Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы ценообразования в условиях рыночной экономики




Проблема эластичности спроса и предложения

 

Эластичность спроса (предложения) – способность меняться в зависимости от изменения цены.

При пропорциональности в соотношении 1:1 – абсолютно эластичный; 1:2 – эластичный; 1/0,1 – неэластичный (предметы роскоши, первой необходимости). Т.е. если величина спроса/предложения изменяется больше, чем величина цены – спрос/предложение эластичный (и наоборот).

Эффект Гиффена - рост цен – рост спроса (из-за традиционности потребления товара), падение цен – падение спроса (за счёт освобождения излишков средств).

Эффект Веблена – для высокодоходных категорий населения рост цен является стимулом для увеличения потребления того или иного товара.

 

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Стоимость - совокупность средних экономических затрат по его производству.

Затраты включают в себя:

- Затраты на средства производства – машины и т.д.;

- На рабочую силу – создающую необходимый и прибавочный продукт

Всё это включается в стоимость продукции, т.н. затраты необходимого труда.

После продажи окупаются все затраты, при этом рабочая сила производит больше, чем затрачено (необходимый продукт) и доход (прибавочный продукт)

 

Основные принципы рыночного ценообразования. Чем отличается ценообразование в рыночной и командной экономике.

 

Рыночная экономика:

1. Цена должна соответствовать затратам по производству товара.

 

 

2. Принцип соответствия цены спросу и предложению. Цена реагирует на спрос и предложение - прямо пропорционально на спрос и обратно пропорционально на предложение.

В сочетании первых двух принципов и рождается цена товара. Цена соответствует стоимости, когда спрос = предложению. Однако чаще всего совпадение стоимости и цены исключение, нежели правило.

3. Принцип либерализации цен - в условиях рыночного ценообразования цены должны устанавливаться свободно производителем товара. Но, конечно, не абсолютным образом, существуют субъективные ограничения - затраты, спрос, предложение, выбор рыночной стратегии - например, фирмы, которые обслуживают крупных клиентов производят некое увеличение цены в отличие от розничных торговцев, которые занижают цены, поскольку работают с клиентами имеющими относительно низкий доход. В розничной торговле важнее оборот, степень реализации (высокая ликвидность).

4. Государственное регулирование цен имеет место лишь в исключительных случаях, а именно 3-х:

- Когда имеет место монопольное завышение цен, государство обычно устанавливает «потолок» цен;

- Когда монополист использует демпинг (искусственное занижение цены с целью устранить конкурентов, мелкие производители не в состоянии выдержать такую нагрузку);

- Когда речь идёт о реализации продукции по социально низкой цене. Это товары первой необходимости - лекарства, хлеб, молочная продукция и т.д. Цены на такие товары нередко устанавливаются государством на низшем уровне. Понятно, что если бы предприниматель продавал данные товары по такой низкой цене без поддержки государства, в этом бы не было смысла. Поэтому государство помогает таким предпринимателям - платит за них проценты по кредитам, предоставляет им льготные кредиты, выдаёт дотации. Но всё же в рыночной экономике доминирует 3 принцип.

 

В командной экономике все цены назначаются государством и фиксируются в прейскуранте на абсолютно все виды товаров, включая промежуточные продукты - гайки, винтики и т.д. В отличие от рыночной, где цена договорная. В командной экономике государств очень часто устанавливает цену без учёта экономических законов, руководствуясь некой социальной значимостью для верховного собственника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.