КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конфликтогенное, нейтральное и синтонное поведение в отношениях
Конфликтогенное поведение – поведение, порождающее конфликты. Но что такое конфликт? Есть разные определения: 1. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение, серьёзное разногласие, спор [Ожегов]. 2. Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями [Словарь иностранных слов]. 3. Конфликт – отсутствие согласия [Мескон и др. Основы менеджмента]. Разберёмся, что означают слова в правой части определений конфликта. Столкновение – 1. Удар друг о друга. 2. Стычка, бой. 3. Спор, ссора [Ожегов]. Спор – 1. Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь. 2. Разногласие, разрешаемое судом [Ожегов]. Ссора – 1. Состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка. 2. Взаимная перебранка [Ожегов]. Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. А враг – противник [Ожегов]. Распря – ссора, раздоры [Ожегов]. Стычка – 1. Небольшой бой. 2. Небольшая ссора, столкновение [Ожегов]. Разногласие – 1. Отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах. 2. Противоречие, несогласованность [Ожегов]. Итак, подведём итоги: конфликт – это столкновение, а столкновение – это стычка (ссора). Поэтому можно сказать, что конфликт – это ссора. Ссора всегда открыта, она или есть или её нет. Но есть такие конфликты, в которых нет ссоры как таковой, т. е. взаимной вражды или неприязни. Например, может ли подчинённый, т. е. зависящий от начальника сотрудник, вступать в ссору с ним, в открытый конфликт? Может, если есть куда уйти. А если некуда – то не может, и тогда конфликт, начавшись как столкновение мнений и небольшой спор, не доходит до стадии ссоры, а приобретает скрытый и пассивный характер, и выглядит он как отсутствие согласия между начальником и подчинённым. Но ссоры при таком конфликте нет. Ссора – конфликт открытый и активный, а отсутствие согласия – конфликт скрытый и пассивный. Конфликты возникают, когда она сторона (партнёр) мешает другой стороне (партнёру) удовлетворить её какие-либо потребности (физиологические, в безопасности, в уважении, в принадлежности и любви, самоактуализации, в ресурсах, территории, карьере, правоте и т. д.). А вот если одна сторона помогает другой стороне удовлетворить её потребности, тогда возникает симпатия и дружба, хорошие отношения. Такое поведение называется синтонным. Синтонное поведение – поведение, созвучное потребностям партнёра и рождающее хорошие отношения, симпатии и дружбу (Козлов Н. И., [Ег.]). В переводе с греческого syn означает вместе, а ton – звук. Фразы, поступки и поведение, в том числе невербальные сигналы, вызывающие отрицательные эмоции и приводящие к конфликту, называются конфликтогенами, а вызывающие положительные эмоции и приводящие к симпатии и дружбе – синтонами. Те, которые никаких эмоций не вызывают и ни к каким отношениям не приводят – нейтралами. Нейтральное поведение – поведение, в котором нет ни конфликтогенов, ни синтонов. Конфликтогены опасны для любых отношений. Поэтому поведение, в том числе при общении, должно быть так сконструировано, чтобы конфликтогены не только не культивировались, но даже отфильтровывались уже на бессознательном уровне. Как этого добиться? Получением психологического образования и самообразованием, воспитанием и самовоспитанием, работой над собой, постоянным самоконтролем, оттормаживанием реакций. Нужно культивировать в себе и проявлять качества, поступки и поведение, которые приятны окружающим (но не в ущерб себе, конечно). Конфликтогены, синтоны и нейтралы нужно «знать в лицо». Синтоны – заучить и применять. Если просто исключить конфликтогены из своего поведения, то мы добьёмся улучшения психологического климата, но он будет «холодным». Чтобы он стал «тёплым», психологически комфортным, нужно использовать синтоны. Дело за малым – знать все потребности партнёра, в том числе и скрываемые, и даже неосознаваемые им самим. Так каковы же потребности, удовлетворения которых человек ищет и ждёт при общении? Сразу скажем, что полный список потребностей человека пока не составлен, соответственно никто не подсчитал и их количество. Свобода, равенство, братство – лозунги французской революции. Они и поныне актуальны. Хотя полная свобода человека в обществе невозможна. Свобода относительна. «Свобода твоего кулака кончается там, где начинается кончик носа другого». Проявляется потребность в свободе в потребности самодетерминации – желании самому определять своё поведение – самому решать, что, как, когда делать или не делать. Поэтому люди не любят приказов, указаний и поучений; лучше обратиться с просьбой, чем приказывать или требовать. Одной из наиболее острых потребностей является потребность в равенстве. Но это – минимум, на который согласен человек. На самом деле у него, как установил А. Адлер, существует потребность в превосходстве. Но в то же время превосходство – конфликтоген № 1. Поэтому равенство – компромисс. И стратегия умного поведения. Часто возникают конфликты рушатся отношения из-за того, что у человека что-то отбирают, отнимают – выгодную работу, должность (пришёл специалист с профильным образованием) и т. д., и человек несёт потери – финансовые, статусные, моральные, материальные и отдают другому. Причём отнимают иногда несправедливо, даже не поговорив, не обосновав необходимость передачи (работы, кабинета, должности), не спросив его согласия. Неприязнь, гнев или обида на того, кто отобрал (к начальнику) и на того, кто получил отобранное, – возникнет и сохранится надолго. Отбирать – очень сильный конфликтоген. Хотите мира – не отбирайте, а попросите, обосновав свою просьбу, и пусть сам человек решит, что да, так нужно, и скажет, что согласен с таким решением. Другой сильный конфликтоген – критика. Нельзя критиковать: - личность, внешность; - профессиональные качества, навыки, знания; - вкусы, взгляды; - привязанности, реликвии; - значимые группы: родственников, друзей, профессиональную общность, национальность, поколение, организацию; - ценности; - гендерные качества. В таблице приведены примеры рассмотренных типов поведения. Задание студентам: продолжить таблицу и привести конкретные примеры.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |