решения требует разработки организационного плана, направленного на достижение цели данного решения. В организационном плане весь объем работ расчленяется по объектам, задачам и интервалам времени. Для выполнения каждой группы работ подбираются исполнители соответствующей квалификации и в нужном количестве. Особое внимание должно быть уделено подбору руководителей работ. После разработки организационного плана решение доводится до исполнителей. При этом разъясняется смысл и значение принятого решения, его возможные результаты. Нередко для выполнения решения требуется обучение новым методам работы. Тогда одновременно с пропагандистской проводится большая инструктивно-методическая работа. В реализации решения важнейшую роль играет контроль за ходом его выполнения. Цель контроля состоит не только в своевременном выявлении отклонений от заданной программы, но и в их предупреждении. Эффективный контроль невозможен без учета работы по реализации решений. Используются все виды учета: статистический, бухгалтерский, оперативный. Хорошо налаженный контроль представляет собой ту обратную связь в системе управления, без которой немыслим нормальный процесс регулирования, своевременного устранения возникающих трудностей, узких мест. В ходе контроля может выявиться необходимость внести в принятое решение коррективы, а иногда и принять новое решение. Причиной этого могут быть плохая организация выполнения решения, резкие изменения в обстановке, вызванные внешними причинами, ошибки, допущенные в самом решении. В тех случаях, когда решение теряет свою действенность, руководитель должен внести в него изменения. Корректировка решения не обязательно связана с возникновением неблагоприятной ситуации. В ходе реализации решения могут открываться новые, непредвиденные возможности по улучшению результатов, что также требует внесения коррективов. Подведение итогов, накопление опыта решения проблем имеет большое социально-политическое, воспитательное и управленческое значение. Коллективы должны знать, как они работали и каких результатов достигли. Итоги должны подводиться в любом случае: закончилась ли работа полностью и в срок или нет. Подведение итогов – это проверка эффективности применяемой системы принятия и реализации управленческого решения. Подведение итогов завершает цикл разрешения проблемы и в то же время создает базу для новых решений. Подведение итогов позволяет обогатить опыт и руководителей, и системы управления в целом, который может быть использован в разработке, принятии и выполнении новых управленческих решений. В системе принятия управленческих решений используются такие основные понятия, как управленческая операция и управленческая процедура. Управленческая операция – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение. Различают три вида операций: формальная, альтернативная и решающая. К формальным должны быть отнесены такие операции, где исполнители действуют по заранее известному алгоритму, не принимая никаких решений (за исключением тех, что касаются лично исполнителя). Альтернативными операциями называются те, в процессе выполнения которых совершается проверка логического условия, анализируются и предлагаются варианты решения, но сами решения не принимаются. Решающие операции – те же альтернативные, но с принятием решения. Разбиение операций на категории дает возможность делать, обоснованные выводы о соответствии выполняемых работ иерархическому уровню управления, а также решать вопрос о возможности автоматизации операций, что имеет большое значение при проектировании АСУ. По мере развития формальных методов и накопления библиотеки алгоритмов и программ решения управленческих задач, по мере развития технических средств обработки информации все большее число управленческих операций становится программируемым и автоматизируемым. Управленческая процедура – это комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели. Виды управленческих процедур, их содержание и примерные трудовые затраты по категориям работников приведены в табл. 1. Проектирование технологии управления основано на тщательном изучении операций и процедур, их моделировании и оргпро-ектировании. При проектировании технологии управления следует проанализировать действующие системы и процедуры, упразднить те из них, которые не оказывают реального воздействия на процесс управления, модернизировать нужные, объединить однородные процедуры. Особое значение оргпроектирование процедур приобретает в условиях внедрения современных технических средств управления. В частности, при внедрении ЭВМ в систему управления необходимо внести в аппарате управления соответствующие процедурные и организационные изменения. Проектирование управленческих процедур осуществляется для унификации выполнения процедур в разных подразделениях; быстрейшего овладения новых сотрудников существующими про-цедурами; обеспечения взаимозаменяемости работников; проведения сравнительного анализа, обмена опытом и рационализации процедур. В процессе принятия управленческого решения используются также такие основные понятия, как цель, альтернативы, критерии, затраты, модели. Цель означает конечный желаемый результат деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов деятельности, реальных возможностей
Таблица 1 Затраты рабочего времени при выполнении управленческих процедур
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |