КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика проблем автоматизации проектирования
Под термином «проектирование» обычно понимается процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта. Проектирование, при котором происходит взаимодействие человека и ЭВМ называют автоматизированным. Объектами проектирования могут быть и технические системы, такие, как самолет, ракетный комплекс, корабль, и народнохозяйственные, экономические системы и т. д. Сложность проектируемых объектов. Сложность используемой и, главным образом, создающейся техники, сложность используемых технологий, транспортных и производственных связей непрерывно растет (принято говорить об экспоненциальном росте характеристик сложности). В этом и состоит главная особенность развития производственной деятельности на современном этапе. Конструкции, которые создают инженеры, все в большей степени используют знания, добываемые в смежных науках. Объединение радиоэлектроники, тепловых процессов, газовой динамики и многого другого при создании одной конструкции является типичным для современного энергетического машиностроения, ракетостроения, самолетостроения. Резкое усложнение всевозможных производственных связей, технологий, переход к новым материалам качественно усложняют работу проектировщика производственного комплекса, в результате чего его сегодняшняя деятельность качественно непохожа на проектную работу пятидесятилетней давности. По оценкам специалистов сложность продукции машиностроения выросла в среднем в шесть раз за последние три десятилетия. А как изменился арсенал средств, используемых конструктором, и сами процедуры проектирования? Очень немного. Вот почему усложнение проектируемых конструкций приходит в противоречие с традиционными принципами проектирования, которые всегда предполагали, что главный конструктор имеет возможность целостного представления о проектируемой конструкции. Поскольку физиологические возможности человека ограничены, а сложность создаваемых конструкций непрерывно растет, то очевидно, что однажды этот тезис перестает быть справедливым. В последние десятилетия мы начинаем все чаще сталкиваться с ситуациями, когда главный конструктор или руководитель проекта уже не может эффективно вмешиваться в процесс проектирования. Из творца, создателя конструкции; он превращается, в лучшем случае, в хорошего администратора. Поэтому на повестку дня выдвигается проблема принципиального изменения всей технологии проектирования — проблема автоматизации проектирования. Ее особенность — широкое использование информационных технологий, т.е. современных способов обработки информации и представления ее в таком виде, который позволил бы конструктору, проектировщику до конца использовать свои творческие возможности. В последние годы этой проблеме уделяется все большее и большее внимание, причем такое явление характерно для всех индустриально развитых стран, создающих сложные образцы техники и реализующих проекты сложнейших народнохозяйственных комплексов. Постепенно автоматизация проектирования стала одной из областей наиболее перспективного использования вычислительной техники и методов междисциплинарных исследований процессов разной физической природы. Анализ и синтез процесса проектирования. Для успешного решения всякой сложной проблемы необходимо её расчленить, на отдельные, более простые. Точно так же и сложный проект требует расчленения процесса проектирования на проектирование отдельных подсистем и агрегатов, разделения обязанностей между различными конструкторами, проектировщиками и исследователями-расчетчиками. Такое положение возникло уже давно: создание проекта самолета, крупной водохозяйственной или технологической системы — это всегда дифференцированный труд большого коллектива. Но расчленение проблемы необходимо предполагает и обратный процесс — процесс объединения, согласования характеристик отдельных частей системы, синтеза, который дает возможность представить конструкцию в целом, оценить ее разнообразные качества и соответствие замыслу. Расчленение процесса проектирования поначалу не вызывала проблем. Возьмем, например, такую техническую систему, как самолет. Проектирование планера естественным образом отличается от выбора и проектирования двигателя. Аэродинамические и прочностные расчеты делают представители различных профессий и т. д. Такая неё ситуация наблюдалась всюду. И всюду постепенно возникали традиционные формы разделения труда. Долгое время и процесс синтеза проекта также не вызывал особых проблем: по мере усложнения проектируемых конструкций совершенствовались и методы проектирования. Но с течением времени все чаще эти традиционные методы проектирования стали давать сбои. Прежде всего, начали недопустимо удлиняться сроки проектирования. Но это было бы еще полбеды. Хуже то, что на испытания стали поступать конструкции, все менее и менее соответствующие замыслу, и у конструктора до начала испытаний не оказывалось возможности достаточно хорошо проверить, насколько созданные им машина или технологический комплекс соответствуют замыслу. В результате — неизбежные переделки, резкое удорожание конструкции и удлинение сроков реализации замысла до десятилетий. А это означает, что в строй вводится конструкция (или технология) уже устаревшая, отвечающая техническому уровню минимум десяти — двадцатилетней давности. Анализируя эти явления, мы убеждаемся в том, что основные трудности связаны с синтезом, с увязкой всего многообразия особенностей будущей конструкции. Эти трудности растут экспоненциально вместе с ростом размерности, т. е. количества параметров, которые определяют конструкцию. Квалификация проектировщиков здесь мало чем может помочь: традиционная технология в принципе не может справиться с возрастающей сложностью проекта, и надо менять технологию проектирования. Возникновение и формирование концепций автоматизированного проектирования происходило примерно по следующей схеме. Сначала начали автоматизировать чертежные работы — эту очень трудоемкую часть любого процесса проектирования. Появились чертежные автоматы. Они, конечно, оправдали затраченные средства. Однако ничего принципиально улучшающего проект или ускоряющего его Окончание они не внесли, да и не могли внести. Одновременно шло широкое внедрение в практику инженерных расчетов (например, прочностных, гидравлических, аэродинамических характеристик и т. д.) методов машинной математики. Эти методы существенно усовершенствовали разнообразные процедуры проектных расчетов, свели к минимуму возможные ошибки, повысили общую культуру проектирования, однако также не привели к какому-либо существенному сокращению сроков проектирования. Надо заметить, что с использованием ЭВМ для проведения инженерных и плановых расчетов были связаны большие надежды. Но они во многом не оправдались. Конечно, в этом была вина не ЭВМ, а специалистов, которые еще не научились их использовать. Фактически долгое время ЭВМ играли роль больших арифмометров. С их помощью быстрее и точнее решались отдельные инженерные задачи, но серьезно повлиять на судьбу проекта, заметно ускорить окончание работы и улучшить ее качество они еще не могли. Следующий этап — создание автоматизированных рабочих мест конструктора. Это — уже новый уровень мышления. Рабочие места оказывались непосредственно связанными с ЭВМ, которая заменила конструктору традиционную линейку или арифмометр, появились простейшие дисплеи, позволившие конструктору реализовать обратную связь с ЭВМ. Идея автоматизированных рабочих мест появилась в конце шестидесятых годов, одновременно с появлением систем разделения времени. С их внедрением также было связано немало надежд. И хотя эти надежды далеко не все оказались оправданными, затраты на создание автоматизированных рабочих мест, конечно, вполне окупились результатами. Одно то, что они потребовали значительного повышения квалификации и общей эрудиции конструктора, уже давало многое. Еще одним важным следствием появления автоматизированных рабочих мест было внедрение идей диалога-ЭВМ — конструктор. Это была важная характеристика определенного этапа развития идей автоматизированного проектирования. До сих пор с ЭВМ работал математик — это он решал задачи, в которых нуждался конструктор. Теперь же сам конструктор получал возможность сидеть за терминалом электронной машины. Это не могло не сказаться на качестве проектов. Однако и автоматизация рабочих мест конструктора, которая произошла в ряде стран в начале семидесятых годов, также не решила основной проблемы. Сроки между возникновением замысла конструкции и ее реализацией по-прежнему оставались значительными. Конструкции (или их опытные образцы), предъявляемые к испытаниям, требовали в процессе испытаний многочисленных и трудных доделок, а подчас и существенного изменения. Во всех тех ситуациях, когда проверочных испытаний не существует, например, при создании промышленных комплексов, дефекты проекта (которые просто невозможно обнаружить до тех пор, пока замысел не реализован) могли оборачиваться подчас трагедией. Да иначе и быть не могло, ибо рабочие места конструктора — это лишь часть общей системы проектирования. Стала очевидной необходимость создания взаимоувязанной системы проектирования, включающей и систему программ для инженерных расчетов, и автоматизированные рабочие места, и разнообразные диалоговые процедуры, и, конечно, автоматизацию всех графических работ. Сейчас во многих странах ведется интенсивная работа в области создания и ввода в строй подобных автоматизированных систем проектирования. Пока еще рано подводить итоги, говорить о результатах эксплуатации таких систем и об их эффективности. С их вводом связывают большие надежды, поэтому автоматизированное проектирование переживает определенный бум. Математическое обеспечение проектных решений. Прежде всего, для автоматизированного проектирования необходима весьма совершенная вычислительная техника совместно с развитой системой ее коллективного использования. Системы проектирования, как они задумываются сегодня, требуют коллективного использования банков данных, систем моделей и программ. Создание специализированного математического обеспечения потребует также многих и многих лет упорной работы многочисленных коллективов высокой квалификации: по современному представлению, любая система автоматизации проектирования—это прежде всего сложнейшая имитационная система. Поясним содержание некоторых трудностей, которые встают перед специалистами, которые занимаются проблемами использования ЭВМ в проектировании. Предположим, что в нашем распоряжении есть совершенный вычислительный комплекс и с его помощью мы хотим определить (выбрать) характеристики создаваемой конструкции. Но эффективность любой сложной конструкции, будь то промышленный комплекс, самолет или водохозяйственная система, определяется тысячами различных параметров. Не будем же мы перебирать все возможные сочетания этих параметров в режиме слепого диалога! Любая ЭВМ, даже гипотетической мощности, для этого окажется чересчур слабой. Значит, прежде всего, должен быть экономный способ организации поиска наилучшего варианта. По существу, сказанное и означает необходимость создания специальной системы правил и алгоритмов, которые составят основу новой технологии автоматизированного проектирования сложных объектов. Без создания новой технологии системы автоматизированного проектирования, подобно автоматизированным рабочим местам, будут полезным инструментом, который, конечно, усовершенствует процесс проектирования, но вряд ли внесет в него те изменения, которые его качественно улучшат. Итак, центральная задача в создании систем автоматизированного проектирования — это разработка новой технологии проектирования. И, конечно, разработка такой технологии уже начата во многих КБ и проектных организациях, где создаются и начинают использоваться подобные системы. Приспособление конструкторов, проектировщиков к новой технике, использование нового математического обеспечения — элементы этой рождающейся технологии. Но ее создание носит в значительной степени интуитивный характер и не превратилось пока в целенаправленные совместные исследования инженеров-проктировщиков и математиков. С чего должна начинаться подобная деятельность? Вот как отвечает на такой вопрос один из ведущих конструкторов самолетов, покойный ныне П. О. Сухой. Ответ был совершенно однозначный: «Вы, машинные математики, должны помочь прежде всего мне — генеральному конструктору. Вместе со мной вы должны разработать такую методику проектирования, которая позволяла бы уже на самых ранних этапах проектирования достаточно правильно выбрать основные параметры конструкции и оценить различные характеристики ее эффективности и на протяжении всего процесса проектирования контролировать изменение этих характеристик так, чтобы в результате предъявить к испытаниям конструкцию, уже не требующую доводок. Ошибку, которую допустит конструктор при «завязке» проекта, уже не исправить совершенством инженерных расчетов и чертежными автоматами». По-видимому, эти принципы — основополагающие. И их реализация может действительно решающим образом улучшить существующее положение с проектированием сложных объектов. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что задача эта далеко не проста, работа над созданием САПР – это постоянная форма деятельности многих коллективов. Сегодня пока может идти речь лишь о некоторых упрощённых вариантах САПР в приоритетных областях современный техники (военная, аэрокосмическая, микропроцессорная, систем массового обслуживания и др.) Неформальные процедуры процесса проектирования. Теперь сделаем несколько замечаний о «теории» неформальных процедур и ее применимости к проектированию сложных технических конструкций. Создание сложных технических конструкций, подобных производственному комплексу, самолету, электронной машине, — это прежде всего творческий акт, и он не может быть никогда до конца формализован. Этот факт мы будем считать аксиомой и из неё будем исходить. Следует заметить, что целый ряд специалистов, как за рубежом, так и у нас полагают, что акт творчества в проектировании в значительной степени может быть заменен специально организованной системой обработки статистического материала. Статистическая обработка параметров существующих (или возможных) конструкций, конечно, очень важна, и ее ни в коем случае не следует недооценивать. Но ее недостаточно в принципе. Использование только одного статистического материала позволяет создать конструкцию, лишь имеющую аналоги в отдельных технических решениях, т. е. подобную (или близкую) уже существующим. Действительно оригинальные конструкции, требующие качественно новых технических решений, конструкции завтрашнего дня всегда требуют нетрафаретного мышления, смелости и таланта. Получать их на основе статистики невозможно— это тоже постулат, который мы примем. Но, приняв в качестве постулата невозможность полной формализации, надо сделать и следующий шаг — понять место и значение формальных методов, т. е. методов, использующих математическое описание решаемых задач, понять, чем и как они могут быть полезны конструктору, как они должны быть объединены с неформальными процедурами. Сегодня проблемы изучения и организации эвристических процедур привлекают внимание широкого круга специалистов. Уже сегодня существует достаточно прочная основа в накопленных знаниях и понимании предмета, позволяющая строить эвристические процедуры не только интуитивно. При проектировании сложных конструкций важнейшим является принцип разделения, о котором мы подробно говорили в предыдущей главе. Заметим, что этот принцип — принцип декомпозиции— лежит, по существу, в основе всех технологий проектирования, если речь идет, конечно, о достаточно сложных конструкциях. И это легко понять, так как конструктор, как бы талантлив он ни был, может оперировать только с относительно небольшим объемом информации (параметров, критериев и т. д.). Поэтому вся технология проектирования должна быть такой, чтобы каждому отдельному субъекту — участнику процедуры — приходилось решать только относительно простые задачи. Весь успех, в конечном счете, зависит от этого. Здесь же необходимо отметить еще одну особенность. Это разделение — декомпозиция — должно быть приспособлено и к сборке — синтезу. К сожалению, никаких общих рекомендаций здесь нет. В каждом отдельном случае иерархическая структура задач, решаемых проектировщиками, и внутренние связи между задачами должны изучаться и проектироваться специальным образом. Поясним сказанное на примере проектирования самолета, хотя многое из того, что будет говориться ниже, справедливо для любых сложных конструкций. На вершине рассматриваемой иерархии находится главный конструктор машины, и перед ним стоит проблема такого выбора (назначения) параметров, который бы обеспечил решение задач, поставленных заказчиком. Если речь идет о пассажирском самолете, то заказчик — Министерство гражданской авиации (ГВФ). Он хочет, например, иметь самолет для грунтовых аэродромов, который был бы лучше тех, которые он сегодня эксплуатирует, — ЯК-40, АН-24 и т. д. Если речь идет об истребителе, то заказчик хочет иметь самолет, который был бы лучше, существующих истребителей (в частности, побеждал бы в бою существующие истребители). Задача так и должна ставиться — это естественная постановка на естественном языке. Сформировать же некоторый функционал F(х), зависящий от всех параметров самолета x, максимизация которого гарантировала бы решение задачи, никакой математик или конструктор не в состоянии. Более того, в реальности функционал F(х) зависит не только от конструктивных параметров самолета х, но и от большого количества неопределенных факторов у Î Y, характеризующих среду, в которой самолет будет функционировать (к факторам у относятся и конструктивные параметры объектов противодействия противника). Таким образом, F = F(х, у). Тем не менее, объективно такой функционал существует достаточно часто, во всяком случае, всегда, когда технический уровень промышленности и уровень знаний законов функционирования конструкции позволяют в принципе создать подобный самолет, т. е. если поставленная задача разрешима. В самом деле, если будут представлены две конструкции, то эксперт (заказчик, генеральный конструктор), проведя всесторонние испытания, сможет выбрать лучшую. Условия, когда это возможно, мы будем, называть условиями компетентности. Они означают, что у нас (точнее, у заказчика или конструктора) есть представление о том, что значит «лучше». Только в этих условиях имеет смысл решать задачу, и только в этих условиях мы можем выбрать лучшую конструкцию. Если заказчик или конструктор не могут из двух образцов выбрать лучший, то это означает, что либо эти конструкции равноценны, либо наш конструктор не удовлетворяет требованиям компетентности, — в обоих случаях математик ничем не может помочь. Таким образом, перед главным конструктором стоит, вообще говоря, непосильная задача выбора вектора параметров х, обеспечивающих максимум некоторой свертки Ф(х) функционала F(х,у) по у, который мы не можем не только выписать в явном виде, но и описать на формальном языке. Рассмотрев общие характеристики автоматизированного проектирования сложных объектов и систем, перейдём к изложению основ САПР, которые сформировались в науке о проектировании в настоящее время.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |