Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстройства воли

Воля

Воля – качество (свойство, способность) человека сознательно регулировать свои действия, поступки, состояния и преодолевать внутренние и внешние трудности при достижении целей.

Волевое действие – это действие, которое мы производим по заранее намеченному плану.

Категорию ввёл Аристотель. Откуда и как появляется воля?

Есть разные мнения:

1. Воля – это проявление космической силы.

2. Воля – это проявление божьей власти. У. Джемс создал теорию воли, которую он назвал латинским словом «фиат», взятым из Библии, что значит «да будет!», с помощью бога-творца, создавшего мир. По мнению Джемса, в каждом волевом акте присутствует некоторая частица такой волевой силы [Выготский].

3. Воля – это врождённое свойство человека.

4. Воля – это свойство, приобретаемое в процессе воспитания и развития личности.

Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью. Цель же деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится, только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, тормозя все другие отвлекающие желания.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечал Л. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч», «возьми чашку»), и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума.

Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия — действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы других его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.

Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, правопослушному индивиду и преступнику. Но чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция.

Быть человеком — значит быть социально ответственным. Чем больше социально необходимое отделено от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации, тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения. В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает много сил при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением.

Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений (отсюда в юриспруденции существуют две формы вины — в форме умысла и неосторожности).

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избавление от малейших проявлений безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других – менее. Так, устойчивое состояние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредуется сознанием личности, ее ценностно-смысловой направленностью. Воля – сознательная концентрация психической активности личности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности. Воля индивида рганизует все его психические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, в условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности.

Формирование воли – это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности. [Еник.]

Воля характеризуется силой или слабостью. Основное назначение воли: регуляция человеческого поведения.

Функции воли:

· побудительная (активизирующая – «надо»),

· тормозная («нельзя»).

 

Волевые качества :

Первичные: 1) настойчивость, 2) выдержка.

Вторичные: 3) решительность, 4) смелость, 5) самообладание, 6) уверенность в себе.

Третичные: 7) дисциплинированность, 8) ответственность, 9) обязательность, 10) принципиальность, 11) деловитость, 12) инициативность, 13) организованность.

Волевые качества нужны, прежде всего, для преодоления себя и своих отрицательных качеств и во вторую очередь – для преодоления внешних обстоятельств. Особенно нужны они импульсивным, неуравновешенным, эмоционально возбудимым людям.

Все достижения человека и человечества не обходятся без участия воли.

Воля проявляется в ситуации выбора, в проблемной ситуации – когда возникает проблема, требующая решения.

Вывод: Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности, можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности – что это, скорее всего, качество личности.

 

Этапы решения проблемы (структура волевого акта):

 

1. Возникновение побуждения и постановка цели (Проблема–Побуждение–Осознанная потребность–Желание–Мотив––Цель).

2. Стадия борьбы мотивов (Внутренний конфликт).

3. Принятие решений.

4. Исполнение.

Борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта.

При принятии решений нужна решимость. От принятия решения до исполнения – дистанция, порой «огромного размера». И здесь не обойтись без волевого усилия. Если исполнение откладывается, то говорят о намерении (объясниться, уйти–остаться, жениться, поступить на работу, на учёбу в университет и т. д.). Даже для принятия решения нередко требуется волевое усилие.

Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека для действий по достижению цели.

Воля, с одной стороны, зависит от свойств личности, а с другой – определяет эти свойства.

Самовоспитание силы воли [см. Ильин, с. 190]

 

 

Абулия – патологическое отсутствие побуждений к действию (безволие). За абулией следует адинамия – уменьшение или прекращение двигательной активности. Абулия наблюдается при шизофрении, депрессиях, поражениях лобных долей мозга. Могут активизироваться низшие побуждения.

Гипобулия – понижение волевой и двигательной активности, вялость, нежелание общаться. Наблюдается при шизофрении, депрессиях.

Гипербулия – повышенная активность, обусловленная увеличенным числом побуждений к деятельности, часто меняющихся. Наблюдается при маниакальных состояниях, паранойяльном синдроме.

 

Нарушения волевой деятельности (с. 119)

 

1. Навязчивые сомнения.

2. Ригидность решения.

3. Импульсивная деятельность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психопатии и акцентуации характера у подростков | Эмоции и чувства. Для отражения отношения человека к самому себе и к окружающему его миру и служат эмоции и чувства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.