Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие экономики России в первой половине XIX в

В экономическом отношении Российская империя развивалась крайне медленно. Причины этого были связаны не только с внешнеполитическими обстоятельствами, хотя и их влияние было значительным: последствия «наполеоновского нашествия» ощущались в центральных губерниях десятки лет. Больших средств требовало активное участие Николая I в подавлении европейских революций и десятилетиями длившаяся Кавказская война. Главной же причиной отставания России от европейских стран было крепостное право. Принудительный труд на земле был малопроизводительным, а фабрики не могли получать дополнительную рабочую силу. По-прежнему значительная часть средств растрачивалась дворянством на предметы роскоши, большую часть государственных расходов потреблял разбухавший бюрократический аппарат.

Из 30-миллионного крестьянства крепостные составляли почти половину – 14 млн. человек. В нечерноземных губерниях России 75 % крестьян находились в крепостной зависимости, в Среднем Поволжье – около 33%, в черноземной полосе – менее 50%. В Нечерноземье помещики постепенно переходили от барщинного хозяйства к оброчному, но нередко размер оброка превышал доход от земельного надела. Крестьянам приходилось идти на заработки в город, наниматься извозчиками, заниматься ремеслом. В Черноземье безраздельно господствовала барщина, доходившая до 5 дней в неделю. Крепостное право сдерживало расслоение крестьянства; лишь немногие, разбогатев на торговле и доходах от мануфактурного производства, могли выкупиться на волю. Энергичных помещиков, занимавшихся усовершенствованием своего хозяйства: введение севооборота, закупка заграничных сельскохозяйственных машин, – было мало.

В промышленности продолжалась конкуренция между крепостным трудом, применявшимся в основном на металлургических заводах Урала, и вольнонаемным, на котором были основаны мануфактуры текстильной промышленности. К середине XIX века около 50% рабочих являлись вольнонаемными, но кадры потомственных рабочих были еще невелики (нередко наемным работником становился крепостной, оброчный крестьянин).

Горнодобывающая промышленность и металлургия размещались в основном на Урале, Алтае и в Забайкалье, текстильная и металлообрабатывающая – в Петербурге, Туле, Московской и Владимирской губерниях. Особенно быстро развивалась текстильная промышленность (к концу 1820-х гг. ситец почти не ввозили из-за границы); импортировали уголь, сталь, химические продукты и льняные ткани. Транспорт развивался медленно. С 1816г. Нижегородская ярмарка стала главной на Волге (городок Макарьев сгорел), действовали и другие: в Ростове Великом, Ирбите и на Урале. Продолжала совершенствоваться система каналов, связывающая реки Волжского бассейна с Петербургом. В 1810 г. открылась Мариининская система, в 1811 г. – Тихвинская. В 1815 г. в Петербурге на машиностроительном заводе Берда построили первый российский пароход «Елизавета». Железнодорожный транспорт только начинал свое развитие: в 1851 г. открылось движение на дороге Москва — Санкт-Петербург (первая, Царскосельская железная дорога (1838 г.) большого значения не имела, ее длина составляла всего 27 км). Но в южных губерниях, где не было многочисленных полноводных рек, главным транспортом оставался гужевой.

Лишь с середины XIX века в России начинается промышленный переворот, связанный с переходом от мануфактуры к фабрике и заменой ручного труда машинным. Социальной стороной этого явления стало формирование новых общественных классов: буржуазии и пролетариата.

Экономическое отставание России от передовых европейских стран, Англии и Франции, становилось все более очевидным. Печальным, но закономерным итогом Николаевского правления стала Крымская война.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественная мысль в России второй четверти XIX в | Внешняя политика России во второй половине XIX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.