Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология стилей произношения в современном английском языке

 

Было бы чрезмерным упрощением сказать, что существует классификация, признаваемая большинством ученых. Тем не менее, явно одно: при классификации различных реализаций речи с точки зрения фоностилистики ученый должен выделить критерии, отличные от критериев, используемых для выделения функциональных стилей языка. Поясним сказанное примером: Можно предположить, что различные реализации речи могут быть сгруппированы на основе некоторых наиболее типичных фонетических характеристик. Так, такие реализации речи, как зачитывание информации по радио и ТВ, текст, читаемый за кадром, лекции, доклады и т.п. могут быть объединены в одну группу, поскольку все они являются монологами, созданными на основе письменных текстов. С точки зрения функциональной стилистики они относятся к различным стилям: зачитываемый по радио текст классифицируется как принадлежащий к публицистическому стилю, а лекция – к функциональному стилю языка науки. Таким образом, можно увидеть, что устные тексты, в соответствии с традиционной классификацией относимые к различным функциональным стилям, характеризуются общими фонетическими чертами.

Можно привести и примеры обратного. Тексты, традиционно относимые к разным функциональным стилям, имеют одинаковую фонетическую организацию. Например, недавно проведенные фонетические эксперименты показывают, что тексты, принадлежащие к разным функциональным стилям (отрывок прозы – отрывок из туристического путеводителя), имеющие одинаковую прагматическую направленность, не обнаруживают никакой разницы с точки зрения фоностилистики.

В ряду хорошо известных классификаций фонетических стилей хотелось бы отметить две: одна из них принадлежит С.М. Гайдучику. Он различает пять фонетических стилей: торжественный, научно-деловой, официально-деловой, бытовой и непринужденный. Как видно, они в целом соотносятся с функциональными стилями языка, различаясь в зависимости от сферы употребления. Другой способ классификации фонетических стилей предложен Я.А. Дубовским, выделяющим следующие пять стилей: обычный неформальный, формально-нейтральный, формально-официальный, неформально-фамильярный и ораторский. Деление основано на различии по степени формальности/ фамильярности в отношениях между говорящим и слушающим. В пределах каждого стиля наблюдается дальнейшее деление, но как пишет сам автор, эта классификация предназначена, скорее, для описания и анализа, т.к. «еще пока не создана теория, полностью симметричная классификации речевых актов».

Подход М.А. Соколовой и др. несколько отличен. При рассмотрении проблемы классификации фонетических стилей в соответствии с описанными выше критериями, следует различать сегментный и супрасегментный уровень анализа, т.к. некоторые критерии (цель высказывания, например) приводят к изменениям, в основном, на супрасегментном уровне, а другие (например, - формальный характер ситуации), - обнаруживают изменения на сегментном уровне. Таким образом, для целей описания и объяснения фоностилистических изменений, до тех пор, пока не будет предложена более адекватная система соотнесения, предпочтительнее рассматривать каждый уровень отдельно.

Стилеразличительные характеристики, упомянутые выше, дают хорошие основания для установления интонационных стилей, пригодных не только для социолингвистических исследований, но и также для целей изучения иностранного языка и обучения ему.

В общем случае можно предположить, что существует пять интонационных стилей, выделяемых, главным образом, в соответствии с коммуникативными целями; к этим пяти стилям можно отнести все тексты, порождаемые современными людьми в ходе повседневного общения:

1. Информационный стиль

2. Академический стиль (научный)

3. Публицистический стиль (художественный)

4. Ораторский стиль (ораторское искусство)

5. Разговорный стиль (фамильярный)

 

Но дифференциация интонаций в соответствии только с целью коммуникации явно недостаточна. Как упоминалось выше, существуют другие факторы, влияющие на интонацию в различных экстралингвистических ситуациях.

Можно добавить, что всякий стиль, за очень редкими исключениями, редко реализуется «в чистом виде» Все порождаемые тексты содержат черты различных стилей. В таком случае можно вести речь о наложении (слиянии) стилей. Подводя итоги можно сказать, что различение фонетических стилей является чисто формальным. В этом плане предлагаемая классификация точно отражает многочисленные реализации речи, с одной стороны, и предназначается для понимания и интерпретации системы, - с другой. Попытаться систематизировать все наши наблюдения и предусмотреть все варианты, задача невыполнимая. При обучении необходимо просто привлекать внимание к наиболее ярко выраженным характерным чертам стиля, игнорируя при этом относительно стабильные характеристики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стилераличительные изменения на перцептивном уровне | Репортирование и вещание. Информативно- описательные обучающие тексты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.