КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение информатики. Понятие информации и информационной технологии. Формула Шеннона. Предмет и задачи информатики
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ Часть 1. Введение ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ФИЗИКОВ А.В. Кибардин С.Л. Гольдштейн
Учебное пособие
Научный редактор – проф., д-р техн.наук Г.Б. Смирнов
Рекомендовано методическим советом ГОУ ВПО УГТУ-УПИ В качестве учебного пособия для студентов всех специальностей всех направлений
Екатеринбург
УДК 004.43 (075.8) ББК Г63 Рецензенты: кафедра прикладной информатики в экономике Уральского государственного университета путей сообщений (зав. кафедрой профессор, д-р физ.-мат. наук В. И. Радченко.); А. Ф. Шориков, проф., д-р физ.-мат. наук (Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург)
Авторы: С.Л. Гольдштейн, А.В. Кибардин
Г63 ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ФИЗИКОВ: учебное пособие по дисциплине “Информатика” /С.Л. Гольдштейн, А.В. Кибардин. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2007, 116 с. Учебное пособие предназначено для изучения основ информатики и ориентировано на студентов, аспирантов технических специальностей, слушателей ФПК и подготовительного отделения, обучающихся основам современных информационных технологий.
Библиогр.: 18 назв. Рис.31.
Подготовлено кафедрой вычислительной техники
УДК 004.43 (075.8) ББК ©ГОУ ВПО “Уральский государственный технический университет –УПИ”, 2007
Предисловие
Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по информатике, читаемой для физических специальностей. В первой части учебного пособия дается введение в предмет информатики, рассматриваются составные части дисциплины, техническое и программное обеспечение, математические основы информатики, дается введение в теорию алгоритмов, основы работы пользователя в среде операционной системы Windows. Завершается первая часть рассмотрением вопросов компьютерного моделирования в научно-технических исследованиях. Вторая часть пособия посвящена базовым информационным технологиям, в первую очередь, технологиям обработки данных и решения вычислительных задач в различных программных средах, в том числе программированию на языках высокого уровня. Рассматриваются вопросы работы в компьютерных сетях и информационной безопасности.
В 1948 г. американский математик Норберт Винер провозгласил новую науку – кибернетику, проблему искусственного интеллекта и ввел новую научную категорию – “управление” [1]. Выделение категории “управление” позволило воспользоваться понятием информации и положить в основу кибернетики изучение законов передачи и преобразования информации. Сущность принципа управления: движение и действие больших масс или передача и преобразование больших количеств энергии направляются и контролируются при помощи небольших количеств энергии, несущих информацию. Этот принцип лежит в основе организации и действия любых управляемых систем: автоматических машин, живых организмов, социальных систем. Таким образом, кибернетика – это наука об общих законах получения, хранения, обработки и передачи информации. Термин “информация” как научный термин введен Клодом Шенноном – автором теории информации (науки об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по каналам связи) в конце 40-х г.г. XX в. Шеннон ввел единицу измерения информации – 1 бит (от англ. BInary digiT – двоичная единица). Каждому сигналу в теории Шеннона приписывается априорная вероятность его появления [2]. Чем меньше вероятность появления сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. Этот факт можно выразить следующей формулой (формула Шеннона):
, (1.1)
где I – количество полученной информации при передаче сообщения; p j – вероятность появления сигнала с номером j; n – количество возможных сигналов. Рассмотрим несколько случаев. Пусть в системе возможно только одно событие. Свяжем с реализацией события сигнал. Тогда n = 1, и количество полученной информации I = 0. Если n =2 и p1 = p2 = 1/2, то I = - (1/2)log (1/2) - (1/2)log(1/2). В случае двоичных логарифмов I = 1 – это значение и принято в качестве единицы измерения информации “бит”. Отметим, что данное определение информации не содержит семантического, т.е. смыслового содержания сообщения. К понятию информации и возможным подходам к определению информации мы вернемся в части 6.“Информационные технологии”, а пока дадим практическое (обыденное) определение информации: информация – это сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, передачи и обработки в системе социальных коммуникаций. Отметим, что данное определение информации охватывает все формы социальной деятельности человека: науку, управление, просвещение, производство, сферу mass media. Термин “информатика” (от фр. Informatique) введен в начале 70-х г.г. XX в. французскими специалистами. Американцы используют свой термин – Computer Science – для обозначения науки о способах обработки, накопления и передачи информации в социальной среде. Таким образом, принципиальное отличие информатики от кибернетики в том, что информатика рассматривает информацию только в системе социальных коммуникаций. Информатика базируется на вычислительной технике. Отсюда три ее составляющие части: · техническое обеспечение; · алгоритмическое обеспечение; · программное обеспечение. В следующих разделах мы рассмотрим общую характеристику технического и программного обеспечения информатики, а пока рассмотрим, какие задачи решает информатика. Чтобы лучше понять предмет и задачи информатики, сравним две науки: кибернетику и информатику. 1. Кибернетика изучает общие законы движения информации. Информатика изучает технологию – т.е. конкретные способы обработки, передачи и использования информации. 2. К области информатики относятся информационные технологи только в социальных системах. 3. Кибернетика моделирует различные системы, а информатика занимается информационной “начинкой” моделей, технологией их разработки и машинного применения. 4. Развитие кибернетики связано с передачей функций интеллекта техническим, искусственным устройствам, с воспроизведением функций живых организмов неживыми объектами. Развитие информатики подчинено технологическому использованию вычислительных машин и устройств, превращению “бумажной” информатики в “человеко-машинную”. До середины XX в. человечество располагало лишь производственными технологиями, связанными с преобразованием вещества и энергии. В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, материальной основой которой является электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появился новый вид технологий – информационные технологии. К ним относятся процессы, в которых основой, сырьем переработки и выдаваемой продукцией является информация. Конечно, переработка информации связана с определенными материальными носителями и, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и преобразование энергии, но главную роль здесь играет информация. Конечно, информационные технологии возникают не сами по себе, а в результате технологизации того или иного процесса. Настоящий период развития общества можно определить как период информационного кризиса. Количество информации, производимое в обществе, удваивается каждые 8-12 лет. Известный советский ученый И.Шкловский утверждал еще в 70-е г.г. XX в., что нашей цивилизации грозит перепроизводство информации, которое может парализовать общественную и экономическую жизнь – такую ситуацию он назвал “информационным коллапсом” по аналогии с процессом схлапывания звезд. Ежегодно в мире публикуются сотни тысяч книг, миллионы статей, отчетов, инструктивных указаний пр. По данным ЮНЕСКО мировой фонд научных изданий превышает 200 миллионов. За последние 70 лет в мире накоплено более 20 миллионов патентов. В работе [5] приводятся материалы из статьи английского физика Херрингса, анализирующего объемы научных публикаций в различные периоды. Рис. 1.1
Из графиков, представленных Херрингсом, видно, что в 1938 г. специалист в определенной области науки в состоянии был прочитать всю мировую литературу, публикуемую в этой области, а к 1968 г. он мог прочитать только малую часть всех публикаций. Причем, физическая невозможность прочитать всю публикуемую в данной области литературу – не единственная проблема, которая возникает в области обработки информации. Существует большое число факторов, делающих эту проблему еще более острой [5]. Среди них межъязыковые факторы, проявляющие себя в том, что в потоке мировой научно-технической литературы все более увеличивается доля публикаций на таких языках, которыми не владеет подавляющее большинство ученых и специалистов, например, на итальянском, чешском, датском, хинди и др. Не меньшим негативным характером обладают внутриязыковые факторы, т.е. терминологические. В результате специализации терминологии специалисты разных отраслей науки и техники все в меньшей степени понимают друг друга, причем не только специалисты разных отраслей, но и специалисты, работающие в близких, смежных областях науки. Существуют факторы, которые можно назвать надъязыковыми, усложняющие коммуникацию между учеными, занимающимися разработкой фундаментальных проблем, и специалистами, решающими прикладные задачи. Создание принципиально новых устройств и технологий требует углубленного проникновения в фундаментальные области знания. Этот процесс порождает концепции, которые не в состоянии подчас понять и преломить в своей практической работе значительная часть инженеров. Следующая группа факторов, препятствующих движению информации – это социально-экономические. К ним следует отнести политические, экономические, бюрократические факторы. Немаловажное значение имеют и факторы психологические, то, что Энгельс называл “барьерным сознанием” – когда “человек ищет только то, о чем он думает, что оно существует и что ему нужно”. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно так определить главную функцию информатики: обоснование средств и методов технологизации информационно-коммуникативных процессов, т.е. их качественная перестройка на базе вычислительной техники, математического моделирования, программного управления.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |