Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. «Кризисы в тенденциях развития социально-экономических систем»




«Кризисы в тенденциях развития социально-экономических систем»

 

§ 1 Кризис – понятие, признаки и типы. Кризисные факторы.

Кризис представляет собой важный структурный элемент экономического цикла. Развитие экономической системы, как и любой другой системы (физической, биологиче­ской, социальной) носит циклический характер и сопровождается экономическими подъ­емами, спадами, периодами стабилизации. Один цикл сменяется другим циклом, а свя­зующим элементом между ними как раз и является кризис (рис. 1). Недаром слово «кри­зис» в переводе с греческого языка означает «перелом, поворот». Действительно во время кризиса происходит перелом негативной тенденции развития экономической системы, она получает мощный толчок к обновлению и дальнейшему развитию. Но, кризис может и уничтожить экономическую систему, если в ней отсутствуют резервы роста.

---------------------------

Родоначальник кризисологии (учения о кризисах) Николай Кондратьев отмечал, что экономический кризис есть явление закономерное, иначе говоря, объективно неиз­бежное, а также периодически повторяющееся потому, что кризис по своей сути является отправной точкой начала нового экономического цикла. Если провести аналогию с биоло­гической системой, то кризис представляет собой болезнь экономики, после которой про­исходит ее оздоровление, когда наблюдается всплеск экономической активности, связан­ный с обновлением устаревших технологий, техническим перевооружением производства, выходом компаний на новые рынки сбыта, перестройкой финансовых институтов. Нико­лай Кондратьев очень метко назвал кризис «созидательным разрушением», подчеркивая тем самым его положительную роль в развитии экономической системы.

Николай Кондратьев и другие ученые, разрабатывающие теорию кризиса (С.Кузнец, К.Джаглер, Д.Кэйнс), по-разному оценивали продолжительность экономиче­ских циклов. Николай Кондратьев выделял самые продолжительны, сорока - шестидесяти­летние макроэкономические циклы, заканчивающиеся, как правило, мощным системным кризисом, выводящим национальную экономику на новый качественный уровень. Саймон Кузнец выделял двадцатилетние циклы, приводящие к существенным инфраструктурным из­менениям экономики. Клемент Джаглер выделял семи - одиннадцатилетние циклы, преры­вающиеся кризисами, вызванными взаимодействием многообразных денежно-кредитных факторов.

Кризисы на макро-, а особенно на микроуровне не являются регулярными. Встречают­ся так называемые промежуточные кризисы, которые прерывают отдельные фазы экономи­ческого цикла, например, фазу подъема. Они возникают, как правило, неожиданно под дейст­вием рисковых факторов. Например, обрушившийся в 2005 году на юго-восточное побережье Соединенных Штатов Америки ураган привел к тому, что была полностью прекращена до­быча нефти, что, как следствие, вызвало рост цен на нефтепродукты и негативно отразилось на росте национальной экономики.

Какова продолжительность макро- и микроэкономических кризисов? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, так как кризис представляет собой нелинейный многофакторный процесс, в котором параметр времени (t) не является определяющим. Современная экономи­ческая система представляет собой множество элементов (объектов), имеющих сложные прямые и обратные связи. Изменение, пусть и незначительное, одного элемента вызывает бы­струю цепную реакцию, порой трудно прогнозируемую. Поэтому достаточно часто верные с точки зрения теории кризиса решения дают противоположный эффект и лишь усугубляют кризисное состояние экономики. По мнению многих экспертов, в среднем, продолжитель­ность кризиса (его активная фаза) может составить от двух до десяти лет. В настоящее время сокращение продолжительности кризиса напрямую зависит от активных согласованных дей­ствий национальных правительств стран мира, их законодательной власти, финансовых ин­ститутов, бизнес сообществ, общественных и политических сил, а также совершенствования новых технологий коммуникации.

Как уже было отмечено выше, кризис - это процесс, характеризующийся различной частотой и продолжительностью. Другим важным признаком кризиса является его амплитуда (глубина). Самым глубоким, затяжным кризисом является системный кризис. Он вызывает качественные негативные изменения экономических, социальных, политических институтов, и может привести к развалу экономической системы, как это было, например, в случае с кра­хом социалистической модели экономики и ее оплота Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Поверхностные кризисы, как правило, скоротечны и связаны со сбоями отдельных функций. В качестве примера можно привести банковский кризис 2004 года, вы­званный непродуманными действиями государственных органов, в первую очередь главного регулятора Центрального Банка, когда отдельные заявления высокопоставленных чиновни­ков привели к массовой панике вкладчиков и банкротству ряда банков.

Американский экономист Эдвард Кейн полагал, что для любой фирмы кризис пред­ставляет собой закономерное явление, сопровождающее ее в течение всей жизни. По его мнению, кризис представляет собой внезапную и резкую смену тенденции на повышение тенденцией на понижение основных экономических показателей, по которым он, собственно, может быть отслежен. И всегда первопричиной кризиса становятся грубые ошибки в управ­лении фирмой. А раз так, то кризисом можно и нужно управлять для того, чтобы снизить ве­роятность его наступления, уменьшить возможный ущерб, предотвратить системный и за­тяжной характер развития кризисной ситуации.

Эдвард Кейн выделяет десять типов кризисов, с которыми может столкнуться любая фирма. Охарактеризуем каждый из типов микроэкономических кризисов.

Первый тип кризиса связан с внезапным изменением на рынке. Подобное изменение, например, может быть вызвано появлением сильного конкурента и, как следствие, потерей значимого потребителя или даже всего рынка. Хрестоматийный пример - ситуация с компа­нией «Харлей-Дэвидсон». До начала 80-х гг. XX века она занимала ведущие позиции на внутреннем рынке США по производству и продаже мотоциклов. Но с быстрым выходом на рынок японских производителей (Хонда, Ямаха, Судзуки) только за один год компания поте­ряла более 70% рынка.

Второй тип кризиса связан с провалом продукта на рынке. Такой провал, например, может быть обусловлен существенным дефектом продукта, что требует отзыва дефектной партии товара с рынка и, как следствие, ведет к крупным потерям компании-производителя, в первую очередь финансовым и репутационным. В 2004 году компания «Форд Моторс» осу­ществила самый масштабный в своей истории отзыв автомобилей - 4,5 миллиона машин. Причина заключалась в неисправности системы круиз-контроля - устройства, которое авто­матически поддерживает скорость движения машины. Подобные неполадки могли обер­нуться перегревом двигателя и его возгоранием.

Третий тип кризиса называется «кризисом промьшгленных отношений». Такой кри­зис может быть связан, например, с остановкой производства вследствие масштабной забас­товки персонала, либо срывом поставок сырья и материалов. В 2007 году другая компания-автопроизводитель «Дженерал Моторс» была вынуждена полностью остановить работу кон­вейеров на 80 заводах вследствие самой масштабной за последние 37 лет забастовки рабочих, которая была направлена на борьбу с массовыми увольнениями в компании. В забастовке приняло участие около 38 тыс. человек. Последняя национальная забастовка рабочих ком­пании «Дженерал Моторс» была в 1970 году и продолжалась 69 дней.

Четвертый тип кризиса называется «кризисом управления» и связан, например, с бюрократизацией управленческого аппарата и снижением квалификации персонала. Кри­зис управления - массовая «болезнь» российских предприятий. Яркий пример - ОАО «Волжский автомобильный завод», одно из предприятий наиболее сильно пострадавших от рецессии 2008-2009 года. К предкризисному 2008 году административно-управленческий аппарат предприятия разросся до 25 тыс. человек, что составило 22% среднесписочной численности персонала, в то время как на иностранных предприятиях менеджеры высшего и среднего звена этот показатель составляет порядка 10% средне­списочной численности персонала. В 2007 году высшее руководство предприятия пред­приняло попытку сократить численность административного звена на 7% (порядка 1,5-2 тыс. чел.). Планируемая экономия средств от сокращений должна была составить 2-3 млрд. рублей в год! Однако, уже тогда топ-менеджеры предприятия выражали сомнение в том, что оптимизация управляющих кадров будет осуществлена согласно намеченному плану. «Там слишком много лишних людей, которых взяли на работу по знакомству, -вспоминал Александр Ясинский, бьвший заместитель генерального директора ОАО «Ав­тоВАЗ» по экономике и финансам. - Сокращать можно целыми дирекциями. Но эти по­пытки предпринимались несколько раз еще в советское время, и всякий раз заканчивались ничем. Каждый раз к руководству завода начинали идти ходатаи, которые убеждали, что проводить сокращения нельзя».

Пятый тип кризиса связан с неграмотной политикой собственников и руководителей предприятий и называется «кризис ликвидности». Яркий пример такого кризиса - мировой финансовый кризис 2008-2009 года. Крупнейшие банки США (Ситигруп, Мэрилл Линч и другие, всего 50 банков) в результате финансовых махинаций с ипотечными займами стали испытывать дефицит наличности, который по оценкам экспертов приблизился к планке в 250 млрд. долларов. Благодаря огромному финансовому вливанию порядка 700 млрд. долла­ров, осуществленному в первую очередь в систему страхования банковских вкладов, Пра­вительству США удалось предотвратить банковский кризис и восстановить доверие к банковской системе страны.

Шестой тип кризиса называется «кризисом общественного восприятия» и наносит серьезный ущерб деловой репутации компании. В 1993 году с подобным кризисом столкну­лась компания «Пепси». В ведущих газетах США появились статьи о том, что в фирменных бутылках и баночках с напитком покупатели стали находить посторонние предметы - облом­ки игл от шприцев. Компания была вынуждена в кратчайшие сроки разработать антикризис­ный план действий, направленных на спасение своей репутации. Помимо массовых опровержений в газетах и на телевидении, в том числе силами Американской ассоциации производи­телей продуктов питания и медицинских препаратов, создания документального фильма о технологии производства напитка, план предусматривал проведение тщательного расследо­вания каждого случая силами частных детективов. Через непродолжительное время были пойманы злоумьшшенники, которые начиняли баночки и бутылки посторонними предмета­ми. Кризисной командой этот факт был предан широкой гласности, в итоге имидж компании не пострадал.

Седьмой тип кризиса вызван изменением государственного регулирования. Традици­онно мощным инструментом государственного регулирования были и остаются налоги. На­пример, Правительством Кипра в 2009 году было принято решение об увеличении ставок на­лога на недвижимость в 10-15 раз, что позволило бы сократить дефицит государственного бюджета в 2010 году. Однако, по единодушным оценкам экспертов, повышение имуществен­ного налога способно нанести серьезный удар по туристической индустрии острова, в частно­сти, поставить на грань выживания весь гостиничный сектор Кипра и так уже понесший зна­чительные потери вследствие сокращения туристического потока в 2009 году на 11% по при­чине мирового финансового кризиса.

Восьмой тип кризиса связан с нежелательными или враждебными поглощениями. Для России проблема враждебных поглощений, называемых рейдерскими захватами, стала настолько острой, что на данную проблему внимание общества и его институтов вынужден был обратить Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, который, в частности, сказал следующее: «Из проявлений неуважения к собственности, к труду других людей выступают по-прежнему носящие массовый характер незаконные захваты фирм. Какая уж тут инициатива или мотивация, если предприниматель знает, что он может в любую се­кунду лишиться своего дела в результате бандитских операций? Это, по сути, реликт не­простых отношений 90-х годов. Считаю крайне необходимым скорейшее принятие анти­рейдерского пакета [законов]. Причем в таком виде, чтобы это не было банальной декла­рацией, а реально создало инструменты для предотвращения рейдерства». Более-менее достоверной статистики количества рейдерских захватов российских предприятий не су­ществует, однако, по оценкам экспертов ежегодно подобным захватам подвергаются по­рядка 70 тыс. предприятий. В настоящее время, как полагают эксперты, ориентиры вра­ждебных поглощений изменились, и большей частью рейдерским атакам подвергаются предприятия не крупного, а среднего и малого бизнеса.

Девятый тип кризиса связан с отсутствием у компании внятной рыночной стратегии. Самой впечатляющей иллюстрацией негативных последствий упорного нежелания отка­заться от конкурентной стратегии на основе низких цен в условиях быстро меняющегося рынка стал опыт «АвтоВАЗа», что в итоге привело это предприятия к глубочайшему кри­зису в 2009 году и падению продаж на 44%.

Десятый тип кризиса связан с негативным воздействием на фирму мировой рыноч­ной конъюнктуры. Примером может являться масштабный кризис металлургической отрасли республики Украина. Резкое падение спроса в результате мирового кризиса 2008-2009 года привело к коллапсу металлургической промышленности Украины, когда из 36 доменных пе­чей украинских металлургических комбинатов было остановлено 17, а запас продукции на заводских складах достиг месячного объема производства. По данным комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики, в докризисный период доля предприятий горно-металлургического комплекса в ВВП страны составляла 27%, в общем объеме валютных поступлений от экспорта металлургическая продукция занимала 39,9%, а на предприятиях отрасли работало свыше 500 тыс. человек.

Эдвард Кейн подчеркивает, что для компании любой кризис имеет положительную сторону. Кризис - это время, когда следует провести переоценку направлений и характера деятельности, имеющихся ресурсов. И если в ней есть лидеры, имеющие четкое представле­ние о возможных путях преодоления кризиса и способах действия, она выйдет из него без особого ущерба.

Кризисные факторы, то есть источники негативного воздействия на экономическую систему, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам кризиса относятся те факторы, на которые компания непосредственно влиять не может, по­этому вынуждена приспосабливаться к ним. Внутренние кризисные факторы определяются особенностями деятельности самой компании.

К группе внешних кризисных факторов можно отнести следующие группы:

международные (цикличность мировой экономики, стабильность международ­ной экономической политики, деятельность транснациональных корпораций и междуна­родных финансовых институтов, состояние мировой валютной системы);

национальные (состояние государственных финансов, платежеспособного спроса населения, направления государственной политики по регулированию рынков, цикличность развития национальной экономики);

рыночные (национальные привычки, традиции и нормы потребления, напряжен­ность конкуренции, наличие ценовых сговоров, недобросовестная конкуренция).

К внутренним факторам кризиса можно отнести следующие группы:

факторы конкурентоспособности (имидж и деловая репутация компании, тип и доля рынка, качество и новизна выпускаемой продукции, уровень маркетинга, квалифика­ция персонала);

политика компании (ценовая, сбытовая, товарная, коммуникационная политика, организационная культура);

принципы деятельности компании (форма собственности, структура управления, виды деятельности, инновационная активность);

ресурсные факторы (длительность производственного цикла, прогрессивность ис­пользуемой технологии, уровень производственных запасов и скорость их оборачиваемости);

финансовое управление (финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвид­ность активов, инвестиционная привлекательность, рентабельность, уровень прибыли).

Анализ текущей ситуации позволяет менеджерам из множества факторов выделить потенциальные угрозы, как внешние, так и внутренние, например, появление на рынке кон­курентов с более низкими издержками производства или более качественной продукцией, из­менение потребности и вкусов покупателей. Это позволяет разработать адекватный ситуации план противодействия агрессивному давлению кризисных факторов, то есть антикризисный план.

Следует отметить, что чувствительность компании к воздействию тех или иных кризисных факторов зависит от: ~ масштаба деятельности;

~ формы собственности на средства производства;

~ отраслевой принадлежности;

~ инновационной активности;

~ экспортной ориентации и других параметров.

Антикризисные программы национальных правительств стран-членов Европейско­го союза, США и России были направлены на поддержку крупнейших системообразую­щих компаний и банков, так как они в силу своей специфики оказались очень чувстви­тельны к внешним факторам мирового кризиса 2008-2009 года, таким как падение спроса на зарубежных рынках, девальвации национальной валюты, разрыву цепочек хозяйствен­ных связей и другим. В декабре 2009 года председатель Счетной палаты Российской Фе­дерации Сергей Степашин озвучил цифру суммарной государственной помощи россий­ским компаниям и банкам - 2,7 трлн. рублей. Около 1 трлн. рублей было направлено ве­дущим банкам для поддержки их ликвидности. Эта мера позволила стабилизировать фи­нансовую систему страны и избежать дефолта. Остальные средства были распределены между крупными стратегически важными предприятиями, список которых был составлен Правительством Российской Федерации и насчитывал 295 компаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.