Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение воспитательного процесса в первобытном обществе




Первобытное общество знает только две стадии «невзрослости»: младенчество и период взросления. Главная проблема этапа младенчества –............................................................................................................... Поэтому примерно до 2 лет ребенок безотлучно находится с матерью, а в случае появления в этот период нового («лишнего») младенца, проблема решается путем инфантицида (от латинского infans – дитя, caedere – убивать). Поэтому идеал женщины в период палеолита –...............................

После того, как ребенок достигает уровня развития, позволяющего ему существовать автономно от матери, он попадает в сообщество детей и стариков, причем последние помимо присмотра осуществляют подготовку подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Готовность к функционированию в обществе взрослых проверялась путем испытаний, получивших в науке название инициаций. Таким образом, в функции стариков-воспитателей входит подготовка подростков к обряду инициаций, содержавших весьма суровые, а подчас и жестокие задания.

Как предположил российский ученый, работавший в 20-х гг. ХХ в., В.Я.Пропп, память об обрядах инициаций сохранилась в народных сказках в виде волшебных испытаний, через которые проходит герой, прежде чем обрести новое качество. Попробуйте проанализировать характер реальных испытаний-инициаций, послуживших основой для известных вам народных сказок.

С выделением в эпоху неолита семьи, а также становлением профессий (ремесленника, воина) и социальных ролей (вождя, жреца), функции главного воспитательного института берет на себя семья. Именно в семье профессиональные навыки передаются...............................в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Знания о мире, в том числе о закономерностях воспитания накапливаются и закрепляются в эту пору в виде традиций, ритуалов и явлений устного народного творчества.

2. Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций

В процессе становления рабовладельческих цивилизаций древности происходит ускорение накопления интеллектуальных знаний. Их носителями становятся жрецы. Постепенно в процессе усложнения и совершенствования рисуночного письма – пиктографии – создается иероглифическая система записи. Для усвоения все увеличивающегося числа иероглифов требуется много специально отведенного времени. Появляются профессии..............................................................................

В Древнем Египте материалом для письма служил....................... Его качества содействовали сохранению сложной в графическом отношении системы записи. Отсюда и трудность обучения чтению и письму в ту пору. Судя по всему, педагогика не знала других методов обучения, кроме репродуктивных. Стимулы к учению были тоже просты: древнеегипетская поговорка гласит «Уши мальчика на спине его».

Тем не менее, уже в эту пору появляются первые попытки найти иные, более действенные мотивы для стимулирования познавательной деятельности. Об этом свидетельствует текст письма писца по имени Хетти своему сыну Пеппи. Этот текст найден в нескольких списках. Вероятно, он служил чем-то вроде учебного пособия для изучения письма.

Таким образом, древнейший жанр педагогического сочинения – родительское наставление.

О восприятии феномена детства в Древнем Египте говорят изображения детских игр и игрушек, сохранившиеся в гробницах. Кое где найдены и сами игрушки; их устройство удивительно напоминает сегодняшние забавы для самых маленьких.

Изображение ребенка в древнеегипетском искусстве чрезвычайно условно. Дети изображаются чаще всего лишь в набедренной повязке; на их обритой голове – так наз. «детский локон»; многие с пальцем у рта. Как только ребенок обретает иную социальную роль (например, ребенок из семьи фараона вступает в династический брак), его изображения обретают канонические характеристики взрослого. Таковы изображения Тутанхамона и его юной жены.

В Древней Месопотамии материалом для письма служила............. На ней невозможно было создавать подробные детализированные изображения. Эта особенность письменности, а также тот факт, что созданную шумерами клинопись восприняли и приспособили к передаче своего языка другие этносы, завоевавшие Двуречье и продолжавшие культурную эволюцию на этих землях, привела к постепенному упрощению клинописных знаков и правил записи. Поэтому в Двуречье владение письменностью становится более доступным, открываются школы, которые называют «дома табличек». В них преподают учителя – «отцы табличек», а ученики, соответственно, именуются «дети табличек». При обучении, как и в Египте, используются..............................методы: ученики переписывают тексты, потом учитель их сверяет, дома для закрепления ученики читают свои таблички родителям. Сохранившиеся тексты таких учебных табличек живо рисуют нам нравы учителей, учеников и их родителей.

Изобразительное искусство Двуречья не сохранило для нас сколько-нибудь внятных образов детства. Зато в древнейшей из известных современной науке библиотек, созданной Ашшурбанипалом, имелся, судя по всему раздел учебной литературы, где и сохранились упомянутые выше тексты.

И еще об одном завоевании месопотамской культуры нельзя не упомянуть. Древнейшие «писаные» законы, обнародованные царем Вавилона Хаммурапи, объявляют, что их цель – «...защитить сироту и вдову».Таким образом, отмечается социальная значимость защиты детства.

Над приемами передачи знаний размышляли педагоги Древнего Китая и Индии.

Вопросы аксиологии детства, а также проблемы нравственного воспитания нашли отражение в одной из древнейших книг человечества – Библии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.