Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Мышление




Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной? действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Мышление – а) процесс познания объективной и субъективной реальности; б) процесс овладения существующими знаниями и порождения новых знаний.

Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Специфичность мышления в том, что оно:

-дает возможность познать глубинную сущность объективного мира,

-позволяет моделировать, планировать, «видеть» будущее.

Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление позволяет дать ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения.

Мышление, являясь идеальным (т. е. в голове) отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытыми, незаметными для человека микродвижениями органов речи.

Стадии мышления: допонятийная (в детстве, когда ребёнок ещё не знает слов, т.е. понятий) и понятийная – когда мысль облекается в слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т. е. на общественно-историческом опыте человека. Выделяют много видов мышления. Некоторые из них показаны на рисунке 9.

Классификация мышления

 

Рисунок 11 – Виды мышления

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда особенностей.

Теоретическое мышление – это мышление, направленное на выявление, открытие и познание законов, правил, принципов, создание теорий.

Практическое мышление – подготовка преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим ( из опыта ). Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Теоретическое понятийное мышление (с ловесно-логическое ) -это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Т. о. понятийное мышление – м., опирающееся на логические операции с понятиями.

Он обсуждает и ищет решения задачи с начала до конца в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Инструменты логического мышления (формы мысли – по ФЭС): понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – слово, в котором отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Обычные слова или их сочетания и являются понятиями – лес, зима, организация, студент, химический элемент и т.д.

Понятия бывают:

1. Единичные и общие. Единичные обозначают один и только один предмет, например: Луна, Москва, Волга (река), а также «высочайшая вершина мира», «река, на которой стоит Лондон» и т. п. Понятие «человечество» тоже относится к единичным, потому что предмет, которым можно назвать «человечество», всего один. Общие обозначают более чем один предмет: книга, человек, планета, число, человек, спутник.

2. Конкретные и абстрактные. Конкретное понятие обозначает отдельный предмет, вещь или лицо [Ивин, с. 42]. Например: «дом», «белый дом», «лошадь» – конкретные понятия, поскольку обозначают конкретные предметы, вещи. Но слово «голубизна» является абстрактным понятием, отвлечённым от какого-либо конкретного предмета.

3. Эмпирические и теоретические.

Суждение – мнение, заключение, к которому человек приходит в процессе рассуждений, размышлений. Суждения – информационная база для умозаключений.

Виды суждений:

· истинные,

· ложные,

· общие,

· частные,

· единичные.

Примеры истинных суждений: единичные («Менделеев – автор периодической системы»), общие («Лошадь — домашнее животное») и частные («некоторые студенты — спортсмены») [Литвак]. Ложные суждения: «Все жители Барбадоса болеют элефантизмом (слоновостью)». «Все наёмные работники стараются увильнуть от работы».

Умозаключение рассматривают как процесс, явление, и как форму мышления.

Как процесс умозаключениелогическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждении (посылок) получается новое утверждениезаключение (вывод, следствие) [Ивнин, с. 242].

Но под умозаключением ещё понимается и сам вывод, заключение [Ожегов], т. е. явление. Поэтому как явление умозаключение представляет собой вывод, заключение из рассуждений. А также умозаключениеэто форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.

Есть два мыслительных познавательных процесса получения новых знаний в виде умозаключений: дедукция и индукция.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – движение мысли от общего к частному [по ФЭС]; выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки [Ивнин, с. 243]; процесс логического вывода, т. е. переход от предположений-посылок к их следствиям.

Индукция (от лат. inductio – возбуждение) – движение мысли от частного к общему; процесс логического вывода умозаключения на основании перехода от частных положений к общим.

Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

· всегда, когда возникает причина, возникает и следствие;

· всегда, когда есть следствие, ему предшествует причина;

· если изменяется причина, изменяется и следствие;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.