КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики рыночной экономики, особенности их эволюции
Содержание и предпосылки возникновения рыночной экономики Торговля, реклама, PR в системе товарообмена. Особенности торгово-посреднической деятельности в России Механизм товарообмена в рыночной экономике; Место и роль маркетинга в рыночной экономике; Виды и функции рынка; Основы ценообразования в условиях рыночной экономики; Законы стоимости, спроса и предложения как главный регулятор рыночной экономики. Проблема эластичности спроса и предложения; Инфляция и антиинфляционное регулирование; Деньги и функции системы денежного обращения; Товар и его свойства; Основные характеристики рыночной экономики, особенности их эволюции; Содержание и предпосылки возникновения рыночной экономики; Рыночная экономика – хозяйство, основанное на товарообмене, где производимый продукт предназначен не для самого производителя, а для других членов общества, сам производитель его не потребляет, он необходимые для его воспроизводства блага получает посредством обмена своих благ на другие. Предпосылки возникновения рыночной экономики: Элементы товарного хозяйства возникают в давние времена, ещё в первобытно-общинном строе существовали элементы товарно-денежных отношений, торговли, товарообмена. Но господствующей формой рыночная экономика становится, начиная с XVII века, когда бурно начинают развиваться капиталистические отношения, процесс товарообмена, промышленность, происходит промышленная революция и т.п. Эти обстоятельства и определили господство рыночных отношений в современном мире. Хотя в разных странах эти отношения развиты по-разному, но, тем не менее, мы вынуждены признать, что рыночная экономика на протяжении минимум пяти веков является господствующей формой организации хозяйственной жизни человеческого общества. Это, конечно, не исключает присутствия в экономической системе общества иных хозяйственных отношений. Есть элементы социализма в некоторых странах, в каких-то странах сохраняются рабовладельческие отношения, феодальные пережитки, но всё-таки современная экономика с полным основанием может считаться рыночной хотя бы потому, что в её рамках рыночные отношения являются господствующими. Рыночная экономика возникает на базе натурального хозяйства вследствие его разложения. Хотя и у натурального хозяйства есть свои плюсы - это независимость от рыночной конъюнктуры, отсутствие перепроизводства и т.д. Выделяют три стадии товарного хозяйства: 1-ая стадия – простое товарное хозяйство, когда первоначально работник и собственник выступали в одном лице, более того, и работник и собственник это были, как правило, коллективные субъекты (община, род, племя). Такая форма организации хозяйственной деятельности, присвоения, основанная на отсутствии товарообмена отражала тот уровень развития общества и, прежде всего, производительных сил, которое существовало в ту эпоху (в эпоху первобытно-общинного строя). Кроме того, уровень развития производительных сил был настолько низким, что практически все производимые блага потреблялись товаропроизводителем и обеспечивали удовлетворение его потребностей и его воспроизводства. Никаких излишков не оставалось, всё, что производилось, всё потреблялось, обеспечивая воспроизводство работника на достаточно низком уровне, на уровне примитивного физического выживания. Однако постепенно производительные силы развивались, их уровень повышался и возникла такая ситуация, при которой товаропроизводитель стал выпускать больше, чем необходимо было для его самовоспроизводства. И мы приходим ко 2-ой стадии – капиталистическому товарному хозяйству, когда работник и собственник уже разные люди. Что понятно, т.к. возможности одного человека ограничены. Появились некие излишки производимой продукции, и сразу же возник вопрос о том, что делать с этими излишками. Вполне очевидным вариантом использования этих излишков стал товарообмен на излишки других производителей. Это первая и основная причина возникновения и развития товарного хозяйства – развитие и повышение уровня производительных сил до такой степени, когда товаропроизводитель приобрёл способность производить сверх того, что необходимо для его самовоспроизводства, т.е. излишков. Была и вторая причина, тоже очень важная – это общественное разделение труда. Действительно, если бы все производили одну и ту же продукцию, то даже само наличие излишков не гарантировало возможности товарообмена. Зачем обмениваться тем, что у тебя уже есть на то, что у тебя тоже есть? Нужно было, чтобы все производили разные продукты, а для этого потребовалось разделение труда. И разделение труда, при котором различные товаропроизводители выпускали разную продукцию, стало одной из предпосылок возникновения и развития товарного хозяйства. Первоначально, в процессе развития товарного хозяйства товаропроизводитель обменивал только излишки либо напрямую на другие продукты, либо с помощью такого специфического посредника, которым являются деньги. Деньги на определённом этапе выделились из товарной массы, превратились в отдельный, особый товар, выполнявший и выполняющий сейчас функцию всеобщего эквивалента в процессе товарообмена. Но потом постепенно товаропроизводитель начинает всё большую и большую часть своего продукта производить не для себя, а для товарообмена. Наступает такой момент, когда товаропроизводитель вообще не потребляет собственный продукт, он целиком и полностью производит продукцию, не предназначенную для его потребления. Продавая эту продукцию на рынке, товаропроизводитель имеет возможность получить иные блага необходимые для удовлетворения его потребностей и воспроизводства. Нужно сказать, что всё это было бы невозможно без частной собственности и это третья причина возникновения и развития товарного хозяйства. На 3-ей стадии – постакапиталистического товарного хозяйства опять происходит сближение собственника и работника в одном лице, как это было в простом товарном хозяйстве, за счёт интеграции, когда работники становятся сособственниками своих предприятий, а предприятия участвуют в уставном капитале друг друга.
В.И. Ленин в 20 лет написал работы «По поводу так называемого вопроса о рынке», затем «Развитие капитализма в России». Тогда он не был чрезмерно заинтересован вопросами политической борьбы и в ранний период проявил хорошие способности экономического анализа. В работах нет никаких революционных призывов, а только анализ рынка (что это такое, как он развивается в России, как совершенствуется его структура, за счёт каких классовых элементов он пополняется, как влияет отмена крепостного права 1861 на развитие рыночных отношений). Ленин определил рыночную экономику следующим образом: «Под товарным хозяйством разумеется такая организация общественного хозяйства, при котором продукты производятся отдельными, обособленными товаропроизводителями, причём каждый из них специализируется на производстве какого-либо одного продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов становящихся в силу этого товарами на рынке». Исходя из этого определения, можно выделить следующие характеристики рыночной экономики: 1-ая характеристика – обособленность товаропроизводителей, вытекающая из их частной собственности. В рыночной экономике господствует частная собственность, которая порождает экономическую, хозяйственную обособленность товаропроизводителей. Исходя из обособленности товаропроизводителей, вытекает их экономическая свобода. Частная собственность, обособленность, свобода – суть первой характеристики. Причём речь идёт не только о товаропроизводителях, речь идёт об обособленности, свободе и всех иных хозяйственных субъектов и потребителей тоже, которые тоже свободны в условиях рыночной экономики и могут распоряжаться своим имуществом, приобретать необходимые блага для их воспроизводства, соглашаться или нет с ценами, которые предлагает продавец на рынке. Кроме того, когда мы говорим об обособленных, экономически свободных субъектах, имеем ввиду также многочисленных посредников, являющихся важными субъектами рыночной экономики. Это посредники, которые делают возможным производство продукта, его доведение до потребителя. Это всевозможные финансовые посредники (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), они сами не занимаются производством, они его обеспечивают. Или торговые посредники, задача которых довести продукт от поставщика до производителя и от производителя до потребителя, они обеспечивают товародвижение и возможность реализации произведённой продукции. Все эти экономические субъекты в совокупности в рамках рыночной экономики должны быть частными собственниками, экономически свободными хозяйственными субъектами. Если этого нет, то все разговоры о рынке - игра в дефиниции. Когда говорят, что в СССР был рынок, но с государственным регулированием, то на это можно сказать, что в СССР никакого рынка не было, был «квази рынок», была внешняя рыночная атрибутика, но реального рынка не было. Кроме того, субъектом товарного хозяйства выступает государство. Но надо иметь ввиду, что государство двояким образом проявляет себя в условиях любой экономики, а рыночной тем более. С одной стороны, оно вроде бы как находится над рынком – регулирует его, задаёт основные параметры, создаёт юридические законы для его развития. Но с другой стороны, государство непосредственно принимает участие в рыночных отношениях, заключает сделки. Когда, например, мы имеем дело с госсектором, унитарными предприятиями, которые заключают рыночные сделки со многими представителями рынка. Само государство может, например, осуществлять закупки продукции для общегосударственных нужд – здесь тоже цены, конкуренция, относительная свобода волеизъявления участников сделки. Хотя во всех случаях рынок госзаказа это наиболее политизированный рыночный сегмент и говорить, что там действуют в чистом виде законы рынка, свободное ценообразование, здоровая конкуренция не приходится. Таким образом, рыночную среду составляют многочисленные субъекты, главными из которых являются производители и потребители. Действуют и другие субъекты, выполняющие регулирующие, посреднические функции и т.п. Характеристика проявляется в том, что каждый экономический субъект свободен в принятии хозяйственных решений, т.к. ведёт обособленную деятельность. Допустим, есть хозяйственный субъект (см. схему), у него, как у каждого предприятия, есть вход, внутренность и выход. Этот субъект функционирует, что-то берёт на входе, как-то это перерабатывает, и что-то мы имеем на выходе. На входе ресурсы, факторы хозяйственной деятельности – сырьё, материалы, оборудование, рабочая сила, т.е. всё, что необходимо для производства продукта. Внутри происходит соединение всех этих факторов, с целью производства какого-либо продукта. На выходе мы имеем сам продукт и его последующее движение. Так вот, обособленность и экономическая свобода предполагает, что экономический субъект самостоятельно решает какие ресурсы, где и по каким ценам ему закупать. Т.е. он свободен на входе, обособлен в принятии решений. Также он самостоятельно решает вопрос об организации производства (сколько работников, каких, сколько им платить, сколько станков нужно закупить, как управлять, как заинтересовать работников). На выходе субъект опять самостоятельно решает вопросы цены товара, его продажи, какие каналы товародвижения использовать (напрямую или через посредников, какова должна быть цепочка посредников, как строить с ними отношения). Все эти вопросы товаропроизводитель решает сам. Хотя понятно, что всё это он делает в рамках закона, за который он не имеет права выходить. Собственник так же руководствуется спросом и предложением на производимый товар, уровнем цен на рынке на данный товар, он должен также учитывать ограниченность своих ресурсов, интересы компании, уровень развития производства и т.д. 2-ая характеристика – специализация товаропроизводителей. Один делает одно, другой другое, в результате все производят разное и поэтому становится возможным и целесообразным обмен.
3-я характеристика – непосредственная нацеленность товарного хозяйства на удовлетворение общественных потребностей. И это отличает рыночную экономику, например, от натурального хозяйства. В рамках рыночной экономики, если ты не удовлетворил потребности других членов общества, ты не получил эквивалент (денежный или товарный), необходимый тебе для собственного воспроизводства, удовлетворения собственных потребностей товаропроизводителя. Пропуск для собственного воспроизводства лежит через удовлетворение потребностей других членов общества.
4-ая характеристика – наличие рынка (отношений купли-продажи). Он выполняет системообразующие функции в развитии товарного хозяйства. Всё в конце концов вращается вокруг рынка, рынок - это основной, ключевой социальный интегратор в рамках рыночной экономики. Именно он связывает в единое целое всех участников хозяйственной деятельности, именно на базе рынка формируются и реализуются разнообразные экономические законы, в частности, законы стоимости, спроса и предложения. Рынок определяют в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок – это совокупность отношений по поводу товарообмена.В широком смысле в это определение включается, кроме отношений по поводу товарообмена, ещё субъекты этих отношений и объекты, которыми они обмениваются на рынке.
Теперь рассмотрим, каким образом эволюционировали основные характеристики рыночной экономики, как они развивались. 1-ая характеристика – обособленность товаропроизводителей вытекающая из их частной собственности, их экономическая свобода. Изначально обособленность возрастала и достигла своего апофеоза на этапе свободной конкуренции, а потом происходило неуклонное уменьшение степени экономической свободы. Это было связано с тем, что развивались производительные силы, развивались технологии производства, и это приводило к тому, что субъект всё теснее связывался с другими субъектами в процессе его хозяйственной деятельности. Если раньше он один всё закупал, всё производил и продавал, то сейчас в создании продукта он принимает участие не один, а в числе многих производителей, связанных с ним в рамках сложных технологических цепей. Сейчас большинство потребностей людей удовлетворяются с помощью высоко технологичных продуктов, есть простые продукты, они ещё долго сохранят своё место на рынке и в структуре потребления, но потребность в высокотехнологичной продукции нарастает. Высокотехнологичный продукт - это сложная технология, а сложная технология представляет собой технологию, основанную на глубокой специализации и на глубоком разделении труда. Это означает, что в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. В связи с этим субъект утрачивает свою обособленность и самостоятельность, поскольку когда он вплетён в сложную систему взаимодействия с другими субъектами в рамках какого-то единого, общего процесса, от него требуется не максимизация своих результатов, а согласование своей деятельности с другими участниками этой же цепочки. Главное умение играть в команде. Если ты по прежнему проявляешь индивидуализм, и заботишься только о себе, тогда вся цепочка будет развиваться негативно. Отсюда степень экономической свободы постоянно уменьшается на том основании, что современные технологии требуют интеграции хозяйствующих субъектов. Эта интеграция происходит ещё со второй половины XIX века, но наибольшей активностью она характеризуется во второй половине XX века. В чём же она выражается? Прежде всего, это внутрикорпарационная интеграция, когда ранее самостоятельные предприятия, включившись в общий процесс, создают некое общее экономическое корпоративное пространство. Оно представляет собой некую мегакорпорацию, некую совокупность юридических лиц, каждое из которых занимается определённой стадией производства. При этом все эти предприятия связаны между собой через систему участия. Может появляться и головная компания, но часты случаи, когда её нет или центр имеет «плавающий характер» (сначала одно предприятие руководит, потом другое и т.д.). Эта интеграция формирует личную заинтересованность каждого участника сети в общих совместных результатах. Одновременно вся система заинтересована, чтобы каждый её участник работал максимально эффективно, т.к. существует система участия. А система участия – это взаимное участие в уставном капитале друг друга, когда одно предприятие имеет часть акций другого предприятия, сотое предприятие имеет часть акций первого и т.д. Далее процесс интеграции поднимается ещё выше, т.к. корпоративная интеграция помогает снять противоречия между участниками корпорации, но она не решает проблемы согласования интересов корпораций друг с другом. Необходимо надкорпоративное регулирование. Здесь своё слово должно сказать государство, как некий экономический центр, которое призвано регулировать всю экономическую систему, в том числе осуществлять и межкорпоративную интеграцию. Другое дело как государство будет решать эти задачи. Либо с помощью рыночных регуляторов, что характерно для стран с рыночной экономикой, либо с помощью силовых методов, когда эти корпорации получают задания сверху и не свободны в своём выборе. Силовой метод, как показывает практика, наименее эффективен. Государство должно оставлять свободу выбора, заинтересованность, чтобы предприятия следовали общим правилам игры, выгодным для всех. Чтобы никто не действовал в эгоистичных интересах, что может привести к диспропорциям, корпорации и государство призваны регулировать участников хозяйственной деятельности.
2-ая характеристика – специализация товаропроизводителей. На протяжении различных этапов товарного хозяйства происходило постоянное углубление специализации. Если сначала субъект специализировался на каком-то виде деятельности (охота, рыболовство, земледелие и т.д.), то затем, в рамках этого вида деятельности, он начинает специализироваться на каком-то отдельном продукте, возникает продуктовая специализация, когда он производил полностью продукт от начала до конца (гончар, сапожник, пекарь и т.д.). Однако по мере развития техники и технологий, по мере углубления разделения труда, развивается специализация и всё больше субъектов начинает выпускать не готовую продукцию, а часть готового продукта. Возникает т.н. «поузловая» или «подетальная» специализация. Когда выпускается не полностью продукт, а, например, узел или деталь какого-то более сложного товара. Дальше эта специализация дополняется пооперационной и пофункциональной специализацией. Здесь продуктом является не узел или деталь, а операция в рамках сложного технологического процесса. Как оценить углубление специализации, хорошо это или плохо? С одной стороны углубление это хорошо, т.к. субъект освобождается от различных видов деятельности, в том числе и непрофильных, он сосредоточивается на главном и производит данный продукт лучше и дешевле. Но, с другой стороны, узкая специализация с каждым годом проявляет всё большую отрицательность, она повышает уязвимость субъекта перед лицом рынка. Если потребность в продукте умирает, даже если не в узком, а конечном, то умирает потребность в промежуточных продуктах и происходит экономическая смерть производителей, т.к. они ничего другого производить не могут. Если говорить про отдельных работников, то узкоспециализированный труд монотонный, никакого творчества и т.д., происходит деградация личности. Такой труд не мотивирует работника хорошо трудиться. Представим себе государственную специализацию, когда государство специализируется, например, на туризме. Серия террористических актов, никто в эту страну не едет кроме русских туристов, происходит крах экономики, т.к. ничего иного, чем туризм в стране нет. Или в Бразилии, например, неурожай кофе. Но Бразилия относительно развитая страна, а вот если в Эквадоре неблагоприятные климатические условия, неурожай бананов, то это большие проблемы для страны, т.к. большой процент доходов государственного бюджета идёт от продажи бананов. Т.к. узкая специализация таит в себе много опасностей, поэтому сейчас в целях повышения «рыночного иммунитета» многие хозяйствующие субъекты начинают заниматься диверсификацией. Это антиспециализация, здесь ресурсы и капитал распыляются, и начинается одновременное производство различной продукции. Самый «забойный» пример, это конгломератная диверсификация. Когда компания производит абсолютно не связанные между собой продукты, здесь и металлургия, и нефтепереработка, и туризм, и сельское хозяйство, и пищевая промышленность, и банк свой, и страховая компания, короче, абсолютно всё. Для того, чтобы не погибнуть, если спрос на какой-то товар упадёт и перебросить ресурсы на другой товар. Диверсификация требует определённых жертв, т.к. не все ресурсы используются в полном объёме, т.к. какие-то сферы развиваются более активно, какие-то менее. Но этот лучше, чем потери при отсутствии диверсификации.
3-я характеристика – непосредственная нацеленность товарного хозяйства на удовлетворение общественных потребностей. Первоначально товаропроизводители, среди которых доминировали мелкие предприятия, принадлежавшие индивидуальным владельцам с небольшим капиталом, и сама экономика была мелкая, существовал так называемый рынок покупателя или экономика покупателя. Это означает, что в рамках данного типа рынка, в рамках данной экономики преобладает потребитель продукции, именно он даёт тот импульс, который определяет поведение товаропроизводителя. Товаропроизводитель подстраивается под те потребности, которые существуют на рынке и выявлены им. То, что нужно рынку, то и производят. В этом смысле потребитель господствует над производителем. Однако постепенно индивидуальный бизнес перерастает в корпоративный, возникает монополистическая стадия в развитии экономики, появляются крупные хозяйственные образования, которые захватывают рынок (картели, синдикаты, тресты, концерны и др.). Они захватывают рынок, т.к. устраняют конкурентов, а если у них нет конкурентов, то у потребителя нет выбора и он должен покупать продукцию у этого единичного производителя, монополиста. Кроме того, монополист, пользуясь своим положением, начинает взвинчивать цены. На этой стадии возникает так называемый рынок продавца или рынок производителя, когда уже покупатель ему подчинён. Здесь производитель навязывает свою волю потребителю, навязывает ему конкретный продукт, который он должен купить, ассортимент, качество, цены, даже условия поставки и оплаты навязываются. Потребитель попадает в ущемлённое положение. При этом, если на начальном этапе эти крупные корпорации действовали грубо через примитивную рекламу, а чаще и без неё. Просто предлагался товар, от которого никто не мог отказаться, т.к. не было другого. То сейчас ситуация значительно изменилась. В настоящее время мы являемся свидетелями перехода к иной форме общения между производителем и потребителем. Если первоначально господствовал потребитель, затем явно было выражено господство производителя в лице монополиста. То сейчас мы наблюдаем симбиоз двух предшествующих форм. Это выражается в том, что с одной стороны, в экономике господствуют крупные компании, крупные производители, многие из них являются монополистами, но это уже не те монополисты, которые возникали в период расцвета монополистического движения, это уже олигополисты, которые в известной степени конкурируют между собой. Тем более что эта конкуренция усиливается благодаря процессу интернационализации хозяйственной жизни, когда уже само понятие конкуренции не ограничивается национальными рамками. Всё это осложняет контроль над потребителем и навязывание им своей продукции. Хотя крупные компании в этом по-прежнему заинтересованы, потому что гарантированный рынок с прикормленным потребителем – гарантия высоких цен, высокой ликвидности, высокой скорости оборота капитала и доходности. Крупные компании не могут так грубо навязывать свою волю потребителям, они действуют более аккуратно. Они не навязывают свой продукт, хотя сейчас и есть чисто продуктовая реклама, но чаще такая реклама лишь часть более масштабной стратегии компании, направленная не просто на проталкивание отдельных продуктов, а на комплексное воздействие на потребителя, на формирование его потребностей, на моделирование его потребительского поведения, на моделирование даже образа жизни этого потребителя. Известно, что крупные компании, например, производители спортивной обуви и одежды приступают к рекламе отельных товаров после того, как проинвестируют огромные средства в пропаганду здорового образа жизни. Снимаются клипы, фильмы, установка на здоровый образ жизни формируется у потенциальных потребителей данной продукции и только тогда компания предлагает через целевую рекламу конкретный вид товара, который реализует эту потребность. Надо сказать, что и покупатель сейчас другой. Он не может так открыто диктовать свою волю производителю. Но, тем не менее, он во многих странах высокодоходный, образованный, он видит связь между своими потребностями и возможностью их удовлетворения, он планирует личный бюджет. Т.е. он более уверенно чувствует себя в этой экономической системе, и это позволяет ему более аргументировано противостоять вульгарным попыткам навязать ему какую-то продукцию. У него есть из чего выбрать, и есть на это средства. Кроме того, у потребителя есть мощная защита в лице действующего законодательства. Практически в любой стране существует законы, защищающие права потребителей, в том числе и у нас, которые достаточно эффективно применяются. Существуют общественные организации, призванные отстаивать интересы потребителей. Существуют потребительские кооперативы. Т.е. есть реальные механизмы защиты. Но всё же мы вынуждены сказать, что сейчас на рынке господствуют крупные производители и продавцы. Хотя это господство даётся им всё большей и большей ценой. Пользуясь своим почти монопольным положением, они ещё манипулируют потребителем. Применяются различные схемы, связанные с провоцирования избыточного потребления со стороны крупных производителей. Цены повышать нельзя – конкуренция, противодействие общества и государства, но можно увеличить сбыт через провоцирование избыточного потребления. Когда субъекту навязываются избыточные блага, он эти блага приобретает, превращаясь в своего рода «потребительского наркомана», при этом каждое последующее благо приносит ему всё меньшее удовлетворение, чем предыдущее, он вынужден потреблять всё больше и больше, а компании только это и надо. Огромную роль играет грамотная маркетинговая стратегия компании, особенно при создании мощных торговых сетей, когда компании создают такие торговые сети и так обеспечивают распределение товарных потоков, что сбыт становится наибольшим. Например, сеть гипермаркетов, когда покупатель приезжает и часто приобретает избыточную продукцию для себя, т.к. к этому его располагает товарное изобилие и дорога, которую он потратил, чтобы добраться до этого магазина, часто расположенного на окраине.
4-ая характеристика – наличие рынка (отношений купли-продажи). (В узком смысле рынок – это совокупность отношений по поводу товарообмена. В широком смысле в это определение включается, кроме отношений по поводу товарообмена, ещё субъекты этих отношений и объекты, которыми они обмениваются на рынке.) Прослеживая эволюцию рынка, где сталкиваются субъекты экономической деятельности, можно выделить две особенности: Первоначально рынок развивался в форме бартерного товарообмена, когда один товар обменивался на другой в тех или иных пропорциях. Сначала не было эквивалента, потом появился определённый товар-эквивалент, а затем, вместо бартерного товарообмена появился денежный. Денежный товарообмен прошёл несколько стадий в своём развитии. Сначала использовались деньги в виде драгоценных металлов, после появились бумажные деньги, потом безналичные, а теперь уже электронные, за которыми скрываются реальные деньги. Такая тенденция прослеживается к «виртуализации». При переходе с реальных денег на бумажные возникает вопрос, чему должно соответствовать количество суррогатных денег в обращении. В данном случае говорят о системе двойного соответствия: суррогатная денежная масса должна с одной стороны соответствовать реальной денежной массе, с другой – товарной массе (подробнее – см. ниже) Второй особенностью рыночной эволюции является также развитие структуры рынка. Если первоначально мы имели дело с ограниченными сегментами рынка, такими как рынок рабочей силы, рынок потребительских благ, то потом структура рынка становится всё более и более сложной. Появляется финансовый рынок, фондовый рынок, информационный рынок, рынок капитала, появляется чёрный рынок вместе с теневой экономикой.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |