Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительские хозяйственные




Предметы труда средства труда

Предметы труда – это то природное вещество, воздействуя на которое человек создаёт новое благо (например, воздействуя на кожу, человек производит обувь или, воздействуя на муку, получает хлеб).     Средства труда – это то, чем человек воздействует на предмет труда для создания нового блага. Например, если речь идёт о хлебопекарном производстве, то предметом труда здесь будет хлеб, а средством труда – пекарня. Если речь идёт о швейном производстве, то предмет труда здесь ткань, а средством труда – оборудование. Средства труда можно разделить на активную часть (станки, машины, оборудование и т.д.) и пассивную часть (офис, компьютер, лифт, дороги и т.д.).  

 

Способ производства = работники + средства производства

3-ий элемент: земля и недвижимость

4-ый элемент: предметы потребления, как материальные и вещественные блага, используемые человеком

Предметы потребления – вещественные блага, обеспечивающие и удовлетворяющие потребности людей.

Существуют предметы однократного применения и длительного пользования. Есть предметы первой необходимости, есть предметы роскоши.

 

5-ый элемент: услуги, как нематериальные общественно-полезные блага

Услуги – не вещественный продукт труда, не имеющий вещественного носителя, это продукт человеческой деятельности.

Услуги бывают:

 

Потребительские –услуги,предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных людей.   Хозяйственные –услуги, оказываемые определёнными субъектами для осуществления хозяйственной деятельности. Например, фирма покупает склад и эту сделку заверяет нотариус.  

 

6-ой элемент: денежные средства (как наличные, так и безналичные)

Деньги – это абсолютно ликвидное средство обмена

Наличных денег (в виде банкнот, денег из драгметаллов и т.д.), которые можно наблюдать визуально, сейчас примерно 20% от общей массы (с тенденцией к неуклонному сокращению). Безналичных, соответственно, 80%.

7-ой элемент: ценные бумаги

Ценные бумаги являются носителем фиктивного капитала. Когда реальный капитал, например, удваивается, это отражается на ценных бумагах, которые удваиваются в цене. Однако нередко бумаги отрываются от реального капитала, и их стоимость часто от него мало зависит, а определяется, в основном, из соотношения спроса и предложения на них.

8-ой элемент: экономические отношения

Экономические отношения возникают между людьми в результате создания, движения, перераспределению, обмена и потребления общественно-полезных благ. Они объективны и не зависят от желания человека. Экономические отношения неразрывно связаны с экономическими законами.

9-ый элемент: экономические законы

Экономический закон – это совокупность объективных, устойчивых, постоянно повторяющихся причинно-следственных связей в экономике.

Все экономические законы – совокупность экономических отношений, но не всякие экономические отношения являются законами, а только постоянно повторяющиеся отношения. Экономические законы объективны, поскольку действуют не зависимо от желания человека и даже в тех условиях, когда мы ещё не знаем об их существовании, если они, например, ещё не открыты человечеством. Кроме того, экономические законы являются субъектными, поскольку проявляются через деятельность людей.

На графике-схеме можно отобразить любой экономический закон. Например, закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Или закон спроса и предложения.

 

 

Уровень развития производственных сил (причина) улучшается, как следствие возрастает уровень развития производственных отношений, это, в свою очередь, является причиной повышения уровня развития производственных сил и т.д.

Закон спроса и предложения: причина – изменение спроса и предложения, следствие – изменение цены на товар.

 

 

Человек испытывает воздействие этих экономических законов, но необходимо различать юридические и экономические законы, между которыми, однако, существует объективная связь. Экономические законы, как уже было сказано, всегда объективны (не зависят от воли человека, также он использует экономические законы сознательно и бессознательно) и субъектны, т.е. проявляются через деятельность людей.

Юридические законы субъективны, поскольку создаются человеком, но они обязаны учитывать требования объективных экономических законов, чтобы эффективно действовать.

