Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отмена крепостного права в 1861г

Крымская война 1853-1856 показала, что Россия значительно отстала от европейских государств. Именно это и стало главной причиной позорного поражения России. А главной причиной отставания России являлось, конечно же, крепостное право. Разговоры о необходимости отменить крепостное право велись во всех слоях общества, начиная от гимназистов и заканчивая царским окружением. Все понимали, что крепостное право позорит Россию, нигде в Европе его уже не было.

О необходимости отмены крепостного права говорили даже в правительственных кругах, т.к. крепостничество уже изжило себя. И помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, приходило в упадок. Крепостничество мешало индустриальному развитию страны, а также создавало социальную напряженность в обществе: бесконечные волнения крестьян, их бегство, отказы от работ и от выплат оброка.

О крепостничестве как зле говорили несколько императоров, но решить эту проблему ни одному из них мужества не хватило. И только Александр II отважился на этот шаг: в 1858г. он подписал указ о создании специального комитета по крестьянскому делу. Именно здесь готовился проект реформы отмены крепостного права.

19 февраля 1861г. Александр II подписал указ об отмены крепостного права – Манифест об отмене крепостного права.

Главные положения реформы:

1. Отныне крестьяне получали личную свободу, теперь помещик не мог распоряжаться свободой крестьянина, тем более не мог теперь продавать, менять, дарить крестьян.

2. По реформе крестьян наделяли землей. Разделы наделов зависели от плодородия почвы. В нечерноземной полосе наделы крестьян были больше, а в черноземной полосе они были меньше.

3. По реформе за надел земли крестьянин должен платить. У крестьян денег не было, и чтобы помещики получили деньги сразу, крестьяне платили 1/5 стоимости земли, а остальную часть платило за крестьян государство. Но крестьяне в течении 49 лет должны были вернуть эти деньги государству, то есть это была своеобразная ссуда - это были выкупные платежи.

4. Но выкупные платежи выплачивал ни каждый крестьянин сам за себя, а община в целом. И земля сохранялась в общинной собственности, т. е. частной собственности на землю не допускалось.

Значение реформы: она, конечно, имела половинчатый характер, крестьяне ждали, конечно, не такую реформу. Но она давала возможность для развития более прогрессивных отношений.

 

 


Идейная борьба и общественное движение на рубеже XIX – XX веков

В конце 19 века наблюдается подъём в общественной жизни России.

Причины подъёма:

1) Сохранение самодержавного строя.

2) Привилегированное положение дворянства.

3) Отсутствие демократических свобод.

4) Нерешённость крестьянского вопроса.

5) Половинчатость реформ 60 – 70х 19 века.

6) Социальные противоречия: между помещиками и крестьянами, между буржуазией и рабочими.

В общественном движении оформились три направления:

1) Консерваторы – это часть дворянства, духовенства, мещанства, купечества и даже часть крестьянства. Они выступали за сохранения самодержавия, были против либеральных реформ Александра II, помещичьего землевладения и крестьянской общины, за патриархальный образ жизни и религиозность. Их идеологом был К. П. Победоносцев, он автор теории «официальной народности», т. е. основа государства – это самодержавие, православие и народность.

2) Либералы - обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенция (учёные, писатели, врачи и т. д.). Они выступали за продолжение реформ, настаивали на введение конституционного правления и демократических свобод. Они были против насильственных форм решения проблем, считая реформы главным методом модернизации России. Их идеологом был К.Д. Кавелин.

3) Радикалы – это революционное движение, в этом движении участвовали представители разных слоёв общества (разночинцы), посвятившие жизнь служению народа. Они считали, что изменить существующий строй мирным путём нельзя и выступали за насильственные методы преобразования России. Полицейский режим и отсутствие свободы слова провоцировали создание тайных организаций. Теоретики радикалы в основном вынуждены действовать за границей.

В истории радикального движения выделяют три этапа:

1) 60е годы 19 века – создание тайных разночинских кружков, члены которых надеялись поднять крестьянское восстание, опирались на идеи Герцена и Чернышевского. Самая значительная их организация «Земля и воля». Восстание поднять не удалось и они переходят на безнравственные средства борьбы – беспощадный террор.

2) 70е годы – оформляется народническое движение. Народники отрицали прогрессивность капитализма и будущее России видели в общинном социализме. Преобразования эти надо осуществить революционным путём, а подготовить крестьян к революции должны профессиональные революционеры. Идеологи народников: Бакунин, Лавров и Ткачёв. Самая значительная акция народников – это «хождение в народ»: более 1000 молодых революционеров шли в деревни надеясь поднять крест восстания.

3) 80 – 90е годы из–за неудач и поражений часть народников переходит к марксизму, т. е. готовят не крестьян к революции, а рабочий класс.

 


Раздел V. История XX века.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.