Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1.Дайте классификацию элементов концепции всеобщего управления качеством

1.Дайте классификацию элементов концепции всеобщего управления качеством.

2.Охарактеризуйте уровни качества японской модели управления качеством.

3.Опишите условия эффективности и 7 основных этапов применения системы всеобщего качества.

4.Что представляют собой стандарты ИСО серии 9000 на системы качества?

5.В чем специфика их применения в России и странах Общего рынка?

6.В каком направлении осуществляется работа по сертификации?

7.В чем преимущество применения критериев премий по качеству?

8.Опишите модель оценивания.

9.Что включает в себя оценка качественных характеристик?

10.На каких критериях основывается оценка национальных премий по качеству?

11.Объясните особенность подхода при определении показателей Европейской премии по качеству.

12.В чем суть метода самооценки?

13.Каким образом она проводится?

14.Какие составляющие формируют полный цикл процесса самооценки?

15.Объясните необходимость разработки общефирменных систем.

16.Чем вызвана необходимость появления концепции всеобщего менеджмента? Как она соотносится с управлением качеством?

17.Чем характеризуется внедрение методов всеобщего качества в условиях России?

 

 

 

  Управление качеством. Тема 6 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ   6.1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации Современное состояние экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации. В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации",который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений). Его положения и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские и другие организации и предприятия. С другой стороны, законом определены меры государственного регулирования в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований утвержденных стандартов. В то же время еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация". Так, например, в законе отсутствуют базовые для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными). Стандартизация - это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности. Такой подход к целям и задачам отечественной стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах Запада и нормами международных организаций по стандартизации. Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации"в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг). Экономические проблемы стандартизации. Стандартизация, представляя собой одну из составляющих частей государственного управления, является необходимым условием существования не только экономики, обороны, но и успешного развития всей страны. Она пронизывает все виды человеческой деятельности, влияет на доходы и прибыль через качество с учетом политической и рыночной ситуации. Отсюда, связанные со стандартизацией вопросы затрат весьма значительны, а результаты экономического эффекта проявляются опосредованно. Условия экономической и структурной перестройки, неупорядоченности предпринимательства и бизнеса - это благоприятная среда для реализации на потребительском рынке изделий низкого качества, не прошедших соответствующей сертификации и не отвечающих нормам общепринятых стандартов. Так, например, только за 1995 год из 4,5 тысяч предприятий, проверенных Госстандартом России, около половины совершили грубые нарушения стандартов и правил сертификации, что в свою очередь нанесло не только экономический, но и моральный ущерб всему обществу и отдельным его гражданам. К сожалению, мы не можем привести современные данные об экономических аспектах пользы стандартизации, что связано, прежде всего, с разрывом прежних связей, экономическим кризисом и обвалом информации в методическом плане. В качестве иллюстративного воспользуемся информацией об эффективности стандартизации перед распадом СССР. В то время среднегодовой экономический эффект у 50% вновь утвержденных стандартов составил в среднем на каждый стандарт около 0,8 млн. рублей (в ценах конца 80-х годов). Общий экономический эффект на 50% был обеспечен за счет повышения качества продукции и на 25% за счет снижения трудоемкости и материалоемкости. В новых условиях прежняя методика определения эффективности хозяйственных мероприятий устарела и была отменена. В 1988 году были приняты новые рекомендации оценки эффективности. Однако, начатая в 1989 году, разработка отраслевой методики применения новых рекомендаций к стандартизации, в силу упомянутых причин, до сих пор не нашла своего логического завершения. В то же время развиваться и совершенствоваться продолжала постановка оптимизационных задач по альтернативному выбору вариантов решений и анализу структуры затрат с экономической точки зрения. Так, например, из множества задач - необходимых, важных для решения вопросов, связанных с типизацией, унификацией и стандартизацией, В.В. Окрепилов (в своей работе "Управление качеством". М.: Экономика. 1998) выделяет задачу построения параметрических рядов. При этом под параметрическими понимаются стандарты, выстраивающие ряды параметров для характеристики производительности, мощности, грузоподъемности, размеров и других критериев и свойств различных изделий.Эффективность производства и эксплуатации изделий будет наиболее успешна лишь при согласованности их параметров между собой. Например, объем перевозимого груза необходимо согласовать с объемом кузова транспортного средства, а технологические характеристики узлов и деталей автомобиля, применяемые в автосборочной производстве должны быть соотнесены не только между собой, но и с соответствующими характеристиками процессов, оборудования, применяемого при сборке, заправочных жидкостей и материалов. Нахождение оптимальных параметрических рядов упирается, главным образом, в то, что интересы потребителя и исполнителя обычно не совпадают. При этом разрешать данное противоречие приходится еще на стадии постановки изделия на производство. Таким образом, параметрический ряд подвергается оптимизации без участия потребителя, что, безусловно, накладывает свой отпечаток на получаемые результаты. Редкий параметрический ряд более предпочтителен и выгоден для изготовителя, так как предусматривает меньшее число типоразмеров для производства всей массы продукции. Более насыщенный ряд менее рентабелен, однако позволяет потребителю выбрать изделие с любым желаемым параметром. Согласно ГОСТ 8032-84 выбор сводится к ряду, с наименьшим количеством затрат.По В.В. Окрепилову, расход на материалы уменьшается с увеличением насыщенности ряда: в нем можно найти любое необходимое изделие и нет необходимости переходить к следующему по величине, являющимся более материалоемким. При выборе более разреженных рядов уменьшается заработная плата и накладные расходы: та же масса продукции может быть произведена с применением меньшего числа типоразмеров, с одновременным соответствующим повышением массовости изготовления при сокращении затрат данного вида. Выбор оптимального параметрического ряда осуществляется с выбором минимума приведенных затрат на годовой выпуск продукции при использовании различных рядов. Таким образом, если не учитывать издержки в процессе эксплуатации, то за затраты изготовителя можно принять себестоимость. В свою очередь потери потребителя уменьшатся, если несовпадения требуемого размера или параметра с расчетным будут наименьшими, т.е. насыщение ряда - максимальным. Кроме того, выбор более насыщенного параметрического ряда позволяет применять оборудование, технические характеристики которого максимально приближены к требованиям технологического процесса. Это в свою очередь гарантирует высокую производительность оборудования, экономию используемых материалов и потребляемой энергии. Следовательно, если принять во внимание только интересы потребителя, необходимо стремиться насытить главными параметрами диапазон ряда, тем самым увеличить его частоту, что приведет к затруднению организации массового производства из-за увеличения количества типоразмеров. Поэтому изготовители, сокращая число параметров в диапазоне ряда, получают уменьшение количества изготовляемых типоразмеров, что способствует организации массового и крупносерийного производства при неизменном количестве изготовляемых изделий. В таких условиях возможно применение прогрессивных технологических процессов, высокопроизводительного оборудования, сокращение номенклатуры технологической оснастки. Все это ведет к снижению расходов на изготовление продукции. Основным критерием при этом становится экономический минимум совокупных затрат. Параметрический стандарт, помимо главных, имеет и другие основные параметры. При его построении с начала формируют ряд главного параметра (параметрический ряд) по одному из рядов предпочтительных чисел, далее выбирают ряды остальных основных параметров. Есть и другие методы обоснования необходимости и целесообразности выбора параметрического ряда. Как правило, применяют экономические методы как наиболее универсальные. Суть экономических методов сводится к выявлению ряда таких показателей, с помощью которых можно обеспечить оптимальное соотношение между затратами и результатами. 6.2. Государственное управление стандартизацией Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов. Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Госстандарт России.Он представляет государство и в международных и региональных организациях по стандартизации, обеспечивает организацию работы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывает правила внедрения международных стандартов. В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению, Госстандарт России образовал:
    • на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;
    • в Москве - Ростест;
    • в Санкт-Петербурге - Тест.
На законодательном уровне принят перечень нормативных документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним. В набор основных нормативных документов входят следующие:
    • государственные стандарты России - ГОСТ Р;
    • общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
    • стандарты отраслей;
    • стандарты предприятий;
    • стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.
Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке. Существует два варианта их применения:
    • в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации без каких либо дополнений;
    • в форме соответствующего отечественного нормативного документа с внесением дополнительных требований, отражающих особенности потребности Российской Федерации.
Таким образом, узаконенный перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным. Положение о юридическом статусе функционирующих нормативных документов по стандартизации играет наиважнейшую, принципиальную роль: изменение юридической силы действующих или введение новых документов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятий, связано с большими материальными затратами, вносит изменения в права и обязанности и юридическую ответственность предприятий и государственных органов и потребителей. Следует учитывать, что по международным соглашениям России и стран СНГ имеют юридическую силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества. Право принятия государственных стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) прерогатива двух центральных государственных органов управления:
    • Госстандарта России;
    • Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстроя России).
Все без исключения государственные стандарты, в том числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации в Госстандарте РФ. Главным, основным среди различных нормативных документов, регламентирующих процесс стандартизации, является перечень государственных стандартов России. При этом под нормативностью с юридической точки зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц. В то же время не все требования государственных стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются нормативные акты обязательные для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартовк продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:
    • при включении в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг требования в виде ссылки на соответствующие нормы стандарта;
    • при упоминании в договоре (контракте) при разработке, изготовлении и реализации продукции или услуг между субъектами хозяйственной деятельности ссылки на эти требования.
В этой связи соответствие продукции услуг требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным законодательством. 6.3. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов Государственный контроль и надзор, как говорится в Законе, предусматривает только соблюдение обязательных требований государственных стандартов. К нему относятся нормы, обеспечивающие безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. Сюда же входит единство методов их контроля и единство маркировки, иные требования, введенные специальными законодательными актами Российской Федерации. Термины "контроль" и "надзор" приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим.Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор). Так, например, Госстандарт России прибегает к контролю при проверке соответствия обязательным требованиям государственных стандартов подготавливаемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и организаций. При этом госнадзор реализуется в отношении продукции и услуг. Госстандарт России осуществляет в соответствии с законом государственный контроль и надзор, которые проводятся во всех областях деятельности, где используются госстандарты, включающие обязательные требования. Одновременно с ним полномочия по госконтролю и госнадзору за выполнением обязательных требований госстандартов распространяются также на органы государственного управления с функциями специализированного контроля - это комитеты, федеральные службы, экологические и санитарно-эпидемиологические инспекции, а также инспекции горного дела, атомной энергетики, безопасности судов, архитектуры и строительства, автомобильного транспорта, охраны труда, противопожарной безопасности и т.д. Госстандарт РФ и специализированные органы госконтроля имеют соответствующие территориальные органы в республиках, краях, областях и городах. Территориальные органы государственного контроля и надзора - Российский центр испытаний и сертификации (Ростест - Москва) и Центр испытаний и сертификации - (Тест - Санкт-Петербург). Государственный контроль и надзор проводится должностными лицами Госстандарта РФ, а также других органов государственного управления и их территориальными подразделениями.Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора реализуется:
    • главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;
    • главными государственными инспекторами республик в составе Федерации, краев, областей, округов и городов по надзору за государственными стандартами;
    • государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
Имеются и иные органы данного вида контроля, например, хорошо известная Госторгинспекция (Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле). Она имеет право осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления. Следовательно, компетенция Госторгинспекции распространяется только на требования по безопасности, а не на все обязательные требования государственных стандартов. Госстандарт Российской Федерации является основным органом, который осуществляет надзор от имени государства за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов регулируется положениями "Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами и услугами)". Данный нормативный документ регламентирует специфику проведения государственного надзора, в том числе и проверку состояния измерительного хозяйства, методику отбора проб и образцов для проведения испытаний и т.д. При выявлении нарушений инспектирующим составляется акт, который является основанием для принятия мер воздействия. Порядок рассмотрения дел о наложении штрафов, формы и порядок выдачи различных предписаний регулируются Постановлением Госстандарта России от 02.09.97 293 и обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. В круг объектов государственного надзора, проводимого государственными инспекторами, входят:
