КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. для студентов технических специальностей
Учебное пособие История Отечества Куксин А.И. для студентов технических специальностей
Егорьевск УДК 947(075) Куксин Алексей Игоревич ББК 63.3(2)я73 Учебное пособие «История Отечества» К.89 Рецензенты: Н.В. Михайлова, канд. ист. наук, профессор Н.Л. Феднева, канд. ист. наук,
К.89 История Отечества: Учебное пособие для студентов технических специальностей. Куксин А.И. – Егорьевск: ЕТИ МГТУ «Станкин», 2008. – 144 с.
Учебное пособие по дисциплине «История Отечества» предназначено для студентов, обучающихся по техническим специальностям ВУЗа. Материал данного пособия охватывает основные этапы становления и развития Российского государства от древнейших времен до 1913 года. Основное внимание уделено вопросам социально-экономического и внешнеполитического развития страны. Издание подготовлено на основе новейших исследований по проблемам истории России. К каждой теме подготовлены вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.
УДК 947(075) ББК 63.3(2)я73
ISBN 978-5-9900547-3-8
© Куксин А.И., 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение.........................................................................................4 Тема 1. Киевская Русь........................................................................5 Тема 2. Русские земли в XII–первой половине XV вв………………………...13 Тема 3. Российское государство во второй половине XV–XVI вв...............19 Тема 4. Россия в XVII веке.................................................................28 Тема 5. Эпоха Петра I.......................................................................42 Тема 6. От Петра I до Петра III (Россия в 1720–1760 гг.)..........................59 Тема 7. Россия при Екатерине II и Павле I (1762–1801 гг.)........................67 Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века........................82 Тема 9. Буржуазные реформы второй половины XIX века......................106 Тема 10. Российская империя на рубеже XIX–XX вв……………………...122 Тема 11. Российская империя в 1905–1913 гг.......................................137 Литература ………………………………………………………………...144
История (historia (греч.) – рассказ о прошедшем) в самом широком смысле слова – процесс развития природы и общества. Чаще историей называют науку, изучающую прошлое человечества во всем его многообразии. Существует история Всемирная и история отдельных стран и народов. Для нас прежде всего важна история России, или история Отечества. Её изучение необходимо не только для того, чтобы осмыслить прошлое страны, но понять настоящее и предвидеть будущее. Жизнь не стоит на месте, наше настоящее станет прошлым для потомков, по нашим делам будут они судить о нас, как и мы, в свою очередь, даем оценку поступкам предков. История устанавливает закономерности общественного развития цивилизации. Закономерность – повторяющаяся при определённых условиях существенная связь явлений в природе и обществе. Чтобы её установить, необходимо тщательно изучать исторические источники, объекты, непосредственно отражающие исторический процесс, свидетельствующие о прошлом человеческого общества. По своему характеру источники подразделяются на следующие группы: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото- и кинодокументы. Разные периоды истории оставили неодинаковое количество памятников прошлого. Ученому, изучающему историю России, приходится прибегать к помощи других наук (археологии, лингвистики и др.). К письменным источникам относят летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, литературные и публицистические произведения, периодическую печать и т.п. В дописьменный период существовали источники вещественные: здания, предметы быта, оружие. Деление источников на группы условно, например, памятники письменности (древняя рукопись, берестяное письмо) являются одновременно и вещественными источниками. Немаловажную роль для историка играют этнографические (обычаи, традиции, национальный костюм) и лингвистические (данные языка) источники. Их изучение позволяет определить районы расселения славянских племен и их взаимодействие с другими народами. Особую группу составляют фото- и кинодокументы (фотографии, фильмы) и фонодокументы (звукозаписи). Хотя они появились сравнительно недавно, их значение велико: есть возможность не только увидеть портрет исторической личности XX века, но и услышать голос. Но не стоит думать, что история готова дать ответ на любой жизненный вопрос. Неоднократно менялись оценки одного и того же исторического события или персонажа. И это не удивительно: обнаруживаются новые источники, меняются поколения, меняются взгляды людей. Неизменен лишь один закон: любовь к Отечеству начинается с уважения к его истории.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |