КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАТО — это закрытые административно-территориальные образования
Система ЗАТО сложилась в нашей стране в 30—50-е годы прошлого века. Ее принято связывать с тоталитаризмом сталинского управления и рассматривать без отрыва от системы ГУЛАГа и массовых репрессий. Однако этот подход нельзя признать правильным: поселения оборонного профиля той или иной степени закрытости существовали и в дореволюционной России, аналоги ЗАТО существуют и процветают в странах, считающихся образцом демократии. До начала 90-х годов о ЗАТО знали на уровне слухов. Вся информация о них была засекречена. Закрытые поселения не показывались на географических картах, не давались в справочниках и энциклопедиях, почти не было никакого намека на их присутствие и на местности:. В целях маскировки любая статистическая информация, касаемая ЗАТО (численность населения, социально-экономические показатели, количество учащихся в учебных заведениях и др.), в равных пропорциях разбрасывалась по всем областям и республикам. О ЗАТО напоминали лишь наезженные дороги под знаком «въезд запрещен», бетонные заборы да заграждения из колючей проволоки. ЗАТО — это, по сути, экстерриториальные образования, их контакты с окружающим пространством до недавнего времени были минимальны. Поэтому в рамках ЗАТО признавалось необходимым создать полную инфраструктуру для проживания и деятельности его населения, сделать поселение хозяйственно автономным, самодостаточным. Внутри периметра, огороженного в целях недопущения проникновения посторонних, находилось все то, что могло обеспечить существование ЗАТО: железнодорожные станции, водозаборы, кладбища, садовые участки и места отдыха горожан. И, конечно же, в границы закрытого контура входила вся производственная инфраструктура стратегического назначения, будь то заводы по переработке ядерного топлива, акватории стоянки военных судов, пусковые шахты межконтинентальных баллистических ракет, площадки для запуска космических объектов, полигоны различного назначения, аэродромы, склады, хранилища отходов и т.п. В России понятие «ЗАТО» вошло в обиход в 1992 году, когда был принят Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». В соответствии с законом закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. По ведомственной принадлежности ЗАТО подразделяются на поселения, подчиненные Министерству обороны (таких большинство) и управляющиеся Минатомом (10 городов, закрытость которых обусловлена участием в цикле разработки и производства ядерного топлива и ядерных вооружений). Согласно ст. 80 ФЗ от 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ. Предложение о создании (об упразднении) закрытого административно - территориального образования вносится Правительством РФ. Предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории. Изменение границ закрытого административно-территориального образования производится в аналогичном порядке. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание. С 1 января 2006 года в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ бюджеты ЗАТО должны формироваться согласно порядку формирования бюджетов, предусмотренному для городских округов. Вместе с тем, в рамках подготовки к реализации Федерального закона № 131-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232 утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования. В соответствии с указанным Постановлением трансферты из федерального бюджета бюджетам ЗАТО выделяются в виде: - дотаций на дополнительные расходы бюджетов ЗАТО, связанные с общей социальной компенсацией проживания и работы граждан в условиях особого режима и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности; - субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, направляемых на строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры; - субвенций на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО. На территории России можно выделить несколько пространственных групп, или кустов, ЗАТО. 1. Кольская (7 ЗАТО Мурманской обл.) — базы Северного флота. 2. Центральная (9 ЗАТО: 4 в Московской обл., 2 в Тверской обл., по одному в Нижегородской, Владимирской и Пензенской обл.) — ЗАТО ориентированы на связи с Москвой, пользуются ее научным потенциалом или защищают ее от возможного нападения. 3. Поволжская (4 ЗАТО: 3 в Саратовской обл., 1 в Астраханской обл.) — имеет ракетную или химическую специализацию. 4. Уральская (11 ЗАТО: по 4 в Свердловской и Челябинской обл., по одному — в Башкирии, Пермской и Оренбургской обл.) — преимущественно центры атомной промышленности. 5. Сибирская (6 ЗАТО: 4 в Красноярском крае, по одному в Алтайском крае и Томской обл.) — преобладает атомная промышленность. 6. Дальневосточная (4 ЗАТО: по два в Приморском крае и Камчатской обл.) — территориально разорванная Японским и Охотским морями группа ЗАТО, обслуживающих Тихоокеанский флот. Есть и одиночные ЗАТО, расположенные за пределами скоплений, например Мирный в Архангельской обл. или Углегорск в Амурской области. По специализации ЗАТО можно разделить на шесть типов. 1. Атомные города — 10 городов, находящихся в ведении Министерства по атомной энергии. Саров, Новоуральск, Лесной, Заречный, Озерск, Снежинск, Трехгорный, Северск, Железногорск и Зеленогорск включены в цикл по обогащению и переработке ядерного топлива (уранового и плутониевого) и его использованию в военных (для применения в ядерных боеприпасах) и мирных (в атомной энергетике) программах. В городах этого профиля ведется разработка ядерного оружия, а также направлений конверсии ядерной отрасли, для чего в них созданы специальные научные институты и лаборатории, специалистов для которых готовят профильные учебные заведения, находящиеся там же. 2. Военно-морские базы. Они сосредоточены на побережьях, имеющих наиболее выгодное стратегическое положение. Фьордовый, изрезанный северный берег Кольского полуострова укрывает ЗАТО, обслуживающие Северный флот России, — Североморск, Полярный, Снежногорск, Заозерск, Скалистый, Островной, Видяево. Все они, включая наиболее отдаленный Островной, лежат в незамерзающей части Баренцева моря и контролируют вход в моря Северного Ледовитого океана с запада. Два ЗАТО Приморского края — Большой Камень и Фокино являются базами Тихоокеанского флота на самом южном форпосте российского Дальнего Востока. Лежащий в заливе Крашенинникова Авачинской губы Вилючинск формирует морской щит страны на беринговоморском направлении. 3. Поселения при ракетных частях и полигонах. Эти ЗАТО находятся в ведении ракетных войск стратегического назначения (Звездный, Свободный, Кедровый, Сибирский, Светлый, Комаровский, Первомайский и др.) или военно-космических сил России (Краснознаменск, Знаменск, Мирный, Углегорск). Первые представляют собой, как правило, небольшие поселки городского типа, размещенные близ железных дорог, при которых находятся пусковые установки (чаще всего в шахтах) баллистических ракет. Вторые — гораздо крупнее, обслуживают космодромы, большие ракетные полигоны или центры космической связи. 4. ЗАТО химического профиля, оба (Шиханы и Михайловский) расположены в Саратовской области. Ранее — центры разработки и производства химического оружия, ныне — центры его утилизации и уничтожения. В состав этих ЗАТО входят значительные территории, на которых происходит утилизация и захоронение химического оружия. 5. Поселки, поддерживающие военную связь, — Восход и Приокск, — небольшие поселения, расположенные вблизи Москвы на крупных транспортных осях. 6. Центр разработки лазерного оружия — город Радужный (Владимирская обл.).
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 232
П Р А В И Л А компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. N 346; от 14.11.2007 г. N 775; от 27.01.2009 г. N 36; от 28.12.2010 г. N 1171)
1. Настоящие Правила определяют порядок компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, в соответствии со статьей 5-1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", осуществляемой путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее – межбюджетные трансферты). 2. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований предоставляются бюджетам муниципальных образований, имеющих статус закрытого административно-территориального образования, при условии соблюдения органами местного самоуправления указанных муниципальных образований бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 3. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований предоставляются: а) на дополнительные расходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с общей социальной компенсацией проживания или работы граждан в условиях особого режима безопасного функционирования закрытого административно-территориального образования и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, в форме дотаций, размер которых определяется в соответствии с методикой согласно приложению N 1; б) на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, размер которых определяется в соответствии с методикой согласно приложению N 2. Указанные межбюджетные трансферты направляются на проведение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры, жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры (далее - объекты), а также на приобретение для них основных средств стоимостью свыше 1000 рублей; в) на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, включая оплату стоимости проезда к новому месту жительства, провоз домашнего имущества и выплату единовременного денежного пособия, размер которых определяется в соответствии с методикой согласно приложению N 3. г) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов закрытых административно-территориальных образований в форме дотаций, распределение которых утверждается Правительством Российской Федерации. 5.Местные администрации закрытых административно-территориальных образований представляют: а) в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации: сведения, необходимые для определения Министерством экономического развития Российской Федерации размера межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, в порядке, по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; предложения о проведении мероприятий по развитию и поддержке социальной и инженерной инфраструктуры, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, по форме и в сроки, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, включающие: перечень строек и объектов (далее - перечень), в том числе предложения по проведению проектно-изыскательских работ; объемы расходов на проведение капитального ремонта объектов; объемы расходов на приобретение для объектов основных средств стоимостью свыше 1000 рублей; отчет о расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. б) в Министерство финансов Российской Федерации отчет о расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на переселение граждан, предусмотренных в подпункте "в" пункта 3 настоящих Правил, по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. 6. В перечень включаются предусмотренные программами комплексного социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований объекты строительства и реконструкции при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. До завершения строительства и реконструкции объекты не могут быть исключены из перечня. Включение в перечень новых объектов допускается только при условии выполнения обязательств по финансированию ранее включенных в него объектов. 7. Предложения о расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры подписываются главой администрации закрытого административно-территориального образования или лицом, его замещающим. 8. Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 15 февраля текущего года представляет в Правительство Российской Федерации перечень, а также предложения, включающие объемы расходов на проведение капитального ремонта объектов и приобретение для них основных средств стоимостью свыше 1000 рублей. Предложения о внесении изменений в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень строек и объектов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемых для бюджетов закрытых административно-территориальных образований, и объемы расходов на проведение капитального ремонта и приобретение основных средств стоимостью свыше 1000 рублей вносятся в Правительство Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 15 ноября текущего года. 9. Министерство финансов Российской Федерации имеет право запрашивать у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций закрытых административно-территориальных образований дополнительные сведения и материалы, необходимые для определения размера межбюджетных трансфертов. 9-1. Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил. 9-2. Перечисление межбюджетных трансфертов осуществляется в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. 9-3. Финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке перечисление бюджетам закрытых административно-территориальных образований межбюджетных трансфертов (не позднее 3-го рабочего дня с даты получения от территориальных органов Федерального казначейства информации об их поступлении в бюджет субъекта Российской Федерации) на счета, указанные в пункте 9-2 настоящих Правил, для дальнейшего перечисления в установленном порядке в бюджеты закрытых административно-территориальных образований. 9-4. Местные администрации закрытых административно-территориальных образований представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации отчеты о расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в порядке, который устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансовые органы субъектов Российской Федерации на основании указанных отчетов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство финансов Российской Федерации отчеты по форме и в порядке, которые устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. 9-5. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, учитываются в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. 9-6. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации - органами местного самоуправления), за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации. 10. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций закрытых административно-территориальных образований несут персональную ответственность за достоверность сведений, представляемых в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. 12. Органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований несут ответственность за осуществление расходов бюджетов закрытых административно-территориальных образований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предусмотренные в подпунктах "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |