Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтогенное, нейтральное и синтонное поведение в отношениях

 

Конфликтогенное поведение – поведение, порождающее конфликты.

Но что такое конфликт? Есть разные определения:

1. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение, серьёзное разногласие, спор [Ожегов].

2. Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями [Словарь иностранных слов].

3. Конфликт – отсутствие согласия [Мескон и др. Основы менеджмента]. Разберёмся, что означают слова в правой части определений конфликта.

Столкновение – 1. Удар друг о друга. 2. Стычка, бой. 3. Спор, ссора [Ожегов].

Спор – 1. Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь. 2. Разногласие, разрешаемое судом [Ожегов].

Ссора – 1. Состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка. 2. Взаимная перебранка [Ожегов].

Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. А враг – противник [Ожегов].

Распря – ссора, раздоры [Ожегов].

Стычка – 1. Небольшой бой. 2. Небольшая ссора, столкновение [Ожегов].

Разногласие – 1. Отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах. 2. Противоречие, несогласованность [Ожегов].

Итак, подведём итоги: конфликт – это столкновение, а столкновение – это стычка (ссора).

Поэтому можно сказать, что конфликтэто ссора. Ссора всегда открыта, она или есть или её нет. Но есть такие конфликты, в которых нет ссоры как таковой, т. е. взаимной вражды или неприязни. Например, может ли подчинённый, т. е. зависящий от начальника сотрудник, вступать в ссору с ним, в открытый конфликт? Может, если есть куда уйти. А если некуда – то не может, и тогда конфликт, начавшись как столкновение мнений и небольшой спор, не доходит до стадии ссоры, а приобретает скрытый и пассивный характер, и выглядит он как отсутствие согласия между начальником и подчинённым. Но ссоры при таком конфликте нет.

Ссора – конфликт открытый и активный, а отсутствие согласия – конфликт скрытый и пассивный.

Конфликты возникают, когда она сторона (партнёр) мешает другой стороне (партнёру) удовлетворить её какие-либо потребности (физиологические, в безопасности, в уважении, в принадлежности и любви, самоактуализации, в ресурсах, территории, карьере, правоте и т. д.).

А вот если одна сторона помогает другой стороне удовлетворить её потребности, тогда возникает симпатия и дружба, хорошие отношения. Такое поведение называется синтонным.

Синтонное поведение поведение, созвучное потребностям партнёра и рождающее хорошие отношения, симпатии и дружбу (Козлов Н. И., [Ег.]). В переводе с греческого syn означает вместе, а tonзвук.

Фразы, поступки и поведение, в том числе невербальные сигналы, вызывающие отрицательные эмоции и приводящие к конфликту, называются конфликтогенами, а вызывающие положительные эмоции и приводящие к симпатии и дружбе – синтонами. Те, которые никаких эмоций не вызывают и ни к каким отношениям не приводят – нейтралами.

Нейтральное поведение – поведение, в котором нет ни конфликтогенов, ни синтонов.

Конфликтогены опасны для любых отношений. Поэтому поведение, в том числе при общении, должно быть так сконструировано, чтобы конфликтогены не только не культивировались, но даже отфильтровывались уже на бессознательном уровне. Как этого добиться? Получением психологического образования и самообразованием, воспитанием и самовоспитанием, работой над собой, постоянным самоконтролем, оттормаживанием реакций. Нужно культивировать в себе и проявлять качества, поступки и поведение, которые приятны окружающим (но не в ущерб себе, конечно).

Конфликтогены, синтоны и нейтралы нужно «знать в лицо». Синтоны – заучить и применять.

Если просто исключить конфликтогены из своего поведения, то мы добьёмся улучшения психологического климата, но он будет «холодным». Чтобы он стал «тёплым», психологически комфортным, нужно использовать синтоны.

Дело за малым – знать все потребности партнёра, в том числе и скрываемые, и даже неосознаваемые им самим.

Так каковы же потребности, удовлетворения которых человек ищет и ждёт при общении? Сразу скажем, что полный список потребностей человека пока не составлен, соответственно никто не подсчитал и их количество.

Свобода, равенство, братство – лозунги французской революции. Они и поныне актуальны. Хотя полная свобода человека в обществе невозможна. Свобода относительна. «Свобода твоего кулака кончается там, где начинается кончик носа другого».

Проявляется потребность в свободе в потребности самодетерминации – желании самому определять своё поведение – самому решать, что, как, когда делать или не делать. Поэтому люди не любят приказов, указаний и поучений; лучше обратиться с просьбой, чем приказывать или требовать.

Одной из наиболее острых потребностей является потребность в равенстве. Но это – минимум, на который согласен человек. На самом деле у него, как установил А. Адлер, существует потребность в превосходстве. Но в то же время превосходство – конфликтоген № 1. Поэтому равенство – компромисс. И стратегия умного поведения.

Часто возникают конфликты рушатся отношения из-за того, что у человека что-то отбирают, отнимают – выгодную работу, должность (пришёл специалист с профильным образованием) и т. д., и человек несёт потери – финансовые, статусные, моральные, материальные и отдают другому. Причём отнимают иногда несправедливо, даже не поговорив, не обосновав необходимость передачи (работы, кабинета, должности), не спросив его согласия. Неприязнь, гнев или обида на того, кто отобрал (к начальнику) и на того, кто получил отобранное, – возникнет и сохранится надолго. Отбирать – очень сильный конфликтоген. Хотите мира – не отбирайте, а попросите, обосновав свою просьбу, и пусть сам человек решит, что да, так нужно, и скажет, что согласен с таким решением.

Другой сильный конфликтоген – критика. Нельзя критиковать:

- личность, внешность;

- профессиональные качества, навыки, знания;

- вкусы, взгляды;

- привязанности, реликвии;

- значимые группы: родственников, друзей, профессиональную общность, национальность, поколение, организацию;

- ценности;

- гендерные качества.

В таблице приведены примеры рассмотренных типов поведения.

Задание студентам: продолжить таблицу и привести конкретные примеры.
Таблица – Типы поведения в межличностных отношениях [Егидес., с. 160+я]

Тип поведения
конфликтогенное нейтральное синтонное
Обязан, а не сделал Обязан и сделал Не обязан, а сделал
Должен, а не сделал. Должен и сделал Не должен, а сделал
Обещал, а не сделал Обещал и сделал Не обещал, а сделал
Девальвация (обесценивание) благодеяния вместо благодарности Пассивная благодарность Активное выражение благодарности, хотя её и не ждут
Отрицательная оценка Отсутствие оценки или объединённая отрицательная оценка Положительная оценка в соответствии с желаемой пристройкой
Обвинение Разделение вины или отсутствие обвинений Снятие вины с партнёра Взятие вины на себя
Шутки (юмор) в адрес партнёра (вышучивание, высмеивание) Шутки в оба адреса: и свой, и партнёра Шутки в свой адрес Шутки без адреса
Категоричность, безапелляционность Некатегоричность, но определённость Приглашение к совместному обсуждению
Авторитарность (вместо, а не вместе) Отсутствие авторитарности и демократичности Приглашение к совместному принятию решения (демократичность)
Знаки непринятия партнёра (невнимательность, нежелание слушать, общаться, отворачивание, отдаление) Отсутствие знаков непринятия и знаков интереса Проявление интереса и знаки принятия
Перебивание собеседника Неперебивание собеседника, пассивное слушание Дать себя перебить, активное слушание
Таинственность вместо гласности (сокрытие информации) Отказ от таинственности Вовлечение в обсуждение; гласность
Привлечение внимания к своей персоне, своим заслугам Не говорить ни о себе, ни о партнёре Фокусировка внимания людей на партнёре, на его заслугах
Грубый отказ от нужного партнёру общения Деликатный отказ от общения, пассивное слушание Щедро дарить своё общение
Отрицательный отзыв за глаза Никаких отзывов Положительный отзыв за глаза
Проявление своего превосходства Нет ни того, ни другого Утверждение превосходства партнёра
Присвоение, отнимание Не отбирает и не даёт Отдавание
Деструктивная критика (разнос) Отсутствие критики и помощи Оказание помощи
Несправедливость Ни того, ни другого Справедливость по обоюдной договорённости
Навет (клевета) Ни того, ни другого Восстановление доброго имени партнёра (защита)
Заносчивость, агрессивность Ни того, ни другого Скромность, миролюбие

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Позитивирование | Параллельные трансакции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.