Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация психического развития в онтогенезе




Периодизация психического развития – это выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.

Периодизаций существует несколько, единой нет, критерии также различны.

В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.

В учении Ж..Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта.

В учении З.Фрейда – направленность либидозной энергии (стадии психосексуального развития).

У Э.Эриксона – центральные задачи возраста.

У Д.Б.Эльконина – смена ведущей деятельности.

Развивается не только психика, но и человек.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [Айсмонтас, с. 106].

Физическое развитие: изменение роста, веса, силы, мышц, костей, суставов, и др.;пропорций тела человека.Физическое развитие происходит в процессе роста ребёнка и физических упражнений.

Физиологическое развитие: изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.).

Психическое (личностное) развитие: усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, интересов, ценностных ориентаций, интеллекта, воли, эмоций, способностей и характера личности.

Социальное развитие: постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения.

Духовное развитие: Осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Общее – развитие психических, нравственных и всех остальных качеств личности.

В педагогике развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием многочисленных факторов – внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных, наследственных и социальных, действующих стихийно и согласно определённым правилам.

Можно отдельно говорить о нравственном и умственном (интеллектуальном) развитии.

В психологии часто используют понятие личностное развитие. Согласно одному их определений личностное развитие – духовное обогащение, движение в сторону гармоничности и цивилизованности.

Личностное развитие происходит в процессе обучения и воспитания.

Духовное – что это такое? Это нравственное и интеллектуальное в человеке, психическое, а не физическое (материальное).

ФИЛОГЕНЕЗ – историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, психология историческая,а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины.

Основные проблемы при изучении филогенеза таковы: 1) выделение главных этапов эволюции психики животных – в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт – навык – интеллект, 2) выявление общих факторов эволюции – условий перехода от этапа к этапу; 3) выделение главных этапов эволюции форм сознания – в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; 4) установление соотношения основных этапов филогенеза – в частности, человеческой психики, и онтогенеза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.