КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Мышление
Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной? действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление – а) процесс познания объективной и субъективной реальности; б) процесс овладения существующими знаниями и порождения новых знаний. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Специфичность мышления в том, что оно: -дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, -позволяет моделировать, планировать, «видеть» будущее. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Мышление позволяет дать ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Мышление, являясь идеальным (т. е. в голове) отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытыми, незаметными для человека микродвижениями органов речи. Стадии мышления: допонятийная (в детстве, когда ребёнок ещё не знает слов, т.е. понятий) и понятийная – когда мысль облекается в слова. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т. е. на общественно-историческом опыте человека. Выделяют много видов мышления. Некоторые из них показаны на рисунке 9. Классификация мышления
Рисунок 11 – Виды мышления Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда особенностей. Теоретическое мышление – это мышление, направленное на выявление, открытие и познание законов, правил, принципов, создание теорий. Практическое мышление – подготовка преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим ( из опыта ). Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. Теоретическое понятийное мышление (с ловесно-логическое ) -это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Т. о. понятийное мышление – м., опирающееся на логические операции с понятиями. Он обсуждает и ищет решения задачи с начала до конца в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Инструменты логического мышления (формы мысли – по ФЭС): понятия, суждения, умозаключения. Понятие – слово, в котором отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Обычные слова или их сочетания и являются понятиями – лес, зима, организация, студент, химический элемент и т.д. Понятия бывают: 1. Единичные и общие. Единичные обозначают один и только один предмет, например: Луна, Москва, Волга (река), а также «высочайшая вершина мира», «река, на которой стоит Лондон» и т. п. Понятие «человечество» тоже относится к единичным, потому что предмет, которым можно назвать «человечество», всего один. Общие обозначают более чем один предмет: книга, человек, планета, число, человек, спутник. 2. Конкретные и абстрактные. Конкретное понятие обозначает отдельный предмет, вещь или лицо [Ивин, с. 42]. Например: «дом», «белый дом», «лошадь» – конкретные понятия, поскольку обозначают конкретные предметы, вещи. Но слово «голубизна» является абстрактным понятием, отвлечённым от какого-либо конкретного предмета. 3. Эмпирические и теоретические. Суждение – мнение, заключение, к которому человек приходит в процессе рассуждений, размышлений. Суждения – информационная база для умозаключений. Виды суждений: · истинные, · ложные, · общие, · частные, · единичные. Примеры истинных суждений: единичные («Менделеев – автор периодической системы»), общие («Лошадь — домашнее животное») и частные («некоторые студенты — спортсмены») [Литвак]. Ложные суждения: «Все жители Барбадоса болеют элефантизмом (слоновостью)». «Все наёмные работники стараются увильнуть от работы». Умозаключение рассматривают как процесс, явление, и как форму мышления. Как процесс умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждении (посылок) получается новое утверждение – заключение (вывод, следствие) [Ивнин, с. 242]. Но под умозаключением ещё понимается и сам вывод, заключение [Ожегов], т. е. явление. Поэтому как явление умозаключение представляет собой вывод, заключение из Есть два мыслительных познавательных процесса получения новых знаний в виде умозаключений: дедукция и индукция. Дедукция (от лат. deductio – выведение) – движение мысли от общего к частному [по ФЭС]; выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки [Ивнин, с. 243]; процесс логического вывода, т. е. переход от предположений-посылок к их следствиям. Индукция (от лат. inductio – возбуждение) – движение мысли от частного к общему; процесс логического вывода умозаключения на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие: · всегда, когда возникает причина, возникает и следствие; · всегда, когда есть следствие, ему предшествует причина; · если изменяется причина, изменяется и следствие;
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |