Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 гендер и этничность как факторы социальной дифференциации

 

Лекция

1 Гендерные различия в современном обществе.

2 Понятие и виды этноса.

3 Современные этнические проблемы.

 

1. Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером в 1968 г.; обозначает социальный пол или, другими словами, все то социальное, что образуется над биологическим полом (sех). То есть быть мужчиной или женщиной - это не просто быть человеком с женской или мужской анатомией; одного этого недостаточно, общество предписывает индивидам соответствовать определенным социокультурным образцам поведения и внешнего вида: мужского и женского.

Таким образом, если биологический пол отражает различия между мужчинами и женщинами как биологическими особями, то гендер - различия между феминностью (женственностью) и маскулинностью (мужественностью) как социальными моделями поведения.

Феминность (женственность) ассоциируется с интравертивностыо, зависимостью, неуверенностью, сентиментальностью;

Маскулинность (мужественность) – с экстравертивностью, независимостью, активностью, самоуверенностью.

Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от аndro - мужчина, gynе - женщина). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению, ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры.

Гендер как социальный феномен проявляется на двух уровнях:

1. Социетальном; 2. Индивидуальном.

На социетальном уровне гендер включает в себя следующие элементы:

1. Гендерное разделение труда (или гендерные роли) – распределение производительного и домашнего труда между членами общества в соответствии с их полом.

2. Гендерные идеалы – совокупность черт личности, предписывающих определенные чувства, стремления, желания и поведение представителям каждого пола.

3. Гендерные биологические сценарии поведения – нормативные образцы сексуального желания и сексуального поведения, предписываемые в зависимости от биологического пола.

4. Гендерный социальный контроль – формальное или неформальное одобрение и вознаграждение поведения, соответствующего полу, и социальная изоляция, презрение и медицинское лечение не соответствующего полу поведения.

5. Гендерная идеология – система идей, оправдывающая существование в обществе гендерного неравенства.

На индивидуальном уровне гендер выстраивается из:

1. Биологического пола – совокупности первичных и вторичных половых признаков.

2. Гендерной идентичности – личностного осознания и принятия своей принадлежности к определенному полу.

3. Гендерной личности – интернализованных (то есть включенных во внутреннюю структуру личности) моделей поведения, чувств и эмоций, служащих укреплению семейных структур и института материнства и отцовства.

4. Гендерного брачного и репродуктивного статуса – исполнение или отказ от супружества, деторождения, родственных ролей.

5. Гендерной презентации – демонстрации себя как индивида, принадлежащего к определенному полу, посредством одежды, косметики, украшений и других символов.

Биологический пол человека может не совпадать с его гендерной идентичностью. Например, мужчина может чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского пол, но при этом его могут не устраивают культурные стереотипы мужского поведения. Так, Джона Леннона осуждали, когда он не выполнял свои профессиональные обязанности и оставался дома с недавно родившимся сыном.

Развитие гендерной идентичности включает в себя 3 процесса:

1. моделирование, или имитация поведения взрослых;

2. подкрепление, или поощрение поведения, соответствующего полу ребенка, а также осуждение неуместного поведения;

3. самосоциализация, или воспроизведение образцов поведения, вызывающих наибольшее одобрение со стороны других.

 

В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:

1. Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца – инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери – экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми.

2. Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

3. Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.

4. Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.

5. Феминистичекая теория:

1) либеральный (умеренный) феминизм основан на предположении, что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего общества посредством социально-экономических и юридических реформ;

2) марксистский (социалистический) феминизм основан на том, что угнетение женщин – продукт капиталистических отношений, устранение дискриминации женщин возможно и связано с завершением капиталистической фазы;

3) радикальный феминизм видит причину женской дискриминации в существовании патриархата в обществе и в андроцентризме всей современной культуры.

Дискриминацией называется практика ограничения доступа к материальным или символическим благам, умаления прав людей, выделяемых по какому-либо признаку – расе, полу, национальности, ве­роисповеданию и т.п.

В современном украинском обществе дискриминация женщин проявляется в следующих сферах:

1. Сфера семейной жизни:

1) увеличение временных затрат на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (женщины в будни тратят на работу по дому 3 часа, в выходные – 5-6 часов, мужчины – до 1 часа);

2) Насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине).

2. Сфера труда:

1) женщины чаще проигрывают в конкурентной борьбе в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин;

2) возможности для занятия предпринимательской деятельностью у женщин крайне ограничены;

3) общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин;

4) заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин.

3. Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством:

1) среди депутатов парламента женщины составляют 8 % (в Финляндии – более 50%, в Швеции – 45%).

2) среди руководителей центральных и местных органов власти женщины составляют – 7%, например, среди руководителей областных советов – 3 женщины.

Нигде в мире женщины не могут похвастаться равноправием с мужчинами, хотя по данным Программы развития ООН и производят 55 % мирового богатства (с учетом неоплачиваемого домашнего труда), заняты 2/3 рабочего времени в мире, но получают 1/10 мирового дохода и владеют 1/100 мировой собственности (по данным международной организации труда). В среднем в мире они занимают лишь 13 % мест в парламентах и 14 % высших управленческих постов в компаниях и на предприятиях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации | Тема 7: культура как социальный феномен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.