КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва 2010 г
По дисциплине Конспект лекций «Компьютерная графика» для студентов специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. Основные понятия. 6 1.1 Разновидности компьютерной графики. 7 Полиграфия. 8 Мультимедиа. 8 World Wide Web (WWW) 9 3D-графика и компьютерная анимация. 9 САПР и деловая графика. 9 Геоинформационные системы (ГИС) 10 1.2. Принципы организации графических программ.. 11 Растровые программы.. 11 Векторные программы.. 12 Фрактальные программы.. 12 Глава 2. Координаты и преобразования. 13 2.1 Координатный метод. 13 2.1.1. Преобразование координат. 13 Простейшие двумерные преобразования. 14 Однородные координаты и матричное представление двумерных преобразований. 16 Композиция двумерных преобразований. 18 Матричное представление трехмерных преобразований. 20 Композиция трехмерных преобразований. 22 Преобразование объектов. 24 Преобразование как изменение систем координат. 24 2.1.2 Аффинные преобразования на плоскости. 26 2.2 Проекции. 29 2.2.1 Мировые и экранные координаты.. 29 2.2.2 Основные типы проекций. 29 Глава 3. Растровая графика. Базовые растровые алгоритмы.. 39 3.1 Растровые изображения и их основные характеристики. 39 3.2 Вывод изображений на растровые устройства. 41 3.3 Методы улучшения растровых изображений. 44 3.4. Базовые растровые алгоритмы.. 51 Алгоритмы вывода прямой линии. 51 Инкрементные алгоритмы.. 53 Кривая Безье. 53 Алгоритмы вывода фигур. 55 Алгоритмы закрашивания. 55 Стиль заполнения. 58 3.5 Инструменты растровых графических пакетов. 67 Инструменты выделения. Каналы и маски. 67 Выделение. 68 Инструменты выделения и маскирования. 69 Ретушь. 69 Гистограммы.. 70 Тоновая коррекция изображения. 72 Уровни (Levels) 72 Кривые. 73 Цветовая коррекция и цветовой баланс. 75 Фильтры (Plug-ins) и спецэффекты (Effects) 75 Слои. 78 3.6 Преимущества и недостатки растровой графики. 78 Глава 4. Векторная графика. 79 4.1 Средства создания векторных изображений. 80 4.2 Сравнение механизмов формирования изображений в растровой и векторной графике 81 4.3 Структура векторной иллюстрации. 82 4.4 Математические основы векторной графики. 83 4.5. Элементы (объекты) векторной графики. 85 4.6. Достоинства и недостатки векторной графики. 91 Глава 5. Фрактальная графика. 93 5.1 Математика фракталов. Алгоритмы фрактального сжатия изображений. 94 5.2 Обзор основных фрактальных программ.. 97 Глава 6. Цветовые модели компьютерной графики. 99 6.1 Элементы цвета. 99 6.1.1 Свет и цвет. 99 6.1.2 Физическая природа света и цвета. 100 6.1.3 Излученный и отраженный свет. 101 6.1.4 Яркостная и цветовая информация. 102 6.1.5 Цвет и окраска. 103 6.2 Характеристики источника света. 105 6.2.1 Стандартные источники. 105 6.2.2 Особенности восприятия цвета человеком.. 105 Колбочки и палочки. 106 Спектральная чувствительность глаза к яркости. 107 Спектральная чувствительность наблюдателя. 108 6.3 Цветовой и динамический диапазоны.. 109 6.4 Типы цветовых моделей. 111 6.4.1 Аддитивные цветовые модели. 111 RGB - модель. 113 Почему RGB-модель нравится компьютеру?. 116 Ограничения RGB-модели. 118 sRGB — стандартизированный вариант RGB-цветового пространства. 119 6.4.2 Субтрактивные цветовые модели. 119 Цветовая модель CMY.. 120 CMY и CMYK.. 121 Ограничения модели CMYK.. 122 Возможности расширения цветового охвата CMYK.. 123 6.4.3 Перцепционные цветовые модели. 124 Достоинства и ограничения HSB-модели. 127 6.4.4 Системы соответствия цветов и палитры.. 128 Системы соответствия цветов. 128 Назначение эталона. 128 Кодирование цвета. Палитра. 130 Глава 7. Методы и алгоритмы построения сложных трехмерных объектов. 131 7.1 Модели описания поверхностей. 131 7.1.1. Аналитическая модель. 131 7.1.2 Векторная полигональная модель. 133 7.1.3 Воксельная модель. 135 7.1.4 Равномерная сетка. 136 7.1.5 Неравномерная сетка. Изолинии. 138 7.2. Визуализация трехмерных объектов. 140 7.2.1 Каркасная визуализация. 141 7.2.2 Показ с удалением невидимых точек. 141 Глава 8. Реалистическое представление сцен. 148 8.1 Закрашивание поверхностей. 148 8.1.1 Модели отражения света. 148 8.1.2 Вычисление нормалей и углов отражения. 150 8.2 Метод Гуро. 154 8.3 Метод Фонга. 155 8.4. Имитация микрорельефа. 156 8.5 Трассировка лучей. 158 8.6 Анимация. 166 Глава 9. Архитектуры графических систем.. 175 9.1 Суперстанции. 175 9.2 Компоненты растровых дисплейных систем.. 175 9.3 Подходы к проектированию графических систем.. 175 9.4 Графические системы на базе сопроцессора i82786. 176 9.5 Графические системы из набора сверх больших интегральных схем (СБИС) 177 9.6 Растровый графический процессор DP-8500. 178 9.7 Графические системы на универсальном процессоре. 179 9.8 Высокоскоростные графические системы.. 180 9.9 Рабочие (супер)станции с использованием универсального вычислителя. 181 Глава 10. Стандартизация в компьютерной графике. 183 10.1 NGP (Network graphics рrotocol) 183 10.2 Международная деятельность по стандартизации в машинной графике. 184 10.3 Классификация стандартов. 187 Core-System.. 187 GKS (Graphical Kernel System) 188 GKS-3D (Graphical Kernel System for Three Dimensions) 190 PHIGS (Programmer's Hierarchical Interactive Graphics System) 190 PHIGS+. 191 CGI (Computer Graphics Interface) 192 10.4 Графические протоколы.. 192 10.4.1 Аппаратно-зависимые графические протоколы.. 192 Протокол TEKTRONIX.. 193 Протокол REGIS. 193 Протокол HP-GL.. 193 10.4.2 Языки описания страниц. 193 Язык PostScript 194 Язык PCL.. 195 10.4.3 Аппаратно-независимые графические протоколы.. 195 10.4.4 Проблемно-ориентированные протоколы.. 197 Глава 11. Форматы графических файлов. 199 11.1 Векторные форматы.. 200 11.2 Растровые форматы.. 202 11.3 Методы сжатия графических данных. 205 11.4 Преобразование файлов из одного формата в другой. 212 Глава 12. Технические средства КГ (оборудование КГ) 217 12.1 Видеоадаптеры.. 217 12.2 Манипуляторы.. 221 12.3 Оборудование мультимедиа. 224 12.4 Мониторы.. 226 Характеристики мониторов. 227 Аналоговые мониторы.. 228 Жидкокристаллические дисплеи. 228 Газоплазменные мониторы.. 229 Видеокарта. 229 Функции графического ускорителя. 231 Выбор видеокарты под монитор. 232 12.5 Видеобластеры.. 232 12.6 Периферия. 232 12.6.1 Принтеры.. 233 12.6.2 Имиджсеттеры.. 235 12.6.3 Плоттеры.. 235 12.7 Модемы.. 235 12.8 Звуковые карты.. 236 12.9 Сканеры.. 236 12.10 Секреты графических планшетов (дигитайзеров) 239 12.11 Цифровые фотоаппараты и фотокамеры.. 239 Литература. 241
Глава 1. Основные понятия Важнейшая функция компьютера - обработка информации. Особо можно выделить обработку информации, связанную с изображениями. Она разделяется на три основные направления: компьютерная графика (КГ), обработка и распознавание изображений. Задача компьютерной графики (Computer Graphics) - визуализация, то есть создание изображения. Визуализация выполняется, исходя из описания (модели) того, что нужно отображать. Существует много методов и алгоритмов визуализации, которые различаются между собою в зависимости от того что и как отображать. Например, отображение того, что может быть только в воображении человека — график функций, диаграмма, схема, карта. Или наоборот, имитация трехмерной реальности — изображение сцен в компьютерных играх, художественных фильмах, тренажерах, в системах архитектурного проектирования. Важными и связанными между собою факторами здесь являются: скорость изменения кадров, насыщенность сцены объектами, качество изображения, учет особенностей графического устройства. Обработка изображений (Computer Vision) — это преобразования изображений. Входными данными является изображение, и результат обработки — тоже изображение. Примерами обработки изображений могут служить: повышение контраста, чёткости, коррекция цветов, редукция цветов, сглаживание, уменьшение шумов и так далее. В качестве материала для обработки могут использоваться космические снимки, сканированные изображения, радиолокационные, инфракрасные изображения и т. п. Задачей обработки изображений может быть как улучшение в зависимости от определенного критерия (реставрация, восстановление), так и специальное преобразование, кардинально меняющее изображения. В последнем случае обработка изображений может быть промежуточным этапом для дальнейшего распознавания изображения. Например, перед распознаванием часто необходимо выделять контуры, создавать бинарное изображение, разделять по цветам. Методы обработки изображений могут существенно отличаться в зависимости от того, каким путем получено изображение — синтезировано системой КГ либо это результат оцифровки черно-белой или цветной фотографии.
Рис. 1.1. Направления компьютерной графики Для распознавания изображений (Image Processing) основная задача — получение описания объектов, представленных изображением. Методы и алгоритмы распознавания разрабатывались прежде всего для обеспечения зрения роботов и для систем специального назначения. Но в последнее время компьютерные системы распознавания изображений все чаще появляются в повседневной практике многих людей, например, офисные системы распознавания текстов, программы векторизации, создание трехмерных моделей человека. Цель распознавания может формулироваться по-разному: выделение отдельных элементов (например, букв текста на изображении документа или условных знаков на изображении карты); классификация изображений в целом (например, проверка того, есть ли это изображение определенного летательного аппарата, или установление персоны по отпечаткам пальцев). Методы классификации и выделение отдельных элементов могут быть тесно связаны между собою. Так, классификация может быть сделана на основе структурного анализа отдельных элементов объекта. Или для выделения отдельных элементов можно использовать методы классификации. Задача распознавания является обратной относительно визуализации. Стоит отметить, что довольно популярным до недавнего времени было словосочетание интерактивная компьютерная графика. Им подчеркивалась способность компьютерной системы создавать графику и вести диалог с человеком. Прежде системы работали в пакетном режиме- способы диалога были не развиты. В настоящее время почти любую программу можно считать интерактивной системой КГ.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |