Учет земель является составной частью государственного земельного кадастра, отражает хозяйственное использование и природное состояние земель, накапливает и представляет сведения о количестве земельных ресурсов, необходимые для управления территориями. Учет земель ведется по категориям, объектам собственности, землевладениям, землепользованиям, сельским населенным пунктам, городам, муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации и в целом по стране. Он проводится по фактическому состоянию и использованию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов, данных инвентаризации земель, обследований и изысканий, отчетов землепользователей, собственников, арендаторов. Отчеты составляются ежегодно (по состоянию на 1 января) о происшедших изменениях в составе земель по единой форме (форма-22, утвержденная Госкомстатом России) на основании материалов учета предыдущею года, исправлений и дополнений по результатам новых съемок, инвентаризации, контрольных обмеров. Сельские (поселковые) администрации организуют работу по сбору и уточнению земельно-учетных данных на подведомственной территории. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, земельно-кадастровые палаты создают банки данных о наличии и качественном состоянии земель, собственниках, владельцах, пользователях, целевом назначении, режиме использования и ежегодно не позднее февраля представляют отчет, согласованный с природоохранными органами и утвержденный администрацией, о наличии и использовании земель в областные (республиканские) комитеты но земельным ресурсам и землеустройству. Отчет о наличии и распределении земель включает следующие документы: сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (форма 22-1); сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма 22-2); сведения о наличии и распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, по формам собственности (форма 22-3); сведения о наличии и распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (форма 22-4);
сведения о распределении общих площадей городов по формам собственности (форма 22-5); сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по формам собственности (форма 22-б); сведения об использовании земель лесного фонда (форма 22-7). Областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обобщают информацию районных (городских) комитетов и создают банки данных о наличии и качестве земельных ресурсов региона и не позднее 1 марта представляют отчеты в Росземкадастр с целью создания единого для России банка данных.
Таким образом, учет земель представляет собой государственное мероприятие по получению, систематизации, накоплению и обновлению сведений о количестве, хозяйственном использовании, состоянии и качестве земельных ресурсов, необходимых для эффективного управления ими. В соответствии с федеральным законом “О государственном земельном кадастре” на всей территории Российской Федерации в обязательном порядке по единое методике проводится государственный кадастровый учет земельных участков. Он представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы ГЭК на основании данных по их межеванию, сведений, представленных правообладателями, результатов топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти и местного самоуправления, заинтересованные правообладатели подают в районные (городские) кадастровые палаты заявки, правоустанавливающие документы и документы о межевании земельных участков.
Учет качества земель Для управления земельными ресурсами важна информация не только о количестве, но и качестве земель, их использовании. Качественное состояние земельных ресурсов Российской Федерации весьма разнообразно. Оно зеркально отражает региональные и местные особенности природных условий, геологии и геоморфологии, теплового режима и увлажнения. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, группировку почв, характеристику их качества по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам. Но прежде всего надо усвоить понятия “почва” и “земля”. Почва - это верхний плодородный слой земли, сформированный под влиянием различных факторов почвообразования (климата, растительности, рельефа и др.). При этом сами факторы не являются сословными частями почвы. Классификация почв строится по принципу их происхождения, развития и хорошо согласуется с природными зонами (например, зона серых лесных, черноземных, каштановых и др. типов почв). Под землями понимаются определенные участки территории, с характерным не только почвенным покровом, но всеми другими условиями, от которых зависит способ использования земельного участка. Это климат, характер водного и теплового режимов почвы и прилегающих слоев атмосферы, рельеф местности, естественная растительность и пригодность земель для выращивания определенных культур, хозяйственная деятельность человека и др. Таким образом, в понятие “земля” входит вся экологическая система, в которой находится земельный участок. Почва в этой системе выступает как один из составных элементов, который вместе с другими определяет характер использования земли. Он выявляется в процессе зонирования, районирования, нормирования земель. Зонирование - разделение земель на земельные участки с различным целевым назначением и правовым режимом использования. Оно проводится в соответствии с планами развития территории, которые утверждаются органами государственной власти. Решения о зонировании обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и иных прав па земельные участки, Например, для земель поселений в процессе зонирования устанавливают требования в отношении плотности застройки, санитарно-защитных разрывов, зеленых насаждений, расположения культурно-бытовых объектов и др. Нормирование земель - установление пределов (норм) владения, пользования и распоряжения земельными участками на любом праве (например, минимальные и максимальные размеры участков для ведения КФХ, находящихся в собственности).
Учет мелиорируемых земель В соответствии с Федеральным законом “О мелиорации земель (Ф3 К2 4 от 10.01.1996 г.) мелиорация определяется как коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, агролссомелиоративных. химических, агротехнических и других мероприятий с целью повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. При учете выделяют мелиорируемые и мелиорированные земли. Мелиорируемые земельные массивы, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий (орошения, осушения, обводнения, создания защитных лесных насаждений, проведения культуртехнических работ и работ по улучшению химических и физических свойств почв гипсования, известкования, пескования, землевания). Мелиорированные - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия. В этом случае собирают данные о гидрологических, агротехнических и других качественных характеристиках почв, подлежащих занесению в государственный земельный кадастр. Ведется он специально уполномоченными органами в области мелиорации. Учету подлежат: все существующие и вновь вводимые в эксплуатацию мелиорированные земли, на которых полностью осуществлены предусмотренные проектом мелиоративные мероприятия, а также земли, находящиеся в стадии проведения работ по улучшению их качественного состояния; прилегающие к мелиорированным и мелиорируемым землям участки, используемые для обеспечения мелиорации земель на нраве ограниченного пользования (сервитута) в соответствии с Гражданским и 3емельным кодексами РФ; земельные участки, прилегающие к мелиорированным землям и мелиоративным системам и подверженные их негативному воздействию, ограничивающему использование этих участков как по существующему целевому назначению, так и по возможности использования для других целей. Учет земельных участков, прилегающих к мелиорированным землям и мелиоративным системам и подверженных их негативному воздействию, ведется по целевому назначению и фактическому состоянию угодий, видам и степени проявления процессов деградации земель, обусловленных этим воздействием, в границах, нанесенных на планы землепользовании.
Основанием служат проектные материалы или экспертные оценки, заверенные специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды. Особое место в количественном и качественном учете занимают орошаемые земли. Здесь в первую очередь уделяется внимание способу орошения и состоянию оросительной сети. Орошаемыми считаются земли, которые имеют оросительную сеть и в установленном порядке сданы по соответствующему акту государственной комиссии независимо от того, произведены на них посевы сельскохозяйственных культур или посадки многолетних насаждений или нет. При учете орошаемых земель выделяют: регулярно орошаемые земельные участки, для полива которых вода поступает в необходимых количествах (по установленным нормам) и в нужные сроки. Сюда относят и те массивы, которые в отдельные годы (особенно в критические периоды) испытывают недостаток в воде; условно орошаемые - земельные участки, на которых посевы сельскохозяйственных культур не обеспечиваются водой в достаточном количестве по установленным нормам в течение всего вегетационного периода или могут поливаться в достаточной степени, но только в отдельные периоды; лиманного орошения - земельные участки, которые имеют четкие границы своих земель, ограниченные валами, дамбами или другими гидротехническими сооружениями для задержания талых вод, или могут заливаться из оросительных систем с помощью специальных устройств.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление