Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологии характера




Формирование характера человека и его черт

Насчитывается более 1500 черт характера.

Отечественный учёный А. Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917) выделил 15 сфер, в которых проявляются черты характера человека; как отношение:

1) к вещам,

2) к природе и животным,

3) к людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность–замкнутость, правдивость–лживость, тактичность–грубость и т.д.),

4) к социальным группам,

5) к противоположному полу,

6) к собственности (щедрость–жадность, бережливость–расточительность, аккуратность–неряшливость и т.д.),

7) к себе (скромность–самовлюбленность, самокритичность–самоуверенность и т.д.),

8) к семье,

9) к государству,

10) к труду,

11) к нравственности,

12) к религии,

13) к долгу,

14) к выбору целей,

15) к достижению целей.

 

Как и когда формируются черты характера? Конечно, в процессе социализации и с первых дней жизни. Основную роль при этом играет общение с окружающими. Психоаналитики считают, что характер формируется до пяти лет. Аналогичного мнения придерживался А. С. Макаренко: «До пяти лет воспитывают, а после пяти перевоспитывают». Но есть и другие мнения. Например, Р. С. Немов пишет, что сензитивным периодом для формирования характера (т. е. наиболее восприимчивым к влиянию), является возраст от 2…3 лет до 9…10 лет [Немов, с. 352]. Особенно большое влияние оказывают родители. В первую очередь – мать.

В раннем детстве в игре и в общении формируются такие качества, как забота или равнодушие, доверие или недоверие к людям, отзывчивость или чёрствость, интерес к людям или безразличие.

В раннем и дошкольном возрасте, в труде и в игре формируются трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и другие «деловые» качества.

В подростковом возрасте формируются волевые качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

В ранней юности формируются базовые нравственные качества: справедливость в отношениях, честность, человеколюбие, уважение к личности и ее правам, доброта, сострадание, порядочность, верность долгу, патриотизм, доброжелательность, надежность и др., а также мировоззрение.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся и он остается узнаваемым для тех, с кем он общался. Но относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности. Но это пластичность стали.

 

Типологии – это различные классификации характеров.

1. Классификация Юнга: экстраверты, интроверты.

2. Классификация Карен Хорни: 3 типа: 1) устойчивый – ориентация на людей; 2) обособленный – ориентация от людей 3) враждебный – ориентация против людей.

3. Типология Г. Олпорта:

· теоретический,

· экономический,

· эстетический,

· социальный,

· религиозный.

4. Типология А. Адлера:

· управляющий,

· берущий,

· социально-полезный,

· избегающий.

5. Типология Э. Шострома:

· манипулятор,

· актуализатор.

6. Типология К. Леонгарда (аналогичная – у А. Личко): на основе акцентуаций характера.

7. Э. Фромм: 1) мазохист-садист, 2) разрушитель, 3) конформист-автомат.

8. Волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

Возможна также классификация на конформный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.

Задачу прогнозирования характера личности в зависимости от его физиологической конституции ставил Кречмер, выделивший четыре основных типа конституции телосложения, которые определяются динамикой внутриутробного развития младенца. Первый тип – астеник – хрупкое телосложение, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлинёнными и худыми конечностями вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой и головным мозгом. Этому физиологическому типу соответствует психологический тип “ шизотимик ” – замкнутость, склонность к размышлениям, к абстракциям, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, настойчив, систематичен и последователен, строг, справедлив, непритязателен. Шизотимики, по Кречмеру, бывают следующих разновидностей: “тонко чувствующие люди”, идеалисты – мечтатели, холодные, властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. Из этого типа формируются три таких типа исторических деятелей: 1. Чистые идеалисты. 2. Деспоты и фанатики. 3. Люди холодного расчета.

Второй тип – пикник – человек малого или среднего роста, с выражено жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее. Этому типу соответствует психологический тип циклотимика: эмоционален (эмоции колеблются между радостью и печалью), общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Разновидности циклотимиков: весёлые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Из пикников вырастают три типа лидеров: 1. Храбрые борцы, народные герои. 2. Живые организаторы крупного масштаба. 3. Примиряющие политики.

Третий тип – атлетик – крепкий скелет, выраженная мускулатура, пропорциональное, крепкое телосложение, широкий плечевой пояс. Ему соответствует психологический тип иксотимика. Они бывают двух типов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Дипластик – человек с неправильным телосложением.

Сам Кречмер считал, что конституционные особенности определяют не только психологический тип, но и предрасположенность к определенной психической патологии. Так, циклотимик превращается в циклоида, шизотимик в шизоида.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практически акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе. И лишь при длительных психотравмирующих ситуациях акцентуации могут стать почвой для неврозов и психопатий.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.