КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №1. «Кризисы в тенденциях развития социально-экономических систем»
«Кризисы в тенденциях развития социально-экономических систем»
§ 1 Кризис – понятие, признаки и типы. Кризисные факторы. Кризис представляет собой важный структурный элемент экономического цикла. Развитие экономической системы, как и любой другой системы (физической, биологической, социальной) носит циклический характер и сопровождается экономическими подъемами, спадами, периодами стабилизации. Один цикл сменяется другим циклом, а связующим элементом между ними как раз и является кризис (рис. 1). Недаром слово «кризис» в переводе с греческого языка означает «перелом, поворот». Действительно во время кризиса происходит перелом негативной тенденции развития экономической системы, она получает мощный толчок к обновлению и дальнейшему развитию. Но, кризис может и уничтожить экономическую систему, если в ней отсутствуют резервы роста. --------------------------- Родоначальник кризисологии (учения о кризисах) Николай Кондратьев отмечал, что экономический кризис есть явление закономерное, иначе говоря, объективно неизбежное, а также периодически повторяющееся потому, что кризис по своей сути является отправной точкой начала нового экономического цикла. Если провести аналогию с биологической системой, то кризис представляет собой болезнь экономики, после которой происходит ее оздоровление, когда наблюдается всплеск экономической активности, связанный с обновлением устаревших технологий, техническим перевооружением производства, выходом компаний на новые рынки сбыта, перестройкой финансовых институтов. Николай Кондратьев очень метко назвал кризис «созидательным разрушением», подчеркивая тем самым его положительную роль в развитии экономической системы. Николай Кондратьев и другие ученые, разрабатывающие теорию кризиса (С.Кузнец, К.Джаглер, Д.Кэйнс), по-разному оценивали продолжительность экономических циклов. Николай Кондратьев выделял самые продолжительны, сорока - шестидесятилетние макроэкономические циклы, заканчивающиеся, как правило, мощным системным кризисом, выводящим национальную экономику на новый качественный уровень. Саймон Кузнец выделял двадцатилетние циклы, приводящие к существенным инфраструктурным изменениям экономики. Клемент Джаглер выделял семи - одиннадцатилетние циклы, прерывающиеся кризисами, вызванными взаимодействием многообразных денежно-кредитных факторов. Кризисы на макро-, а особенно на микроуровне не являются регулярными. Встречаются так называемые промежуточные кризисы, которые прерывают отдельные фазы экономического цикла, например, фазу подъема. Они возникают, как правило, неожиданно под действием рисковых факторов. Например, обрушившийся в 2005 году на юго-восточное побережье Соединенных Штатов Америки ураган привел к тому, что была полностью прекращена добыча нефти, что, как следствие, вызвало рост цен на нефтепродукты и негативно отразилось на росте национальной экономики. Какова продолжительность макро- и микроэкономических кризисов? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, так как кризис представляет собой нелинейный многофакторный процесс, в котором параметр времени (t) не является определяющим. Современная экономическая система представляет собой множество элементов (объектов), имеющих сложные прямые и обратные связи. Изменение, пусть и незначительное, одного элемента вызывает быструю цепную реакцию, порой трудно прогнозируемую. Поэтому достаточно часто верные с точки зрения теории кризиса решения дают противоположный эффект и лишь усугубляют кризисное состояние экономики. По мнению многих экспертов, в среднем, продолжительность кризиса (его активная фаза) может составить от двух до десяти лет. В настоящее время сокращение продолжительности кризиса напрямую зависит от активных согласованных действий национальных правительств стран мира, их законодательной власти, финансовых институтов, бизнес сообществ, общественных и политических сил, а также совершенствования новых технологий коммуникации. Как уже было отмечено выше, кризис - это процесс, характеризующийся различной частотой и продолжительностью. Другим важным признаком кризиса является его амплитуда (глубина). Самым глубоким, затяжным кризисом является системный кризис. Он вызывает качественные негативные изменения экономических, социальных, политических институтов, и может привести к развалу экономической системы, как это было, например, в случае с крахом социалистической модели экономики и ее оплота Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Поверхностные кризисы, как правило, скоротечны и связаны со сбоями отдельных функций. В качестве примера можно привести банковский кризис 2004 года, вызванный непродуманными действиями государственных органов, в первую очередь главного регулятора Центрального Банка, когда отдельные заявления высокопоставленных чиновников привели к массовой панике вкладчиков и банкротству ряда банков. Американский экономист Эдвард Кейн полагал, что для любой фирмы кризис представляет собой закономерное явление, сопровождающее ее в течение всей жизни. По его мнению, кризис представляет собой внезапную и резкую смену тенденции на повышение тенденцией на понижение основных экономических показателей, по которым он, собственно, может быть отслежен. И всегда первопричиной кризиса становятся грубые ошибки в управлении фирмой. А раз так, то кризисом можно и нужно управлять для того, чтобы снизить вероятность его наступления, уменьшить возможный ущерб, предотвратить системный и затяжной характер развития кризисной ситуации. Эдвард Кейн выделяет десять типов кризисов, с которыми может столкнуться любая фирма. Охарактеризуем каждый из типов микроэкономических кризисов. Первый тип кризиса связан с внезапным изменением на рынке. Подобное изменение, например, может быть вызвано появлением сильного конкурента и, как следствие, потерей значимого потребителя или даже всего рынка. Хрестоматийный пример - ситуация с компанией «Харлей-Дэвидсон». До начала 80-х гг. XX века она занимала ведущие позиции на внутреннем рынке США по производству и продаже мотоциклов. Но с быстрым выходом на рынок японских производителей (Хонда, Ямаха, Судзуки) только за один год компания потеряла более 70% рынка. Второй тип кризиса связан с провалом продукта на рынке. Такой провал, например, может быть обусловлен существенным дефектом продукта, что требует отзыва дефектной партии товара с рынка и, как следствие, ведет к крупным потерям компании-производителя, в первую очередь финансовым и репутационным. В 2004 году компания «Форд Моторс» осуществила самый масштабный в своей истории отзыв автомобилей - 4,5 миллиона машин. Причина заключалась в неисправности системы круиз-контроля - устройства, которое автоматически поддерживает скорость движения машины. Подобные неполадки могли обернуться перегревом двигателя и его возгоранием. Третий тип кризиса называется «кризисом промьшгленных отношений». Такой кризис может быть связан, например, с остановкой производства вследствие масштабной забастовки персонала, либо срывом поставок сырья и материалов. В 2007 году другая компания-автопроизводитель «Дженерал Моторс» была вынуждена полностью остановить работу конвейеров на 80 заводах вследствие самой масштабной за последние 37 лет забастовки рабочих, которая была направлена на борьбу с массовыми увольнениями в компании. В забастовке приняло участие около 38 тыс. человек. Последняя национальная забастовка рабочих компании «Дженерал Моторс» была в 1970 году и продолжалась 69 дней. Четвертый тип кризиса называется «кризисом управления» и связан, например, с бюрократизацией управленческого аппарата и снижением квалификации персонала. Кризис управления - массовая «болезнь» российских предприятий. Яркий пример - ОАО «Волжский автомобильный завод», одно из предприятий наиболее сильно пострадавших от рецессии 2008-2009 года. К предкризисному 2008 году административно-управленческий аппарат предприятия разросся до 25 тыс. человек, что составило 22% среднесписочной численности персонала, в то время как на иностранных предприятиях менеджеры высшего и среднего звена этот показатель составляет порядка 10% среднесписочной численности персонала. В 2007 году высшее руководство предприятия предприняло попытку сократить численность административного звена на 7% (порядка 1,5-2 тыс. чел.). Планируемая экономия средств от сокращений должна была составить 2-3 млрд. рублей в год! Однако, уже тогда топ-менеджеры предприятия выражали сомнение в том, что оптимизация управляющих кадров будет осуществлена согласно намеченному плану. «Там слишком много лишних людей, которых взяли на работу по знакомству, -вспоминал Александр Ясинский, бьвший заместитель генерального директора ОАО «АвтоВАЗ» по экономике и финансам. - Сокращать можно целыми дирекциями. Но эти попытки предпринимались несколько раз еще в советское время, и всякий раз заканчивались ничем. Каждый раз к руководству завода начинали идти ходатаи, которые убеждали, что проводить сокращения нельзя». Пятый тип кризиса связан с неграмотной политикой собственников и руководителей предприятий и называется «кризис ликвидности». Яркий пример такого кризиса - мировой финансовый кризис 2008-2009 года. Крупнейшие банки США (Ситигруп, Мэрилл Линч и другие, всего 50 банков) в результате финансовых махинаций с ипотечными займами стали испытывать дефицит наличности, который по оценкам экспертов приблизился к планке в 250 млрд. долларов. Благодаря огромному финансовому вливанию порядка 700 млрд. долларов, осуществленному в первую очередь в систему страхования банковских вкладов, Правительству США удалось предотвратить банковский кризис и восстановить доверие к банковской системе страны. Шестой тип кризиса называется «кризисом общественного восприятия» и наносит серьезный ущерб деловой репутации компании. В 1993 году с подобным кризисом столкнулась компания «Пепси». В ведущих газетах США появились статьи о том, что в фирменных бутылках и баночках с напитком покупатели стали находить посторонние предметы - обломки игл от шприцев. Компания была вынуждена в кратчайшие сроки разработать антикризисный план действий, направленных на спасение своей репутации. Помимо массовых опровержений в газетах и на телевидении, в том числе силами Американской ассоциации производителей продуктов питания и медицинских препаратов, создания документального фильма о технологии производства напитка, план предусматривал проведение тщательного расследования каждого случая силами частных детективов. Через непродолжительное время были пойманы злоумьшшенники, которые начиняли баночки и бутылки посторонними предметами. Кризисной командой этот факт был предан широкой гласности, в итоге имидж компании не пострадал. Седьмой тип кризиса вызван изменением государственного регулирования. Традиционно мощным инструментом государственного регулирования были и остаются налоги. Например, Правительством Кипра в 2009 году было принято решение об увеличении ставок налога на недвижимость в 10-15 раз, что позволило бы сократить дефицит государственного бюджета в 2010 году. Однако, по единодушным оценкам экспертов, повышение имущественного налога способно нанести серьезный удар по туристической индустрии острова, в частности, поставить на грань выживания весь гостиничный сектор Кипра и так уже понесший значительные потери вследствие сокращения туристического потока в 2009 году на 11% по причине мирового финансового кризиса. Восьмой тип кризиса связан с нежелательными или враждебными поглощениями. Для России проблема враждебных поглощений, называемых рейдерскими захватами, стала настолько острой, что на данную проблему внимание общества и его институтов вынужден был обратить Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, который, в частности, сказал следующее: «Из проявлений неуважения к собственности, к труду других людей выступают по-прежнему носящие массовый характер незаконные захваты фирм. Какая уж тут инициатива или мотивация, если предприниматель знает, что он может в любую секунду лишиться своего дела в результате бандитских операций? Это, по сути, реликт непростых отношений 90-х годов. Считаю крайне необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета [законов]. Причем в таком виде, чтобы это не было банальной декларацией, а реально создало инструменты для предотвращения рейдерства». Более-менее достоверной статистики количества рейдерских захватов российских предприятий не существует, однако, по оценкам экспертов ежегодно подобным захватам подвергаются порядка 70 тыс. предприятий. В настоящее время, как полагают эксперты, ориентиры враждебных поглощений изменились, и большей частью рейдерским атакам подвергаются предприятия не крупного, а среднего и малого бизнеса. Девятый тип кризиса связан с отсутствием у компании внятной рыночной стратегии. Самой впечатляющей иллюстрацией негативных последствий упорного нежелания отказаться от конкурентной стратегии на основе низких цен в условиях быстро меняющегося рынка стал опыт «АвтоВАЗа», что в итоге привело это предприятия к глубочайшему кризису в 2009 году и падению продаж на 44%. Десятый тип кризиса связан с негативным воздействием на фирму мировой рыночной конъюнктуры. Примером может являться масштабный кризис металлургической отрасли республики Украина. Резкое падение спроса в результате мирового кризиса 2008-2009 года привело к коллапсу металлургической промышленности Украины, когда из 36 доменных печей украинских металлургических комбинатов было остановлено 17, а запас продукции на заводских складах достиг месячного объема производства. По данным комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики, в докризисный период доля предприятий горно-металлургического комплекса в ВВП страны составляла 27%, в общем объеме валютных поступлений от экспорта металлургическая продукция занимала 39,9%, а на предприятиях отрасли работало свыше 500 тыс. человек. Эдвард Кейн подчеркивает, что для компании любой кризис имеет положительную сторону. Кризис - это время, когда следует провести переоценку направлений и характера деятельности, имеющихся ресурсов. И если в ней есть лидеры, имеющие четкое представление о возможных путях преодоления кризиса и способах действия, она выйдет из него без особого ущерба. Кризисные факторы, то есть источники негативного воздействия на экономическую систему, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам кризиса относятся те факторы, на которые компания непосредственно влиять не может, поэтому вынуждена приспосабливаться к ним. Внутренние кризисные факторы определяются особенностями деятельности самой компании. К группе внешних кризисных факторов можно отнести следующие группы: международные (цикличность мировой экономики, стабильность международной экономической политики, деятельность транснациональных корпораций и международных финансовых институтов, состояние мировой валютной системы); национальные (состояние государственных финансов, платежеспособного спроса населения, направления государственной политики по регулированию рынков, цикличность развития национальной экономики); рыночные (национальные привычки, традиции и нормы потребления, напряженность конкуренции, наличие ценовых сговоров, недобросовестная конкуренция). К внутренним факторам кризиса можно отнести следующие группы: факторы конкурентоспособности (имидж и деловая репутация компании, тип и доля рынка, качество и новизна выпускаемой продукции, уровень маркетинга, квалификация персонала); политика компании (ценовая, сбытовая, товарная, коммуникационная политика, организационная культура); принципы деятельности компании (форма собственности, структура управления, виды деятельности, инновационная активность); ресурсные факторы (длительность производственного цикла, прогрессивность используемой технологии, уровень производственных запасов и скорость их оборачиваемости); финансовое управление (финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность активов, инвестиционная привлекательность, рентабельность, уровень прибыли). Анализ текущей ситуации позволяет менеджерам из множества факторов выделить потенциальные угрозы, как внешние, так и внутренние, например, появление на рынке конкурентов с более низкими издержками производства или более качественной продукцией, изменение потребности и вкусов покупателей. Это позволяет разработать адекватный ситуации план противодействия агрессивному давлению кризисных факторов, то есть антикризисный план. Следует отметить, что чувствительность компании к воздействию тех или иных кризисных факторов зависит от: ~ масштаба деятельности; ~ формы собственности на средства производства; ~ отраслевой принадлежности; ~ инновационной активности; ~ экспортной ориентации и других параметров. Антикризисные программы национальных правительств стран-членов Европейского союза, США и России были направлены на поддержку крупнейших системообразующих компаний и банков, так как они в силу своей специфики оказались очень чувствительны к внешним факторам мирового кризиса 2008-2009 года, таким как падение спроса на зарубежных рынках, девальвации национальной валюты, разрыву цепочек хозяйственных связей и другим. В декабре 2009 года председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин озвучил цифру суммарной государственной помощи российским компаниям и банкам - 2,7 трлн. рублей. Около 1 трлн. рублей было направлено ведущим банкам для поддержки их ликвидности. Эта мера позволила стабилизировать финансовую систему страны и избежать дефолта. Остальные средства были распределены между крупными стратегически важными предприятиями, список которых был составлен Правительством Российской Федерации и насчитывал 295 компаний.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |