КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика работы с детьми
Принципы работы возрастного психолога-консультанта Принципы, выделенные в работах В.В. Столина: 1. Принцип анализа подтекста. 3. Принцип отказа вот конкретных рекомендаций. 4. Принцип системности - работа с семьей в целом. 5 Принцип уважения личности клиента. 6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта. 7. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка и принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка. В сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы: 1. Принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные для его развития условия) 2. Щадящая форма сообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимо негативной части диагноза и позитивной части). 3. Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирование ее членов. 4.Принцип неразглашения информации. 5.Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.
1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активность выявления психологических проблем со стороны психолога, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка. 2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходимо создавать заинтересованность ребенка в процессе консультирования. 3. Отсутствие рефлексии у ребенка. Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом. 1. Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов выдвинул своеобразный принцип - отказ от конкретных рекомендаций ("Я советов не даю"). Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда. Причины этого: - скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение; - обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится "советчиком", он становится в позицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызывает сопротивление клиента; - конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому отвечать за собственную судьбу. Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом. 2. Второй принцип - анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своих действий. 3. Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно (средствами психолога). Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами. 4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем. Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача - помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя - счастливыми. 5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку "дружбы" или "симпатии". В психотерапии существуют два важнейших понятия: - "перенос", то есть склонность клиента проецировать на отношения с консультантом свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; - "контрперенос" - склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Психолог должен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многом связано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет оснований для оценки его как личности. Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другому специалисту.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |