Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология эпохи средневековья в Европе




Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век, окончанием –XVвек. Внецерковной психологии не существовало. В позднем средневековье инквизиция жестоко преследовала тех, кто пытался изучать человека. Утвердилось представление, что душа является божественной и сверхъестественной, поэтому изучать душевную жизнь может только богословие. Богословы рассматривали философию, изучавшую человека, как измышление дьявола, а естественные науки считали подрывающими и ограничивающими божественную власть. (Богослов – специалист по богословию как совокупности доктрин какой-либо религии).

Психология изучала процесс мышления и его связь с речью. Церковная психология исследовала способы манипулирования большой массой людей, приёмы снятия психического напряжения как чувства вины за свои грехи.

 

Примечание – Семь смертных грехов, перечень которых был упорядочен в VI веке Римским Папой Григорием Великим, как известно, включает в себя сладострастие [3] (похоть) [4], гнев, зависть, чревоугодие, лень, гордыню [5] и алчность [6]. Не дай Бог им предаваться. Но люди предаются. Особенно гневу. Недавнее исследование, проведенное по заказу телекомпании ВВС, показало: его регулярно испытывают почти 80 процентов опрошенных. Чревоугодничают, завидуют и гордятся сверх меры – две трети. А половина – похотливы, ленивы и алчны. Иными словами, большинство живут во грехе и не сильно страдают. Может, пора поменять представление о порочности? В результате опроса был составлен новый список. Из старого в него вошло только сладострастие, и то под видом прелюбодеяния[7]. Далее следуют фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм. Самым же страшным грехом нынешние люди считают жестокость. Список увидел профессор Саймон Блэкбурн, ведущий британский философ. И предложил сладострастие вычеркнуть. Он считает чувство похоти добродетелью, способствующей продолжению жизни.

Современные британцы полагают, что прежняя концепция семи смертных грехов безнадежно устарела. Как сообщает Daily Telegraph, в ходе опроса, проведенного программой Heaven and Earth Show телекомпании ВВС, выяснилось, что большинство считает главным пороком современного общества жестокость. Этой точки зрения придерживаются 39 процентов опрошенных.

На второе место участники опроса поставили прелюбодеяние (11 процентов), за которым по убывающей следуют фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм.

Тысяче взрослых людей также задали вопрос, какие из семи первоначальных смертных грехов они совершали. Ответы распределились следующим образом: гнев испытывали 79 процентов, гордыню – 63 и зависть – 61 процент. В грехе обжорства признались 59 процентов респондентов. Меньше всего набрали такие пороки, как похоть, лень и алчность. Но и в них сознались более половины участников опроса. (Из Интернета).

Росс Келли, ведущий программы, по заказу которой проводился опрос, отметил в этой связи, что отношение к греху в современном мире изменилось. По его мнению, люди стали более осуждающе относиться к действиям, которые могут повредить другим.

Взято из Интернета. 07.02.2005 15:40. Об этом сообщает: lenta.ru

Такие способы были найдены: это обряды исповеди и покаяния. Они давали людям уверенность в прощении, искуплении ошибок, снятии вины.

Т. о. недовольство собой не накапливалось и не мешало жить. Обряды имели терапевтический эффект, связанный с верой. Излечивали и некоторые психосоматические заболевания (истерию и пр.) – при этом использовалось внушение. Проводили карнавалы. Нарушение запретов происходило под маской, поэтому ощущения греховности не было.

К XIV–XVI вв. положение независимой от богословия психологии упрочилось. Появились многие учёные, продвинувшие науку.

 

Психология эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения (XVI–XVII вв.) человечество активно продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, а не богом. Особая заслуга в этом принадлежит французскому учёному Рене Декарту (1596–1650) – математику, философу и физиологу. Он утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит как ответ на внешние стимулы и ввёл понятие рефлекса как закономерного ответа организма на внешние воздействия. Рефлексы и чувства (страсти) души подчинены тем же законам, что и вся природа. Чувства обусловлены сознанием. Так впервые мифологическое понятие души было заменено научным термином сознание. Оно понималось им как непосредственное (без посредников) знание души о самой себе. Потом два столетия сознание изучали методом интроспекции (от лат. introspecto – гляжу, всматриваюсь внутрь), т. е. самонаблюдением.

На основе его взглядов возникло понятие ассоциации.

Ассоциация – такая связь между отдельными представлениями (или вещами, информацией, воспоминаниями), при которой одно из представлений вызывает представление о другой.

Хуан Вивес (1492–1540), исп. философ, гуманист и педагог, считавший главным вопросом проявления души, а не её сущность; видел основу познания в наблюдении и эксперименте.

Хуан Уарте (~ 1530–1592), испанский врач и философ-материалист, который ставил способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, климатических условий и пищи, а не бога.

Фрэнсис Бэкон (1561– 1626), английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки, который сказал: «Знание – сила»; предложил индукцию (движение от частного к общему) как метод познания. В религии видел одну из связующих сил общества. А его однофамилец и предшественник Фрэнсис Бэкон (1214–1294), средневековый философ, тоже считал, что эксперимент и математика должны быть основой всех наук.

Изучали развитие, речь, способности. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и познавательных процессах (ощущениях, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, представлении).

Вопросы этики, волевого поведения и свободы личности по-прежнему оставались вопросами богословия.

 

Психология эпохи Просвещения (XVIII в.). Возникает понимание культурно-исторической обусловленности психики человека. Она уже считается детерминированной не только телом, мозгом, непосредственным окружением, но и культурой общества.

Иммануил Кант (1724–1808) разделил все психические явления на три группы: 1) познавательные, 2) эмоциональные, 3) волевые.

Ученый Дж. Стюарт Милль (1806–1873) открыл явление «ментальной химии» В человеческом сознании, говорил он, происходит нечто подобное тому, что и в химической колбе. Если в колбе при смешивании различных веществ появляется совершенно новое вещество, то в голове смешивается информация и появляется такая, которой, согласно логике, быть не должно было (новая + старая = совершенно другая информация).

Так непроизвольно рождаются искажения воспринятой информации и появляются слухи.

В XVIII в. человечество вплотную подошло к пониманию сущности и функций психики. Психика стала пониматься как способность различать и классифицировать внешние воздействия по категориям, оценивать их значение для удовлетворения потребностей и на основе этого совершать избирательные, адаптационные действия (вернее, давать команду на их совершение).

 

Этими способностями и определяются основные функции психики: различительная, оценивающая, адаптационная.

 

Сейчас формами психики считаются:

· сознание;

· врождённое и приобретённое бессознательное, включающее, по З Фрейду – подсознание (недоступная память), предсознание (доступная память – то, что не осознаётся до тех пор, пока не понадобится), сверхсознание – ценности, идеалы, мораль. [Еникеев, Немов и А.Р.Т.].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.