Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест 13.2. Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях




Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представ­ленным в следующей матрице:

№п/п Позиция Оценка
  Я уважаю себя и тем более супруга (супругу) 5 4 3 2 1
  Я всегда помню, что он (она) самый близкий для меня человек, отец (мать) моих детей 5 4 3 2 1
  Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них 5 4 3 2 1
  Я никогда не делаю сексуальных упреков 5 4 3 2 1
  Я никогда не делаю замечания супругу (супруге) в присутствии других людей, в том числе в присутствии детей 5 4 3 2 1
    Продолжение матрицы
№ п/п Позиция Оценка
  Я никогда не преувеличиваю собственные способности и достоинства 5 4 3 2 1
  Я не считаю себя всегда и во всем правым 5 4 3 2 1
  Я никогда не ревную и всегда доверяю супругу (супруге) 5 4 3 2 1
  Я всегда внимателен, умею слушать и слышать супруга (супругу) 5 4 3 2 1
  Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности 5 4 3 2 1
И Я никогда не говорю о недостатках супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации 5 4 3 2 1
  Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением 5 4 3 2 1
  Я не пытаюсь во что бы то ни стало установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого 5 4 3 2 1
  Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге) 5 4 3 2 1
  В конфликте я никогда не делаю ставку на победу и всегда готов уступить 5 4 3 2 1
       

Оценка результатов

1. Просуммируйте полученные баллы по всем 15 позициям и най­дите среднее арифметическое от этой суммы.

2. Если полученный результат составляет от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность к конструктивному взаимодействию в супру­жеских отношениях высока и исключает конфликт.

3. Если полученный результат составляет от 4 до 4,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношени­ях с супругом (супругой), вам необходимо пересмотреть отдель­ные позиции вашего поведения.

4. Если полученный результат составляет от 3 до 4 баллов, то уро­вень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточно высока. Вам необходимо серьезно пере­смотреть некоторые позиции вашего поведения.

5. Если результат меньше 3 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию низкий, а вероятность кон­фликта с супругом (супругой) очень высока. Вам необходимо очень серьезно пересмотреть большинство позиций вашего по­ведения, указанных в тесте, и активно работать над собой.

Тест 13.3. «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми»

Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение в процессе воспитания ребенка по 11 позициям, представленным в следующей матрице:

№ п/п Позиция Оценка
  Я всегда помню об индивидуальности ребенка 5 4 3 2 1
  Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения 5 4 3 2 1
  Я всегда стараюсь понять потребности и интересы маленького ребенка 5 4 3 2 1
  Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития 5 4 3 2 1
  Я всегда стабилен в отношениях с ребенком 5 4 3 2 1
  Я стремлюсь к уменьшению числа «нельзя» и увеличению числа «можно» 5 4 3 2 1
  Для меня наказание является крайним средством воспитания 5 4 3 2 1
  Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков 5 4 3 2 1
  При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий 5 4 3 2 1
  Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов 5 4 3 2 1
  Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей При этом соблюдаю меру и такт 5 4 3 2 1

 

Оценка результатов

1. Просуммируйте полученные баллы по всем 11 позициям и най­дите среднее арифметическое от этой суммы.

2. Если полученный результат составит величину от 4,5 до 5 бал­лов, то ваша готовность к воспитанию детей и взаимоотноше­ниям с ними высока. Вы обладаете высокой психолого-педаго­гической культурой, позволяющей вам избежать серьезных кон­фликтов с детьми.

3. При результате от 3 до 4,5 баллов ваша готовность к воспита­нию детей средняя. Во взаимодействии с детьми у вас могут воз­никать конфликты. Вам необходимо пересмотреть некоторые позиции вашего подхода к воспитанию детей.

4. Если результат меньше 3 баллов, то ваша готовность к воспита­нию детей низкая. Вы не обладаете достаточной психолого-пе­дагогической культурой. Чтобы избежать серьезных конфлик­тов с детьми, вам необходимо срочно заняться самообразовани­ем, повышением психолого-педагогической культуры.

 

Занятие 13.2. Деловая игра «Супружеский конфликт»*

Цель игры. Ознакомить студентов с одним из вариантов супру­жеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возмож­ные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа.

Участники игры:

1. Муж — работник бюджетной сферы, вынужденный постоянно искать дополнительный заработок, так как основной зарплаты на со­держание семьи не хватает.

2. Жена — также работница бюджетной сферы, вынужденная по­стоянно отпрашиваться с работы, так как в основном ей одной прихо­дится вести все домашнее хозяйство: стирать, готовить, ходить за по­купками, отводить и приводить двоих детей в детский сад и т. д.

Игровая ситуация. Муж приходит позднее обычного домой. Се­годня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее день­ги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и оби­жена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску.

Порядок проведения игры

1. Распределить студентов по парам с соответствующими ролями: «муж» — «жена» (желательно, чтобы в каждую пару входили девушка и юноша).

2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответ­ственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предше­ствовавшие конфликту.

3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои варианты решения конфликтной ситуации.

4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаи­моприемлемое решение конфликта и подробно его описывают.

5. Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причины его возникновения и другие возможные варианты ре­шения данного конфликта.

Занятие 13.3. Деловая игра «Социально зрелая семья»*

Цель игры. Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, закрепить навыки распределения доходов, сведения баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективно обсуждать сложную экономическую информацию и принимать решения в условиях ограниченного времени.

 

* См.: Козырев Г. И Введение в конфликтологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 1999. - С. 148-149.

Игровая ситуация. В игре моделируется процесс распределения доходов и расходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Порядок проведения игры

1этап (4-5минут). Участники объединяются в семьи (группы по 7-8 человек, желательно примерно равное число юношей и девушек в группе). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли: муж, жена, сын, дочь, свекор (отец мужа), свекровь (мать мужа), тесть (отец жены), теща (мать жены).

При неполной семье (в группе 4-5 человек) желательно распреде­лить сначала все первые роли.

II этап (5-8 минут). Участники составляют характеристику се­мьи, обсуждая следующие вопросы: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалифика­ция) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источ­ники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.

Все эти данные каждая семья записывает в бланке 1 (два экземп­ляра).

Бланк 1 Семья

№ п/п Семейный статус Имя, отчество Воз­раст Место работы или учебы Размер заработной платы, руб.
  Муж        
  Жена        
  Сын        
  Дочь        
  Свекор        
б Свекровь        
  Тесть        
  Теща        
Итого:

Источники дополнительных доходов членов семьи

№ п/п Наименование Размер дохода, руб.
     
     
     
Итого:  
Общая сумма ежемесячного дохода семьи:  

 

* См.: Прутченков А. С, Райзберг Б. А. Деловая игра «Социально зрелая семья». Со­циально-политический журнал. — 1993. — № 9-10. — С. 87-91.

 

 

Один бланк каждая семья оставляет у себя, а другой сдает «экспер­ту» (его роль играет заранее подготовленный преподавателем участ­ник или координатор игры).

Одновременно семьи работают над составлением своих потреби­тельских бюджетов, «эксперт» знакомится с характеристиками каж­дой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов.

Если у «эксперта» возникают вопросы к отдельным семьям, он вы­ясняет их и корректирует структуру и объем доходов.

III этап (35-40 минут). Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов в расчете на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается бланк 2, содержащий основные статьи рас­ходов.

В процессе обсуждения статей расходов участники заполняют бланк 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье (в рублях — графа 2), так и в процентах по отношению к сумме расхо­дов семьи (графа 3).

Координатор игры обращает внимание участников на необходи­мость соблюдения баланса доходов и расходов, то есть совпадения сумм расходов и доходов. Кроме того, члены семьи должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить оп­ределенные суммы на каждую статью расходов.

IVэтап (10-15минут). Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги обсуждения и принятые реше­ния, включая сумму всех доходов, полученных за месяц, сумму всех расходов по основным статьям, итоговый баланс как разность общей суммы доходов и общей суммы расходов семьи.

Если баланс доходов и расходов в конкретной семье отрицатель­ный, то это означает, что она живет в долг и ей придется пояснить, где взяты недостающие деньги (или где семья планирует их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом (может быть, взять в долг у родственников, знакомых?).

Если баланс положительный, значит, семья закончила месяц с оп­ределенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Сэкономленные суммы также приплюсовывают­ся к статье «Накопления, сбережения».

После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры при­ступает к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он доводит до сведения участников рациональный потребительский бюджет в процентном отношении по каждой расходной статье.

 

 

Бланк 2

Семья________________________________________________

Общая сумма доходов за 1 месяц:__________________________

Расходная часть семейного бюджета

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма, руб Доля в семейном бюджете, % Доля в потребительском бюджете, % Разность величин
  Питание Хлеб и крупы        
    Мясопродукты        
    Жиры (включая масло)        
    Овощи        
    Фрукты        
    Сахар        
    Молочные продукты        
    Напитки        
  Одежда Верхняя одежда        
    Белье        
    Головные уборы        
    Чулочно-носочные изделия        
    Обувь        
  Мебель и предметы домашнего обихода        
  Культурно -бытовые нужды        
  Алкогольные напитки и курение        
  Оплата квартиры        
  Платежи, сборы, налоги        
  Накопления, сбережения        
Итого        

Расходная часть рационального потребительского бюджета*

№ п/п Наименование статьи расходов Доля в общей сумме расходов, %
  Питание  
    Хлеб и крупы  
    Мясопродукты  
    Жиры (включая масло)  
    Овощи  
    Фрукты  
    Сахар  
    Молочные продукты  
    Напитки  
  Одежда  
    Верхняя одежда  
    Белье  
    Головные уборы  
    Чулочно-носочные изделия  
    Обувь  
  Мебель и предметы домашнего обихода  
  Культурно-бытовые нужды  
  Алкогольные напитки и курение  
  Оплата квартиры  
  Платежи, сборы, налоги  
  Накопления, сбережения  
Итого  

Участники игры выписывают данные в процентах в бланк 2 (гра­фа 4) и начинают сравнивать свои результаты (в процентах по каж­дой статье расходов) с данными рационального потребительского бюджета.

Например, какую долю составляют суммы расходов по статье «Хлеб и крупы», совпадают ли они, или проценты, указанные по этой статье, слишком разные? Скажем, у одной семьи расходы по указан­ной статье составили 12 %, а в Рациональном потребительском бюд­жете они составляют 7 %.

* Рациональный потребительский бюджет составлен на основе стоимости минималь­ной потребительской корзины и структуры цен потребительских товаров Он соот­ветствует уровню доходов средней семьи в том или ином регионе

 

Количественный анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения рас­ходов каждой семьи проценту рационального потребительского бюд­жета.

Победителем в этой игре, то есть наиболее социально зрелой семь­ей, объявляется та, результаты которой ближе всего к данным рацио­нального потребительского бюджета. Для более точного определения уровня социальной зрелости семьи можно использовать следующую формулу:

Уровень социальной зрелости = X | а — в \,

где X — знак суммирования;

а — величина расходной статьи в бюджете семьи (графа 3 блан­ка 2), в %;

в — величина однотипной расходной статьи в рациональном по­требительском бюджете (графа 4 бланка 2), в %;

I а — в | — разность величин а и в по модулю. Результат записыва­ется в графе 5 бланка 2.

Суммирование целесообразно проводить только по 8 основным расходным статьям.

Например, бланк 2 семьи Орловых будет иметь следующий вид:

Бланк 2

Семья Орловых (4 человека) Общая сумма доходов семьи за месяц 10 000 руб. Расходная часть семейного бюджета

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма, руб. Процент в семейном бюджете Процент в потребительском бюджете Разность величин
  Питание        
  Хлеб и крупы        
    Мясопродукты        
    Жиры (включая масло)        
    Овощи        
    Фрукты        
    Сахар        
    Молочные продукты        
    Напитки        

Продолжение бланка 2
  Одежда        
  Верхняя одежда        
  Белье        
  Головные уборы        
  Чулочно-носочные изделия        
  Обувь        
  Мебель и предметы домашнего обихода        
  Культурно-бытовые нужды        
  Алкогольные напитки и курение        
  Оплата квартиры        
  Платежи, сборы, налоги        
  Накопления, сбережения        
Итого  

В итоге сумма разностей составила 42.

 

В идеале показатель должен приближаться к нулю, то есть про­центы, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем ста­тьям, должны совпадать с процентами статей Рационального потре­бительского бюджета. И чем дальше этот показатель от нуля, тем ниже уровень социальной зрелости семьи.

Уэтап (15—20 минут). Координатор анализирует ход и результа­ты игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участни­ков на следующие моменты.

1. Процедура обсуждения семейного бюджета.

Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфлик­ты? Какого рода и в чем их причина? Как семья выходила из конф­ликтов? Кто стремился гасить конфликты? Какие он использовал для этого приемы?

2. Игровые роли.

Всем ли участникам удавалось держаться в рамках заданной роли?

Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому-то не удалось удержаться в рамках той роли, то почему? Кому роль пришлась по душе, почему?

3. Знание экономических реалий.

Насколько хорошо участники знают реальные цены на продоволь­ственные и промышленные товары. Представляют ли они себе, какие суммы в среднем расходует семья на оплату квартиры, на культурно-бытовые нужды?

Опирались ли участники при обсуждении бюджета на опыт своих (не игровых, а реальных) семей? Как помогал семейный опыт в этой игре?

Знают ли участники хотя бы в общих чертах структуру своего се­мейного бюджета?

Координатор предоставляет возможность высказаться всем жела­ющим, он должен обязательно выслушать представителей каждой се­мьи (группы).

Примечания. 1. В качестве эксперта по рациональному потреби­тельскому бюджету можно пригласить кого-нибудь из родителей.

2. Если кто-то из участников объявляет слишком высокий доход, координатор вправе попросить дать объяснения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.