 

Экономические законы подразделяются на группы:

1 группа – всеобщий экономический закон (действует всегда, например, закон повышения производительности труда);

2 группа – общий экономический закон (действует на определённом этапе, например, закон спроса и предложения зародился в эпоху феодализма, при капитализме действовал с наибольшей очевидностью, но его не было на стадии общинного строя и в будущим его и других общих законов не будет);

3 группа – специфический экономический закон (действует в отдельных стадиях, например, при капитализме закон накопления капитала).

 

Оптимальный вариант – раскрывать экономический закон и использовать его в процессе практической деятельности. Не знание экономического закона не освобождает от ответственности, например, как это было с 1917 г., за что мы расплачиваемся до сих пор.

10-ый элемент: экономические интересы

Существует точка зрения, что экономические интересы субъективны, однако, они объективны, это внутренняя экономическая движущая сила поведения экономического субъекта. Она отражает экономическую позицию того или иного субъекта и направлена на воспроизводства данного субъекта, занимающего эту позицию.

Экономические интересы существуют вне зависимости от того, знаем мы о них или нет, потому они и объективны. Например, экономическим интересом предпринимателя будет стремление к получению большей прибыли.

Субъективными детерминантами в сознании человека для достижения экономических интересов являются мотивы, стимулы, цели, задачи, установки, интересы (индивидуальные, коллективные, общественные, международные). Важная задача – согласовать интересы, но она не всегда разрешима.

 

11-ый элемент: хозяйственный механизм

Хозяйственный механизм – это совокупность конкретных экономических рычагов, средств, с помощью которых осуществляется управление экономическим процессом. С помощью манипуляций данными рычагами и задаётся скорость движения экономических процессов.

 

Виды экономических рычагов:

- Планирование, прогнозирование (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);

- Финансирование;

- Материально-техническое и информационное обеспечение;

- Стимулирование субъектов (работников);

- Ценообразование (определение цен на производимые блага);

- Инвестирование

 

Задача – с помощью рычагов обеспечить эффективное функционирование на всех стадиях экономического цикла, обеспечить воспроизводство.

стадии экономического цикла

Например, предприятие в процессе своей деятельности последовательно использует следующие экономические рычаги (стадии экономического цикла):

- Планирование;

- Обеспечение ресурсами производства;

- Производство продукции;

- Инвестирование полученных доходов в дальнейшую хозяйственную деятельность и т.д.

 

12-ый элемент: общественная комбинация производства

Общественная комбинация производства – это совокупность пространственных форм развития экономики, с помощью которой осуществляется реализация основных магистральных тенденций развития хозяйственной дифференциации и интеграции.

Экономическая жизнь и жизнь вообще становится всё более многоплановой, многообразной. И чем больше она становится многообразнее, обширнее, тем больше она подвержена процессам интеграции и дифференциации. Эти две тенденции определяют развитие всего мира в целом, и они должны быть закреплены с помощью организационно-производственных форм – дифференциальной формы и интеграционной формы.

Дифференциальные формы – общественное разделение труда, специализация и диверсификация.

Интеграционные формы – централизация и кооперация.

 

Дифференциальные формы:

 

1. Общественное разделение труда происходит с начала развития экономики, когда происходит распределение видов деятельности между странами, отраслями, предприятиями внутри отраслей и т.д. В начале развития экономики разделение труда происходило по половому признаку, затем по специализации – охота, рыболовство, собирательство, после появилось сельское хозяйство, ремесло, промышленность, торговля.

2. Специализациязакрепление определённого вида труда за определённым субъектом. Сейчас происходит углубление специализации. Если раньше субъект производил продукт полностью, то теперь он всё чаще производит только отдельную деталь к данному продукту.

С одной стороны, чем глубже разделение труда и специализация, тем субъект качественнее выполняет свои функции. Но с другой стороны это опасно тем, что если умирает потребность в данном продукте – умирает само предприятие, если говорить о сельском хозяйстве, например, при заморозках погибает весь урожай и предприятие также разоряется.

 

3. Диверсификация (активно начинает развиваться со второй половины XX века) – это процесс создания предприятием разных продуктов и осуществление им различных видов деятельности.

Диверсификация – условие спокойного существования предприятия. Если исчезает спрос на один продукт, производимый предприятием, оно начинает развивать производство другого товара, на который спрос существует.

Диверсификация может быть:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.