Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информативно-описательный обучающий монолог

Продемонстрируем различия на просодическом уровне между монологом и диалогом на примере спонтанного воспроизведения предыдущего монолога тем же говорящим. Он сделал это в довольно формальной манере для той же группы студентов. Цель осталась прежней – дать информацию о традициях университетской жизни в Великобритании.

 

May week in Cambridge.

 

→As you probably ‘ know │the uni\versities of ‘Oxford and,Cambridge│ are the_2 ‘oldest universities in ‘ England ││and be→cause of >that│, because of their,age│ they have →many tra,ditions ﻜ which to,foreigners ﻜ might _appear to be very, strange. ││ →One of these tra>ditions │is ‘May Week in ‘ Cambridge. ││ This is par’ticularly, strange │ as it \doesn’t,happen in / May │and is \not in ‘fact a \ week. ││ It \stretches ‘over \2 ‘weeks, │the \7th and ‘8th weeks of the \ term. ││ There is \no ‘real’ reason \for calling it May /Week │and per>haps ﻜ it is \heralding the ‘coming of \ May │ which is till \then ‘ being ig>nored ﻜ in \favour of ‘more \ serious matters ﻜ like exami\nations.││ There are →many different ac,tivities ﻜ which _go on during \ May /Week │ for the \most ‘part there are ‘many >plays │put on by indi\vidual ‘college so/cieties,│\very often ‘taking place out,doors ﻜ in →College \gardens.││ There are \also \ rowing races│with →crews of \eight ﻜ competing in \ bumping races. ││ What I →mean \ bumping races ﻜ is when the \aim is >toﻜ >bump ﻜ →back of the \ boat ﻜ in \front of you ﻜ on the → Cam \river. ││

\Personally ﻜ I come from \ Oxford University, │so → I know ↑far more about \ Oxford. ││ In >Oxford │we don’t have a \ May /Week. ││ We \work until the end of the \ eighth week│when exami→nations \finish and │it is →not until \then │that we >have our e\quivalent of May Week│when _similar,things take \ place.

 

Цель коммуникации в описанном окружении объясняет деловой, бесстрастный отрешённый тембр, который, однако, меняется, когда говорящий рассказывает о собственных впечатлениях и звучит заинтересованно.

Делимитация звучащих текстов зависит от степени спонтанности. Основной единицей монологического звучащего текста является фоноабзац, а его длина сильно варьируется, сильнее, чем при зачитывании. Как и в устной речи, правила синтаксиса соблюдаются не всегда, абзац разбиваются на высказывания, которые не совпадают с предложениями. Паузы в конце фразы носят необязательный характер, хезитационные паузы часто разбивают синтагму на несколько интонационных групп, при чём это может происходить как преднамеренно, так и нечаянно. Паузы могут быть заполненными и пустыми:

 

What I →mean \ bumping races ﻜ is when the \aim is >toﻜ >bump ﻜ →back of the \ boat ﻜ in \front of you ﻜ on the → Cam \river. ││

 

Поскольку речь адресована сравнительно небольшой группе людей, текст в целом, читается с нормальной громкостью, которая сильно не меняется, но уменьшается к концу абзаца. Увеличение громкости особенно заметно в начале фоноабзаца и на эмфатических коммуникативных центрах. То же самое относится к изменениям диапазона и регистра тона. Они увязывают последовательности тоногрупп в единицы более высокого уровня.

Скорость речи заметно меняется. В большинстве случаев она нормальная, но увеличивается на менее значимых сегментах и уменьшается на эмфатических центрах фразы.

Долгота паузы зависит от синтаксической и семантической ценности, максимальная пауза стоит на границе абзаца.

Данный произнесённый монолог характеризуется не систематической ритмичностью, субъективной изохронией; ритмичность внутри фоноабзаца достигается за счёт альтернации всех просодических параметров.

Семантические центры всех сегментов речи выделяются с помощью всего инвентаря просодических средств. Терминальные тоны звучат категорично, выразительность достигается за счёт использования высоких и средних резких падений, либо за счёт единых межпаузальных фрагментов. Низкий восходящий и средний ровный тоны обычно употребляются в начале и середине фразового единства:

In >Oxford │we don’t have a \ May /Week. ││

 

Типы предъядерных шкал разнообразны: доминируют ровные шкалы с единственным ударным слогом, иногда появляются слоги с второстепенным ударением. Нисходящие шкалы могут нарушаться внезапным подъёмом:

\Personally ﻜ I come from \ Oxford University, │so → I know ↑far more about \ Oxford. ││

 

Поскольку монолог довольно спонтанный, контраст между выделенными и невыделенными сегментами очень ярок; централизованный тип фразового ударения выделяет семантические центры.

This is par’ticularly, strange │ as it \doesn’t,happen in / May │and is \not in ‘fact a \ week. ││

 

Инвариант фоностилистических характеристик информативно-описательного обучающего спонтанного монолога

тембр Бесстрастный, деловой, сдержанный, иногда заинтересовванный
делимитация Фоноабзац – фраза – интонационная группа; многочисленные хезитационные и дыхательные паузы (заполненные и пустые) разбивают фразу на интонационные группы, нарушая их синтаксическую целостность.
Просодические признаки маркеры стиля громкость Нормальная, контрастная на границах фоноабзаца, уменьшается к концу фоноабзаца, увеличивается на семантических центрах
Диапазон и регистры тона Понижаются и меняются в пределах абзаца, изменения связываю несколько последовательностей единиц в более крупную
скорость Меняется, замедляется на семантических центрах
паузы Различны, долгота зависит от синтаксической и семантической значимости сегмента, максимально долгие паузы на границах фоноабзаца.
ритм Несистематический, субъективно-изохронный, централизованное фразовое ударение, ритмичность в фоноабзаце достигается за счёт альтернации всех просодических средств
Акцентуация семантических средств Терминальные тоны Общее использование конечных категорических падений на семантических центрах, падения в середине тоногруппы, средний ровный и низкий восходящий тоны в срединных тоногруппах, выразительность за счёт высоких резких (для мужского голоса) падений.
Предъядерная шкала Разнообразны, общее использование ровных шкал с единственным ударным слогом; нисходящие прерванные шкалы
Контраст между выделенными и невыделенными сегментами Большой, достигается за счёт централизованного фразового ударения, увеличения громкости, повышения регистра и диапазона голоса на семантических центрах, высоких категоричных падений; эмфатическое ударение на центрах и сочетание прочих просодических параметров.

 

Наша задача состоит в теперь сопоставлении инвариантных характеристик 2 модификаций языка в пределах данного регистра (стиля) – обучающий описательный монолог. Попробуем обобщить результаты.

  1. Написанные (прочитанные вслух) и рассказанные тексты, принадлежащие одному интонационному стилю, имеют разное просодическое выражение.
  2. В устной речи средства просодического выражения более живые, выразительные и разнообразные, особенно, что касается тембра голоса, громкости, темпа, долготы пауз и ритма.
  3. Говорящий часто преднамеренно использует некоторые хезитационные явления (хезитационные паузы и прочие средства выиграть время), которые помогаю т ему достичь равновесия между формальностью и неформальностью и установить контакт с аудиторией.
  4. Говорящий применяет различные хезитационные явления непреднамеренно, что позволяет ему выиграть время для поиска подходящей мысли или выражения, не прерывая поток речи.
  5. Речь характеризуется б о льшим количеством интонационных групп, сверхфразовых единств или фоноабзацев. В спонтанной речи интонационная группа не всегда совпадает с синтагмой. Паузы в конце фразы не обязательны.
  6. Зачитывание характеризуется децентрализованным фразовым ударением, а говорение – централизованным.
  7. Спонтанная речь больше насыщена контрастами, коммуникативные центры выделяются более ярко, выразительность достигается за счёт б о льшего диапазона конечных тонов, б о льшей громкости и выделенности ударных сегментов.
  8. Зачитывание ритмично, ритм устной речи непредсказуем, изменчив и бессистемен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Письменная речь | Информативные диалоги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.