    • продукция отечественных предприятий;
    • импортная продукция;
    • услуги;
    • техническая документация на продукцию.
Согласно Постановлению Правительства РФ, главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений утвержден Председатель Госстандарта России. В свою очередь главными государственными инспекторами республик, краев, областей, автономных образований и городов являются руководителя территориальных органов Госстандарта Федерации (центров стандартизации, метрологии и сертификации). Следует подчеркнуть, что запрещать реализацию импортной продукции и налагать штрафы на субъектов хозяйственной деятельности за нарушения обязательных требований государственных стандартов могут только главные государственные инспекторы. Все государственные инспекторы вне зависимости от ранга являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. Государственные инспекторы за упущения или невыполнение своих обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством несут административную или иную ответственность. В Уголовном Кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Гражданском Кодексе РФ предусмотрены соответствующие нормы ответственности в связи с вступлением в силу Закона "О стандартизации". Уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность несут и причастные юридические и физические лица, а также органы государственного управления. 6.4. Стандартизация в странах СНГ Проведение согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в рамках содружества независимых государств (СНГ) вызвана первоочередными требованиями расширения и восстановления уз тесного партнерства в различных областях экономики наших стран. Совершенно очевидно, что развитие промышленности, других сфер хозяйства бывших республик СССР возможно лишь в едином экономическом пространстве, которое может успешно функционировать только при условии введения и сохранения единых стандартов. В 1992 году главы Правительств стран СНГ подписали "Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации". Был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением в его состав вошли руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - членов СНГ и представители межгосударственных организаций, занимающиеся решением вопросов по стандартизации по специальной тематике. Данное Соглашение, а также "Положение о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации" регулирует основную направленность деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Организация работы МГС и его Технического секретариата проходит в рамках "Правил процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации". Разработкой и проведением конкретных работ в области межгосударственной стандартизации и метрологии занимаются Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), являющиеся рабочими органами МГС. В настоящее время насчитывается более 300 Межгосударственных технических комитетов по стандартизации, номенклатура которых сформирована в соответствии с требованиями технических комитетов международных организаций по стандартизации (ИСО - Международная организация по стандартизации, МЭК - международная электротехническая комиссия, МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии). По решению Межгосударственных советов по стандартизации, метрологии и сертификации принимаются межгосударственные стандарты и измерения к ним. Так, одним из первых в качестве межгосударственных стандартов по линии МТК были разработаны ГОСТ 1.0-92 "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации Общие положения" и ГОСТ 15-92 "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". На одном из первых заседаний МГС были подтверждены действовавшие в СССР стандарты "ГОСТ" в качестве межгосударственных. Всеобщая известность данной аббревиатуры способствовала ее сохранению и для вводимых вновь межгосударственных стандартов в рамках стран содружества. За период со дня образования Межгосударственный совет по стандартизации и Межгосударственный технический комитет приняли и разработали более 1000 межгосударственных стандартов, Порядков и рекомендаций в области межгосударственной стандартизации. Как межгосударственный орган СНГ Межгосударственный совет по стандартизации принимает участие в заседаниях Межпарламентской Ассамблеи государств - членов СНГ по разработке модельных законодательных актов и рекомендаций в области стандартизации, метрологии и сертификации. В настоящее время подготовлен проект соглашения о сотрудничестве МГС и ИСО. Организация ИСО в 1995 году официально признала МГС в качестве международной региональной организации по стандартизации. В этой связи для реализации успешной государственной политики в области стандартизации в новых экономических условиях, принимая во внимание опыт и требования международных организаций по стандартизации, среди задач, стоящих на повестке дня, можно выделить следующие:
  • введение в соответствие государственной системы стандартизации России с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран;
  • освоение позитивных изменений и нововведений отечественной системой нормативной документации по стандартизации на основе международных и национальных стандартов других стран и широкого использования достижений научно- технического прогресса;
  • согласование отечественных стандартов с международными, региональными стандартами и национальными стандартами зарубежных стран;
  • разработка и внедрение международных и региональных стандартов на основе отечественных стандартов в связи с созданием новых конкурентоспособных видов продукции и технологии (в том числе и на осваиваемые в результате межгосударственного сотрудничества);
  • обеспечение нормативной базы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, ее участие в международном разделении труда;
  • защита интересов государства в процессе разработки международных и региональных стандартов;
  • создание условий обеспечения и поддержания единой системы измерений с зарубежными странами.
При этом подчеркнем, что необходимым условием реализации всех этих задач является непрерывная работа по повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособность на мировом рынке.   Вопросы для самопроверки 1.Дайте определение процессам стандартизации. Назовите ее цели и задачи. 2.Охарактеризуйте экономические проблемы стандартизации. 3.В каком направлении развивается совершенствование методики определения эффективности хозяйственных мероприятий? 4.В чем заключаются экономические основы отличия параметрических рядов с точки зрения изготовителя и потребителя? 5.Определите роль и место Госстандарта России в системе государственного управления стандартизацией. 6.Приведите перечень нормативных документов по стандартизации и уточните порядок его изменения. 7.Дайте определение понятию "нормативности". 8.В каких случаях необязательные требования государственных стандартов могут переходить в разряд нормативных? 9.В чем различие понятий, содержащихся в терминах "контроль" и "надзор"? 10.Кем осуществляются государственный контроль и надзор? 11.Какие меры принимаются при выявлении нарушений в ходе реализации положений "Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации..."? 12.Опишите роль и перечислите круг объектов государственного контроля. 13.Охарактеризуйте причины, обусловившие необходимость расширения межгосударственных контактов стран-участников СНГ в области стандартизации? 14.Какие стандарты приняты в странах СНГ в качестве межгосударственных? 15.Назовите первостепенные задачи государственных органов России в области стандартизации.    

 

Управление качеством. Тема 7 Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА   7.1. Роль стандартизации в развитии международной торговли Серьезные препятствия в ведении и расширении международной торговли представляют национальные стандарты различных стран. В силу особенностей и уровня научно-технического развития того или иного государства требования принятых стандартов различных стран на однотипные материалы и изделия часто отличаются друг от друга. В силу данных обстоятельств не вызывает сомнения необходимость согласования характеристик продукции со стандартами другой страны или группы стран, являющихся потребителем этой продукции. Ускорителем процесса согласования национальных стандартов, разработке и широкому распространению международных и региональных международных стандартов является глобализация мирового рынка, движение в сторону установления более тесного международного сотрудничества, особенно в экономических областях, быстрое развитие международной торговли. Иллюстрацией этого всеобщего стремления, направленного на решение проблем стандартизации, может служить девиз одного из праздников Всемирного дня стандартов, отмечаемого 14 октября, - "Мир в движении - международные стандарты содействуют перемещению людей, энергии, товаров и информации". Однако данная проблема не столь проста, как кажется на первых взгляд. Ведь для того, чтобы организовать, например, перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта в разные страны и континенты или снабдить жилые дома и хозяйственные предприятия нескольких регионов, стран различными видами энергии, или организовать передачу информации о финансовых условиях проекта в Японии организации-разработчику в Европе необходимо огромное количество операций и исполнителей. Перемещение людей, товаров, услуг, информации влечет сложное переплетение взаимодействий, предполагает согласование действий исполнителей, технологий и организационных процессов. Перемещение в самом широком смысле словаозначает сложное переплетение взаимодействий, которые являются связующим звеном между исполнителями, технологией и организацией. Таким образом, международные стандарты, реализуя техническую совместимость, оказывают содействие бесперебойному функционированию систем всех типов перемещения.Так, например, введение международных стандартов на грузовые контейнеры позволило резко сократить время (а значит и затраты) на погрузочно-разгрузочные работы, доставку грузов. Революционные изменения в международном обмене информацией вызвала стандартизация факсовых и компьютерных сетей. Благодаря международным стандартам более эффективно, безопасно и быстро работает автомобильный, морской, воздушный и железнодорожный транспорт, магистрали линий электропередач и газо- и нефтепроводов. Либерализация международной торговли, ускорение темпов научно-технического развития представляют собой более благоприятную почву для дальнейшего развития международного сотрудничества в области применения международных стандартов:
    • открывается путь к глобальному рынку продукции и услуг, на котором производители, поставщики и операторы сетей могут конкурировать на равной основе;
    • введение международных стандартов для систем перемещения обеспечивает создание и успешное функционирование совместимых средств взаимодействия, обязательных для экономически эффективной и ускоренной доставки продукции и услуг потребителям на любые расстояния.
Однако впереди еще большая работа, многое предстоит сделать для решения современных проблем, возникших вследствие неравномерного экономического развития стран мирового сообщества. Например, процесс стандартизации совокупности систем перемещения и глобальной цепи материально-технического снабжения (логистики) далеко выходит за рамки стандартизации транспортных элементов (грузовые контейнеры, погрузо-разгрузочное оборудование), включает всю транспортную инфраструктуру железных и шоссейных дорог, хранилищ, воздушных и морских портов. Согласование всех элементов данной цепи (электромеханических, электронных и др.) в глобальном масштабе принесет колоссальную экономию затрат не только транспортным организациям, но и их промышленным потребителям. В то же время полностью решить эту проблему, можно только проводя скоординированные работы по международной стандартизации в области информационных технологий и технической связи, осваивая помимо глобальной сети материально-технического снабжения и другие области деятельности, связанные с обменом информацией. Залогом внедрения информационных технологий будущего уже сегодня стал процесс создания сети аудио- и видеоинформации по международным стандартам. Стандартизация технологий перемещения- новое направление в деятельности по международной стандартизации. В традиционных видах деятельности международная стандартизация, как организационно-техническая основа сотрудничества, продолжает играть важную роль и включает в себя:
    • определения и термины;
    • методы анализа и испытаний;
    • сертификацию продукции и услуг;
    • обеспечение безопасности продукции и труда;
    • рациональное использование природных запасов и энергетических ресурсов;
    • охрану окружающей среды;
    • управление процессом производства;
    • управление качества продукции и услуг.
7.2. Международные организации по стандартизации. Международные стандарты на системы качества (МС ИСО серии 9000) Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом. Сегодня рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, из 4,5 тысяч всех международных организаций занимаются боле 400. Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 году. Работа активизировалась уже после окончания Второй мировой войны. В 1946 году под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО).Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входит:
    • принятие мер, направленных на упрощения, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;
    • разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;
    • организация внутренних информационных потоков;
    • налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.
Российская Федерация представлена в ИСО Госстандартом России. Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. В последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. С целью упорядочения подхода к решению вопроса качества, на основе обобщенного опыта ряда стран в 1987 году были обнародованы стандарты ИСО серии 9000, направленные на обеспечение сочетаемости базовых принципов национальных систем обеспечения качества. В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке производители просто вынуждены осваивать стандарты ИСО и других международных организаций, чтобы выжить, поддерживать конкурентоспособность своих товаров на высоком уровне. Как следствие в процессе разработки международных стандартов сталкиваются интересы, идет упорная борьба за принятие тех или иных формулировок требований стандартов в пользу отдельных стран или отдельных крупнейших мировых производителей. В тоже время международные стандарты ИСО не являются обязательными. По усмотрению конкретной страны они применяются отдельными разделами или приняты в целом. Госстандарт России, являясь национальным органом по стандартизации, стремится расширить свое участие в развитии международного сотрудничества в области стандартизации. Важным моментом для решения экономических и социальных задач страны, успешного продолжения реформ может стать участие Российской Федерации во Всемирной торговой организации (бывшей ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Интеграция экономики России в эту международную организацию, включающую более 100 стран мира, несмотря на имеющиеся сложности в приведении национальных законодательных актов и нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО, отвечает долгосрочным интересам нашей страны. Таким образом, развитие системы стандартизации в России идет по пути устранения технических барьеров в торговле (для отечественной и импортной продукции), посредством согласования государственных стандартов РФ с национальными стандартами других стран.Следует отметить, что процесс прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов России в дальнейшем будет расширятся, а его роль возрастать. В развитых странах национальные стандарты по управлению качеством функционируют с середины 70-х годов. Они разрабатывались и внедрялись в важнейших отраслях промышленности в целях обеспечения качества на этапах разработки (проектирования) и производства в таких отраслях промышленности, как авиация, космонавтика, ядерная энергетика, производство техники военного назначения и т.д. Однако в новых условиях сложилась ситуация, потребовавшая разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством. Необходимо было устранить различия, привести в соответствие с международными требования национальных систем. В этой связи в составе ИСО был образован ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества " для стандартизации и согласования основополагающих принципов на системы качества. В 1987 году ИСО /ТК 176 официально обнародовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000., в которых были установлены основные требования к формированию общих программ управления качеством как в промышленности, так и в сфере обслуживания. Стандарт МС ИСО 9000 рекомендует выбор конкретной системы качества. При этом учитываются следующие критерии отбора:
    • степень сложности процесса проектирования;
    • степень завершенности проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции);
    • степень сложности производственного процесса (возможность осуществления освоения новых процессов, их разнообразие и количество);
    • характеристики изделия;
    • экологические показатели и т.д.
Стандарт ИСО 9000включает основные принципы политики руководства и обеспечения качества. Он объясняет правила использования трех моделей из ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, а также взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт содержит новое понятие соответствия системы качества и продукции поставщика (изготовителя) установленным требованиям МС ИСО 9000. "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению". Стандарт ИСО 9001приводит требования демонстрации способности поставщика разрабатывать и поставлять продукцию, определяет критерии системы качества. Данная модель ставит поставщика в наиболее жесткие рамки. МС ИСО 9001. " Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". Стандарт ИСО 9002- промежуточная модель по уровню требований к поставщику. Стандарт содержит требования по качеству, предусматривающие возможность осуществления поставщиком надзора за главными технологическими процессами при приемке конечного продукта, если это предусмотрено по контракту. МС ИСО 9002. "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". Стандарт ИСО 9003- наименее требовательная к поставщику. Для решения вопроса о приемке поставщик должен продемонстрировать способность проводить контроль и окончательные испытания конечного продукта. МС ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях". Стандарт ИСО 9004включает все элементы системы качества. Имея полное представление о работе предприятия, изготовитель должен выбрать набор соответствующих элементов для каждого этапа производственного процесса, с целью повышения экономического эффекта при сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества. При этом характерная особенность перечисленных моделей системы качества по стандарту ИСО заключается в предупреждении дефектов изделий на этапах их разработки и производства, направленность систем качества на удовлетворение требований потребителя. Для того чтобы отвечать различным требованиям, оговариваемым при заключении контракта, упомянутые модели системы качества по стандарту ИСО имеют все возможности:
    • представьте доказательства, что поставка отвечает сформулированным требованиям (модель по стандарту ИСО 9003);
    • приведите аргументы, что ваша организация производственного процесса позволит вам осуществить поставку с заданными параметрами (модель по стандарту ИСО 9002);
    • докажите, что возможно осуществление надзор за поставкой, начиная с момента ее разработки (модель по стандарту ИСО 9001).
Таким образом, предприятия осваивающие системы качества имеют широкую возможность выбора. Они могут либо включать в систему все этапы жизненного цикла продукции, например, от стадии ее проектирования до эксплуатации (МС ИСО 9001), либо ограничиться только частью из них, выбрав лишь контроль качества конечной продукции (МС ИСО 9003). Стандарты ИСО серии 9000 формулируют четкие требования к системам качества и правилам их оценки.Их положения широко используются в практике договорных отношений как на национальном, так и на международном уровне. Оформляя контракт на закупку продукции, потребитель все чаще выдвигает требование - ознакомиться с системой качества изготовителя, помня о том, что наличие соответствующей системы гарантирует стабильность показателей продукции. С другой стороны рекомендации, содержащиеся в стандарте ИСО 9000, дают возможность отобрать необходимые элементы или выбрать ту или иную модель системы, исходя из условий контракта или потребностей производства. Широта выбора предоставляет для изготовителей и проектировщиков, включая разработчиков систем качества, возможности для раскрытия своего творческого потенциала. При этом разработка документов системы качества должна учитывать специфику производства: структуру, организацию и технологию производства, его размеры. Создаваемая система должна быть гибкой, реагировать на внесение необходимых изменений в дальнейшем. Ее условно можно разделить на три составные части:
    • справочник (руководство) по качеству для всей организации, который включает политику в области качества, цели по качеству и организационную структуру производства, разработанные руководителями высшего звена;
    • методические документы общего характера, мероприятия, последовательность операций по обеспечению качества;
    • набор рабочих инструкций для исполнителей.
При выборе необходимого варианта системы качества в обязательном порядке проводится оценка и трактовка каждого из отобранных элементов, которые в свою очередь классифицируются следующим образом:
    • элементы системы, определяемые и устанавливаемые руководством предприятия (политика в области качества, организационная структура и организация работы, оценка системы качества, организация обучения);
    • элементы системы, включающие несколько фаз или подразделений, имеющие непосредственное отношение к самой системе качества, проблемам продукции, услуг и вопросам, затрагивающим весь производственный цикл (контроль документации и ее ведение, применение статистических методов, обозначение целей и возможности идентификации продукции, ее хранения, упаковки, транспортировки, контроля средств измерений и контроля, процедур контроля качества, состояния при испытаниях и др.);
    • элементы системы, охватывающие определенные, конкретные этапы: проверку контрактов, обеспечение качества на стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих изделий, их изготовление и использование).
Установлено, что внедрение системы качества также улучшаетпсихологический климат на предприятии, способствует выполнению работы без помех, ошибок и отступлений, создает благоприятный климат взаимного сотрудничества между подразделениями, повышает сознательное отношение к труду и обеспечению качества, новые сотрудники легче адаптируются на новом рабочем месте. Руководитель предприятия, организации лично курирует и отвечает за практическое использование системы качества. Планирует и согласует с руководством мероприятия в области качества отдел обеспечения качества, который несет ответственность за эффективность функционирования системы, выявление недостатков и внесение предложений по их устранению. Проектирование системы качества по силам любой организации, если в процессе работы будет учтено главное - политика предприятия, организация производства и вид продукции. Однако сам процесс проектирования системы качества необходимо тщательно спланировать. Во-первых,план предусматривает подготовку и представление на рассмотрение дирекции детально разработанного проекта. Во-вторых, уточняется форма и содержание всех элементов системы, упорядочиваются (систематизируются) составляющие проекта, обеспечивающие стабильность процесса. Формулируются положения руководства (справочника) по качеству. В-третьих, реализуется сам процесс создания руководства по качеству при участии всех рабочих групп и дирекции. В-четвертых, осуществляется внутренний контроль результатов проекта и его реализации. В последнее время в соответствии с требованиями рынка, благодаря широкому применению и распространению международных стандартов на системы качества ИСО серии 9000 появились новые версии стандартов. В 1994 году первый пересмотр стандартов ИСО серии 9000 был осуществлен ИСО/ТК 176. Изменения, включенные в стандарты на 1-ой фазе пересмотра, были внесены в соответствии с основными подходами и структурой стандартов 1987 года и не противоречили им. Накопленный опыт применения систем ИСО серии 9000, прогресс в его осмыслении позволили решать задачи, направленные на достижение следующих целей:
    • отразить в стандартах передовой положительный опыт их применения;
    • улучшить согласованность стандартов и стабильность их показателей;
    • оказывать содействие применению стандартов всем предприятиям и организациям независимо от их размеров и сферы деятельности.
Общие требования к системам качества стали, по сути, одинаковыми в отношении всех четырех категорий продукции: оборудования (технических средств), программного обеспечения, перерабатываемых материалов и услуг. Эти категории, определение которых дается в стандарте ИСО 9000-1:94, а также их любые сочетания включают все виды продукции, производимой или предлагаемой организацией, предприятием-поставщиком. Наиболее существенные изменения внесены в стандарт серии 9000. Его новая версия ИСО 9000-1:94 содержит перечень базовых концептуальных положений современных систем качества. В методологическом плане важным для всего ряда ИСО 9000 представляется введение положения хорошо известного у нас, как комплексный (системный) подход к управлению качеством.   Вопросы для самопроверки 1.Каким образом введение международной и международной региональной системы стандартов влияет на расширение сотрудничества между странами в экономических областях? 2.Назовите необходимые условия для успешного функционирования всех типов перемещения. 3.Какие перспективы открываются для дальнейшего развития международного сотрудничества в области применения международных стандартов? 4.Объясните суть процесса стандартизации технологий перемещения. 5.Опишите цели и задачи главной Международной организации по стандартизации (ИСО). 6.Какова структура руководящих органов этой организации? 7.Почему во всем мире производители вынуждены осваивать требования стандартов ИСО? 8.По какому пути идет развитие системы стандартизации в России? 9.Дайте характеристику первых пяти стандартов ИСО серии 9000. 10.Какие критерии отбора рекомендуются стандартами МС ИСО 9000 для выбора конкретной системы качества? 11.Какие преимущества производителю и клиенту предоставляет реализация рекомендаций и требований стандартов ИСО серии 9000? 12.Кто осуществляет текущее руководство системой качества на производстве? 13.Перечислите необходимые условия осуществления планирования систем качества на стадии проектирования.    

 

Управление качеством. Тема 8 МЕТРОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ   8.1. Организационно-правовые основы метрологии В Советском Союзе, до перехода страны к рыночным отношениям, обеспечение единства измерений осуществлялось строго централизованным управлением: государственный надзор распространялся на все средства измерений. С одной стороны такой подход обеспечивал достаточно высокий уровень поддержания единства измерений в стране, с другой - требовал больших затрат. С началом переходного периода, возникновением рыночных отношений и появлением негосударственных форм собственности возникли противоречия между требованиями к выполнению метрологических работ, бытовавшими при командной централизованной экономике, и требованиями, вытекающими из законов рынка, рыночной экономики. В этой связи в апреле 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял закон "Об обеспечении единства измерений", появление которого было продиктовано необходимостью ревизии правовых, организационных и экономических основ метрологической деятельности, явилось реакцией на изменение характера производственных отношений при переходе к рыночной экономике. Закон очень широко трактовал основную цель - защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Подобный подход, предусматривающий защиту экономики, отсутствует в законодательствах многих зарубежных государств. В то же время опыт передовых, индустриально развитых стран наглядно показывает, что обеспечение единства измерений всегда было и остается сферой государственного управления, одной из важнейших государственных функций. Например, в Великобритании эту функцию выполняет Государственный секретарь по торговле и промышленности, он же несет ответственность за деятельность Национальной физической лаборатории (НФЛ), в Германии этими вопросами занимается Министерство экономики и одно из его подразделений - Физико-технический институт; в США - Министерство торговли и промышленности, у которого в подчинении находится Национальный институт эталонов и технологий. Таким образом, в современных условиях, когда сохранен значительный удельный вес государственного сектора экономики России, регулирование государственными органами вопросов метрологии в производственной сфере остается важным и актуальным. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации находится в ведении Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в круг компетенции которого входят следующие основные функции:
  • принятие правил создания, утверждения и хранения эталонов единиц физических величин;
  • обеспечение руководства деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
  • осуществление государственного метрологического контроля;
  • принятие и утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;
  • принятие и утверждение государственных эталонов, находящихся в ведении Госстандарта России;
  • сертификация технических устройств как средств измерений;
  • организация и координация деятельности государственных метрологических центров, Государственной метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных;
  • аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;
  • аккредитация метрологических служб юридических лиц на осуществление права проверки средств измерений;
  • утверждение типа средств измерений;
  • ведение государственного реестра и т.д.
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Федерации, т.е. координирует, регулирует отношения государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам выпуска, проверки, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Следует отметить, что сама организация деятельности по обеспечению единства измерений была изменена: Закон разделил национальную систему измерений на сферу государственного управления и рыночного регулирования. Так, созданная для выполнения работ по обеспечению единства измерений и для осуществления метрологического контроля метрологическая служба, была разделена на государственную метрологическую службу и метрологические службы юридических лиц. В состав государственной метрологической службы вошли научно-метрологические институты, отвечающие за создание, хранение и применение государственных эталонов, подразделения (бывшие территориальные органы Госстандарта), осуществляющие государственный контроль и надзор на подведомственной территории. Для обеспечения реализации положений нового Закона "Об обеспечении единства измерений" был разработан и принят целый ряд нормативных актов и документов. Важно подчеркнуть, что до принятия этого Закона нормативная документация системы обеспечения единства измерений основывалась на двух Постановлениях Совета Министров СССР: от 4.04.1987 года 273 "Об обеспечении единства измерений в стране" и от 28.09.1983 года 936. Последнее постановление в свое время утвердило и "Положение о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений". Сравнительный анализ нового и старого законодательств указывает на то, что основные различия между ними относятся к вопросам установления границ государственного метрологического контроля и надзора. Старая система обеспечения единства измерений располагала для всех средств измерений, независимо от их назначения, следующим перечнем видов государственного контроля: 1.осуществление государственных приемочных испытаний средств измерений, предназначенных для организации серийного производства или ввоза по импорту большими партиями; 2.проведение метрологической аттестации единичных экземпляров средств измерений; 3.осуществление первичной и периодической проверки средств измерений; 4.ведение реестра предприятий и организаций на право изготовления, поверки и ремонта средств измерений; 5.осуществление госнадзора за состоянием и применением средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, деятельностью ведомственных метрологических служб. По новому Закону "Об обеспечении единства измерений" государственное регулирование распространяется только на следующие виды метрологического контроля:
  • утверждение и регистрация типа средств измерений;
  • поверка средств измерений (включая эталоны);
  • организация лицензирования деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.
При этом весь перечень средств измерений делится на две группы. В первуювходят средства измерений, подлежащие государственным испытаниям и утверждению и применяемые в сферах государственного метрологического контроля и надзора. Во вторую- средства измерений, за которыми не производится государственный надзор. Эта группа средств измерения находится в ведении юридических и физических лиц и применяется ими в установленном порядке. Владельцы этой группы средств измерений сами устанавливают способ осуществления контроля и поддержания средств измерений в рабочем состоянии. В соответствии с Законом обязательному лицензированию должна подвергаться деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, относящаяся к компетенции органов государственного метрологического надзора. Лицензирование представляет собой один из видов государственного метрологического контроля, к которому также относятся утверждение типа средств измерений и поверка средств измерений. Порядок лицензирования утвержден правилами по метрологии 50.2.005-94 "ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений". Таким образом, в данном случае, лицензия - это разрешение на осуществление юридическим или физическим лицом деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерения, выдаваемое органом Государственной метрологической службой на закрепленной за ним территории. Действие лицензии распространяется на всю территорию Российской Федерации. Для получения лицензии на изготовление средства измерений юридические и физические лица должны располагать сертификатом об утверждении типа средства измерений. В свою очередь, система испытаний и утверждение типа средств измерений предусматривает:
  • проведение испытания средств измерений с целью утверждения типа;
  • принятие решения о выдаче сертификата об утверждении типа;
  • проведение испытаний средств измерений на соответствие утвержденному типу;
  • утверждение типа средств измерений (результатов испытаний типа, проведенных соответствующими зарубежными организациями);
  • информационное обеспечение органов государственного управления, контроля и надзора, а также потребителей измерительной техники.
Новая программа проведения испытания средств измерений (для утверждения типа), помимо определения объема и методики испытаний, включает положения об их продолжительности, номенклатуре и наборе документов, необходимых для оформления. Утверждение типа средств измерений направлено на обеспечение и поддержание единства измерений в Российской Федерации, разработку и выпуск средств измерения, находящихся в полном соответствии с требованиями нормативных документов. В новые правила включены только испытания на соответствие утвержденному типу (без обязательных периодических контрольных испытаний). Эти испытания проводятся в случаях, если:
  • поступила информация от потребителей о несоответствии (ухудшении) качества выпускаемых или импортируемых средств измерений;
  • вносятся изменения в конструкцию или технологию изготовления средств измерений, которые могут повлечь изменения их нормативных метрологических характеристик;
  • истек срок действия сертификата об утверждении типа средства измерения;
  • вынесено соответствующее решение Госстандарта России при подготовке к запуску в производство средства измерений.
Правилами ПР 50.2.010-94 определены требования к государственным центрам испытаний средств измерений, а также порядок их аккредитации в Системе испытаний и утверждения типа средств измерений. Аккредитация государственных центров испытаний средств измерений в Системе испытаний предусматривает признание их официального статуса. Регистрация средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России, осуществляется в Государственном реестре и направлена:
  • на ведение учета средств измерений утвержденных типов и создания централизованных фондов информационных данных о средствах измерений;
  • организацию учета сертификатов об утверждении типа средств измерений и аттестатов аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;
  • осуществление регистрации аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;
  • организацию учета типовых программ испытаний средств измерений;
  • информационное обеспечение юридических и физических лиц.
Всю нормативную базу Системы испытаний и утверждения типа средств измерений, которая согласована с документами Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) составляют следующие документы:
  • "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений" ПР 50.2.009-94;
  • "ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации" ПР 50.2.010-94;
  • "ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений" ПР 50.2.011-94.
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" предусматривает осуществление поверки средств измерений (подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору) в следующих случаях:
  • при выпуске из производства или после ремонта;
  • при ввозе по импорту;
  • в процессе эксплуатации.
При этом осуществление купли-продажи или выдачи на прокат разрешается только средств измерений, прошедших поверку. Поверка средств измерений - это совокупность действий органов Государственной метрологической службы или иных аккредитованных организаций, направленных на определение и подтверждение соответствия средств измерений принятым техническим требованиям и образцам. Средства измерений подлежат:
  • первичной;
  • периодической;
  • внеочередной;
  • инспекционной;
  • экспертной поверке.
Первичная поверкаобязательна для всех средств измерений утвержденных типов при выпуске из производства, окончания ремонта и при ввозе по импорту. Однако, если имеется соответствующее соглашение, заключенное Госстандартом России с зарубежными странами о признании результатов поверки, проведенной в них, в этом случае первичная поверка не осуществляется. Периодическая поверкапроходит через определенные интервалы. Ее объект - средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Первый межпроверочный интервал фиксируется при утверждении типа. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного срока, продолжительность которых корректируется органами государственной метрологической службы по согласовани
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки компаний по критериям национальных премий по качеству | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.