КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы темперамента
Автором теории, связавшей тип темперамента с типом нервной системы, является И. П. Павлов. Теория получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей. Павлов И. П. показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – характеризуют деятельность головного мозга и от рождения они у всех людей разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности (типа нервной системы (НС)): 1) сильный, неуравновешенный или «безудержный» – соответствует темпераменту холерика; 2) сильный, уравновешенный, подвижный или «живой» тип НС соответствует темпераменту сангвиника; 3) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный тип НС соответствует темпераменту флегматика; 4) слабый тип НС обусловливает темперамент меланхолика. Их взаимосвязь показана на рисунке.
Сильный тип НС–––––––––––––────────────Слабый тип НС уравновешенный неуравновешенный
подвижный инертный сангвиник флегматик холерик меланхолик (желтый) (зеленый) (красный) (синий)
Рисунок 16 – Связь типа нервной системы и темперамента (по И. П. Павлову) [Головин]. В скобках указан предпочитаемый цвет
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной НС, подвижен, общителен, легко приспосабливается к изменениям внешней среды, инициативен. Имеет широкий круг знакомств, энергичен, продуктивен. Речь громкая, быстрая, мимика выразительная. Эмоции проявляются ярко, склонен к положительным эмоциям, движения нерезкие. В компании способен занять лидерскую позицию. Не реагирует на слабые раздражители, не раним, быстро восстанавливает силы, легко переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. Не может долго предаваться мрачным мыслям. Умеет держать себя в руках. Легко отказывается от устаревших стереотипов. У него гибкий ум, он смел и находчив, способен не терять самообладание. Он скорее тактик, чем стратег. При неудачах не отчаивается. В незнакомой компании, коллективе чувствует себя как рыба в воде. Легко адаптируется, практичен, покладист, оптимистичен, любит точность и объективность. Однако он впечатлителен, подвижен, что может приводить к снижению сосредоточенности, к поверхностности и поспешности. Не отличается постоянством. Любовь начинается с первого взгляда. Склонен к реакциям «льва». Любимый цвет – жёлтый. Флегматик – отличается замедленностью реакций, спокоен, ровен, терпелив, настойчив, выдержан, не обидчив. Хорошо сопротивляется сильным и длительным раздражителям. Его трудно рассмешить и опечалить. С трудом привыкает к новым людям. Не любит менять друзей, обстановку, работу. Обладает высокой работоспособностью, но тяжело входит в работу, хотя выполняет её спокойно, методично, не отвлекаясь. С трудом переключается на новую работу. Любит порядок. Не находчив, не способен отказаться от стереотипов, ригиден. Скептичен, требует доказательств. Склонен к положительным эмоциональным реакциям. Прочно усваивает материал, последователен. Воспринимает только доводы, эмоциями его убедить невозможно. Он скорее стратег, чем тактик. На стадии планирования и подготовки работ особенно эффективен. Речь неторопливая. Любовные отношения начинает с дружбы, т. к. у него замедлен ритм чувств. Но трудно и медленно приспосабливается к новым условиям, долго колеблется, не может работать при дефиците времени. Спит 8-9 часов. Любимый цвет – зелёный. Предпочитает работать не в группе, а индивидуально. Холерик – отличается нетерпеливостью, вспыльчивостью, бывает резким, крикливым. Поскольку возбуждение преобладает над торможением, то он плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений. Работоспособен, настойчив, речь быстрая, неровная. Сильная нервная система позволяет работать напряжённо в критических ситуациях. Но работоспособность носит циклический характер, после подъёма наступает раздражение, упадок сил, вялость. Склонен к реакциям гнева и ярости, эмоционально взрывчат, непредсказуем, у него слабый самоконтроль в стрессовых ситуациях. Любовь начинается со взрыва. Однако решения бывают недостаточно продуманными. Ему свойственны неровность поведения, самочувствия, подверженность нервным срывам и конфликтам. Необуздан, порывист (Пётр I). Непостоянство – его характерная черта. Ему достаточно 6–7 часов сна. Любимый цвет – красный. Холерик – человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевая себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость в движениях, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы определяет цикличность в его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и как, только они истощаются, он дорабатывается до того, что все ему невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все валится из рук). Чередование положительных циклов подъёмов настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Меланхолик – человек со слабой выносливостью, он тревожен, беспокоен, заторможён, робок, пассивен. Теряется в новой обстановке, легко и часто плачет, обижается, плохо переносит стресс, быстро утомляется. Реагирует на малейшие раздражители, он внушаем, настроение неустойчивое. Он легко улавливает нюансы в настроении людей. Часто имеет выраженные художественные способности, богатое воображение. Склонен к реакциям страха. Настроение неустойчивое. Часто бывает грустен, подавлен, не уверен в себе. Мироощущение драматическое, очень чувствителен к эмоциональному отвержению, озабочен отношением окружающих к себе, осторожен в контактах. Сильный раздражитель может вызвать срыв, наступает «стресс кролика». В стрессовых ситуациях деятельность может ухудшаться. Закомплексован, мнителен, настроение изменчиво; часто бывает грустен, слезлив; убеждён в своей неспособности нести бремя ответственности не только за других, но и за себя. Могут возникать невротические расстройства. Стресс «кролика». Любимый цвет – синий. В «чистом» виде описанные типы темперамента практически не встречаются. Но тем не менее преобладание того или иного темперамента всегда проявляется в поведении человека Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов [Черкашина]. Отметим, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и великая и преступная, и социально-ничтожная личность. При любом темпераменте в поведении человека проявляются два компонента: мыслительный и художественный. Но один, как правило, преобладает, и в зависимости от этого люди делятся на два основных условных типа: мыслителей и художников (типология И. П. Павлова). Представители мыслительного типа (преобладает активность левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравятся научная деятельность. У людей художественного типа (преобладает активность правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они расценивают как “сухарей”. Большинство же людей (до 80%) относятся к “золотой середине”, к среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12–16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике [Черкашина, с. 95]. Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека. Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали “выше-ниже”, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |