Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоцентризм средневековой культуры и его воплощение в религиозной системе образования

Важнейшие социокультурные процессы в средневековой Европе и их влияние на воспитание и образование.

В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную, причем еще до раздела в обеих частях христианство было принято в качестве государственной религии. Западная Римская империя вскоре распалась на ряд варварских государств, в которых на протяжении нескольких столетий сплавлялись в единое мировоззренческое и культурное целое племенные языческие и христианские представления, черты и образы. Происходило это на фоне «Великого переселения народов». На территории Европы в эпоху Средневековья складываются новые нации, языки и культуры. цементирующую роль в странах Западной Европы при этом играет христианство, опирающееся на латинскую версию Библии.

Восточная Римская империя (Византия) просуществовала после раздела почти 1000 лет и оказала значительное влияние на культуру и религию Восточной Европы. Византийская культура являла собой сплав христианских воззрений и эллинистических традиций.

К числу важнейших педагогических идей христианства относятся:

· Почитание родителей, причем не только физических, но и духовных (священник), а также демиурга (Отец небесный).

· Новообращенные – те же дети; религиозные и моральные представления они легче воспринимают в форме образных притч.

· Самоанализ есть путь самосовершенствования (молитва и покаяние).

· Публичность важнейших нравственных решений и поступков (обряды крещения, венчания, причасти и др.).

Эпоха Средневековья характеризуется как период «теоцентризма», когда церковь является ведущим и наиболее авторитетным социальным институтом, определяющим развитие всех направлений духовной культуры. Главная книга – Библия, переписанная и оформленная в виде кодекса (пергаментные листы, исписанные с двух сторон, украшенные буквицами и миниатюрами, переплетенные между двумя досками).

· Язык Библии и вообще грамоты и образованности –...................

· Основы образования и воспитания –....................................и христианская мораль.

· Образование ведется по древнеримскому образцу – комплекс «семи свободных искусств» (Septem artes liberales):

-

тривиум отсюда - «тривиальный»
грамматика (умение читать и писать)

- риторика (умение вести религ.беседу)

- диалектика (ответы на вопросы)

-

квадривиум, т.е. «четырехпутье»
арифметика (счет)

- геометрия (символика фигур)

- астрономия (расчет церковных

праздников)

- музыка (церковное пение)

· Грамотность – привилегия, социальное преимущество, доступное немногим. По латыни грамотный, образованный docti (отсюда доктор), невежда – idiotae.

· Храм, монастырь – место получения образования, хранения и копирования книг; преподаватель – монах, священник.

· Латынь язык международного научного и дипломатического общения.

Типы школ:

¨ Монастырские школы – внутренние для будущих монахов; внешние – для мирян.

¨ Кафедральные (соборные) школы – для детей дворян и состоятельных граждан.

¨ Приходские школы – обучение детей свободных простолюдинов молитвам, церковному пению, иногда – грамоте.

 

Сроки обучения не устанавливались. Обучение начиналось и заканчивалось по обоюдному решению преподавателя и того, кто платил за обучение. Обучались (за исключением монастырских школ) только мальчики. Группы были смешанными по возрасту. Для заучивания догматов религии использовали форму катехизиса (от греческого слова, обозначавшего наставление): это сборник..................................................., составленный учителем. Средневековый катехизис не допускал рассуждений и толкований вопроса. Богословские диспуты породили схоластику (от греч. слова, означавшего школьную премудрость) – т.е. систему обучения, характеризующуюся интересом к формально-логическим проблемам.

Содержание светского воспитания в эпоху Средневековья.

В систему воспитания феодала входило освоение 7 рыцарских добродетелей:

· езда верхом,

· плавание,

· владение тяжелым оружием – копьем, щитом и мечом,

· фехтование,

· охота,

· игра в шахматы,

· умение слагать и петь стихи.

До 7 лет дети воспитывались в семье. Затем старшего сына отправляли на воспитание к сюзерену, где до 14 лет он служил.................. С 14 до 21 года подросток служил............................... Затем, после торжественного испытания проходило посвящение юноши в рыцари.

Младшие сыновья и девочки воспитывались дома или в монастырских школах.

Большинство западноевропейских феодалов эпохи Средневековья (включая высшую знать) было неграмотно.

Возникновение университетов. Мусульманские учебные заведения и их влияние на европейскую культуру.

В XII в. начали возникать университеты– добровольные объединения преподавателей и студентов. Инициатива исходила от ученых и требовала официального разрешения королевских властей. Университетам давались права самоуправления. Средневековые университеты имели 4 факультета:

Артистический или подготовительный. На нем преподавались 7 свободных искусств. Обучение составляло 6-7 лет. После окончания при условии успешной защиты (в процессе публичного диспута) научной работы присваивалась степень «магистр искусств». Далее можно было продолжить обучение на одном из трех других факультетов.

Обучение, продолжавшееся 5-6 лет включало гл. образом слушание лекций, чтение и комментирование книг. Известны научные диспуты, состоявшие из чтения тезисов докладов и их обсуждения. По окончании – защита звания доктора наук
Богословский.

– Медицинский.

– Юридический.

 

 

Университеты считают свой возраст по грамотам, выдававшимся феодальными владыками, с разрешением на ведение образовательной деятельности. Старейшим университетом Европы является Университет города Болонья (XIIв.). Примерно в это же время возникают парижская Сорбонна и Оксфорд в Англии.

В искусстве средневековья детские образы – это в первую очередь образ Божественного Младенца. Иные дети попадают в поле зрения художника в связи со своим знатным происхождением или играют роль фона, придающего изображению живость и занимательность.

В детских образах аристократов воплотилось представление о врожденных идеях.

В VII-VIII вв. на территории Ирака, Сирии, Палестины, Египта, а затем и на Пиринейском полуострове возникло государство Арабского халифата. В мусульманском мире наука развивалась под влиянием достижений античных авторов; особенно славились арабские высшие школы преподаванием математики и химии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание и образование в эпоху Античности | Критика средневековой схоластики в книгах Рабле, Бокаччо, Сервантеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.