КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. 1.Дайте классификацию элементов концепции всеобщего управления качеством
1.Дайте классификацию элементов концепции всеобщего управления качеством. 2.Охарактеризуйте уровни качества японской модели управления качеством. 3.Опишите условия эффективности и 7 основных этапов применения системы всеобщего качества. 4.Что представляют собой стандарты ИСО серии 9000 на системы качества? 5.В чем специфика их применения в России и странах Общего рынка? 6.В каком направлении осуществляется работа по сертификации? 7.В чем преимущество применения критериев премий по качеству? 8.Опишите модель оценивания. 9.Что включает в себя оценка качественных характеристик? 10.На каких критериях основывается оценка национальных премий по качеству? 11.Объясните особенность подхода при определении показателей Европейской премии по качеству. 12.В чем суть метода самооценки? 13.Каким образом она проводится? 14.Какие составляющие формируют полный цикл процесса самооценки? 15.Объясните необходимость разработки общефирменных систем. 16.Чем вызвана необходимость появления концепции всеобщего менеджмента? Как она соотносится с управлением качеством? 17.Чем характеризуется внедрение методов всеобщего качества в условиях России?
|
Управление качеством. Тема 6
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ
6.1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации
Современное состояние экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации.
В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации",который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).
Его положения и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские и другие организации и предприятия.
С другой стороны, законом определены меры государственного регулирования в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований утвержденных стандартов.
В то же время еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация".
Так, например, в законе отсутствуют базовые для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).
Стандартизация - это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности.
Такой подход к целям и задачам отечественной стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах Запада и нормами международных организаций по стандартизации.
Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации"в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).
Экономические проблемы стандартизации. Стандартизация, представляя собой одну из составляющих частей государственного управления, является необходимым условием существования не только экономики, обороны, но и успешного развития всей страны. Она пронизывает все виды человеческой деятельности, влияет на доходы и прибыль через качество с учетом политической и рыночной ситуации. Отсюда, связанные со стандартизацией вопросы затрат весьма значительны, а результаты экономического эффекта проявляются опосредованно.
Условия экономической и структурной перестройки, неупорядоченности предпринимательства и бизнеса - это благоприятная среда для реализации на потребительском рынке изделий низкого качества, не прошедших соответствующей сертификации и не отвечающих нормам общепринятых стандартов. Так, например, только за 1995 год из 4,5 тысяч предприятий, проверенных Госстандартом России, около половины совершили грубые нарушения стандартов и правил сертификации, что в свою очередь нанесло не только экономический, но и моральный ущерб всему обществу и отдельным его гражданам.
К сожалению, мы не можем привести современные данные об экономических аспектах пользы стандартизации, что связано, прежде всего, с разрывом прежних связей, экономическим кризисом и обвалом информации в методическом плане. В качестве иллюстративного воспользуемся информацией об эффективности стандартизации перед распадом СССР. В то время среднегодовой экономический эффект у 50% вновь утвержденных стандартов составил в среднем на каждый стандарт около 0,8 млн. рублей (в ценах конца 80-х годов). Общий экономический эффект на 50% был обеспечен за счет повышения качества продукции и на 25% за счет снижения трудоемкости и материалоемкости.
В новых условиях прежняя методика определения эффективности хозяйственных мероприятий устарела и была отменена. В 1988 году были приняты новые рекомендации оценки эффективности. Однако, начатая в 1989 году, разработка отраслевой методики применения новых рекомендаций к стандартизации, в силу упомянутых причин, до сих пор не нашла своего логического завершения.
В то же время развиваться и совершенствоваться продолжала постановка оптимизационных задач по альтернативному выбору вариантов решений и анализу структуры затрат с экономической точки зрения.
Так, например, из множества задач - необходимых, важных для решения вопросов, связанных с типизацией, унификацией и стандартизацией, В.В. Окрепилов (в своей работе "Управление качеством". М.: Экономика. 1998) выделяет задачу построения параметрических рядов. При этом под параметрическими понимаются стандарты, выстраивающие ряды параметров для характеристики производительности, мощности, грузоподъемности, размеров и других критериев и свойств различных изделий.Эффективность производства и эксплуатации изделий будет наиболее успешна лишь при согласованности их параметров между собой. Например, объем перевозимого груза необходимо согласовать с объемом кузова транспортного средства, а технологические характеристики узлов и деталей автомобиля, применяемые в автосборочной производстве должны быть соотнесены не только между собой, но и с соответствующими характеристиками процессов, оборудования, применяемого при сборке, заправочных жидкостей и материалов.
Нахождение оптимальных параметрических рядов упирается, главным образом, в то, что интересы потребителя и исполнителя обычно не совпадают. При этом разрешать данное противоречие приходится еще на стадии постановки изделия на производство. Таким образом, параметрический ряд подвергается оптимизации без участия потребителя, что, безусловно, накладывает свой отпечаток на получаемые результаты.
Редкий параметрический ряд более предпочтителен и выгоден для изготовителя, так как предусматривает меньшее число типоразмеров для производства всей массы продукции. Более насыщенный ряд менее рентабелен, однако позволяет потребителю выбрать изделие с любым желаемым параметром.
Согласно ГОСТ 8032-84 выбор сводится к ряду, с наименьшим количеством затрат.По В.В. Окрепилову, расход на материалы уменьшается с увеличением насыщенности ряда: в нем можно найти любое необходимое изделие и нет необходимости переходить к следующему по величине, являющимся более материалоемким. При выборе более разреженных рядов уменьшается заработная плата и накладные расходы: та же масса продукции может быть произведена с применением меньшего числа типоразмеров, с одновременным соответствующим повышением массовости изготовления при сокращении затрат данного вида. Выбор оптимального параметрического ряда осуществляется с выбором минимума приведенных затрат на годовой выпуск продукции при использовании различных рядов.
Таким образом, если не учитывать издержки в процессе эксплуатации, то за затраты изготовителя можно принять себестоимость. В свою очередь потери потребителя уменьшатся, если несовпадения требуемого размера или параметра с расчетным будут наименьшими, т.е. насыщение ряда - максимальным.
Кроме того, выбор более насыщенного параметрического ряда позволяет применять оборудование, технические характеристики которого максимально приближены к требованиям технологического процесса. Это в свою очередь гарантирует высокую производительность оборудования, экономию используемых материалов и потребляемой энергии. Следовательно, если принять во внимание только интересы потребителя, необходимо стремиться насытить главными параметрами диапазон ряда, тем самым увеличить его частоту, что приведет к затруднению организации массового производства из-за увеличения количества типоразмеров. Поэтому изготовители, сокращая число параметров в диапазоне ряда, получают уменьшение количества изготовляемых типоразмеров, что способствует организации массового и крупносерийного производства при неизменном количестве изготовляемых изделий. В таких условиях возможно применение прогрессивных технологических процессов, высокопроизводительного оборудования, сокращение номенклатуры технологической оснастки. Все это ведет к снижению расходов на изготовление продукции. Основным критерием при этом становится экономический минимум совокупных затрат.
Параметрический стандарт, помимо главных, имеет и другие основные параметры. При его построении с начала формируют ряд главного параметра (параметрический ряд) по одному из рядов предпочтительных чисел, далее выбирают ряды остальных основных параметров.
Есть и другие методы обоснования необходимости и целесообразности выбора параметрического ряда. Как правило, применяют экономические методы как наиболее универсальные. Суть экономических методов сводится к выявлению ряда таких показателей, с помощью которых можно обеспечить оптимальное соотношение между затратами и результатами.
6.2. Государственное управление стандартизацией
Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов.
Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Госстандарт России.Он представляет государство и в международных и региональных организациях по стандартизации, обеспечивает организацию работы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывает правила внедрения международных стандартов.
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению, Госстандарт России образовал:
|
Управление качеством. Тема 7
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
7.1. Роль стандартизации в развитии международной торговли
Серьезные препятствия в ведении и расширении международной торговли представляют национальные стандарты различных стран. В силу особенностей и уровня научно-технического развития того или иного государства требования принятых стандартов различных стран на однотипные материалы и изделия часто отличаются друг от друга. В силу данных обстоятельств не вызывает сомнения необходимость согласования характеристик продукции со стандартами другой страны или группы стран, являющихся потребителем этой продукции. Ускорителем процесса согласования национальных стандартов, разработке и широкому распространению международных и региональных международных стандартов является глобализация мирового рынка, движение в сторону установления более тесного международного сотрудничества, особенно в экономических областях, быстрое развитие международной торговли. Иллюстрацией этого всеобщего стремления, направленного на решение проблем стандартизации, может служить девиз одного из праздников Всемирного дня стандартов, отмечаемого 14 октября, - "Мир в движении - международные стандарты содействуют перемещению людей, энергии, товаров и информации".
Однако данная проблема не столь проста, как кажется на первых взгляд. Ведь для того, чтобы организовать, например, перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта в разные страны и континенты или снабдить жилые дома и хозяйственные предприятия нескольких регионов, стран различными видами энергии, или организовать передачу информации о финансовых условиях проекта в Японии организации-разработчику в Европе необходимо огромное количество операций и исполнителей. Перемещение людей, товаров, услуг, информации влечет сложное переплетение взаимодействий, предполагает согласование действий исполнителей, технологий и организационных процессов.
Перемещение в самом широком смысле словаозначает сложное переплетение взаимодействий, которые являются связующим звеном между исполнителями, технологией и организацией.
Таким образом, международные стандарты, реализуя техническую совместимость, оказывают содействие бесперебойному функционированию систем всех типов перемещения.Так, например, введение международных стандартов на грузовые контейнеры позволило резко сократить время (а значит и затраты) на погрузочно-разгрузочные работы, доставку грузов. Революционные изменения в международном обмене информацией вызвала стандартизация факсовых и компьютерных сетей.
Благодаря международным стандартам более эффективно, безопасно и быстро работает автомобильный, морской, воздушный и железнодорожный транспорт, магистрали линий электропередач и газо- и нефтепроводов.
Либерализация международной торговли, ускорение темпов научно-технического развития представляют собой более благоприятную почву для дальнейшего развития международного сотрудничества в области применения международных стандартов:
|
Управление качеством.
Тема 8 МЕТРОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
8.1. Организационно-правовые основы метрологии
В Советском Союзе, до перехода страны к рыночным отношениям, обеспечение единства измерений осуществлялось строго централизованным управлением: государственный надзор распространялся на все средства измерений. С одной стороны такой подход обеспечивал достаточно высокий уровень поддержания единства измерений в стране, с другой - требовал больших затрат.
С началом переходного периода, возникновением рыночных отношений и появлением негосударственных форм собственности возникли противоречия между требованиями к выполнению метрологических работ, бытовавшими при командной централизованной экономике, и требованиями, вытекающими из законов рынка, рыночной экономики.
В этой связи в апреле 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял закон "Об обеспечении единства измерений", появление которого было продиктовано необходимостью ревизии правовых, организационных и экономических основ метрологической деятельности, явилось реакцией на изменение характера производственных отношений при переходе к рыночной экономике.
Закон очень широко трактовал основную цель - защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Подобный подход, предусматривающий защиту экономики, отсутствует в законодательствах многих зарубежных государств.
В то же время опыт передовых, индустриально развитых стран наглядно показывает, что обеспечение единства измерений всегда было и остается сферой государственного управления, одной из важнейших государственных функций. Например, в Великобритании эту функцию выполняет Государственный секретарь по торговле и промышленности, он же несет ответственность за деятельность Национальной физической лаборатории (НФЛ), в Германии этими вопросами занимается Министерство экономики и одно из его подразделений - Физико-технический институт; в США - Министерство торговли и промышленности, у которого в подчинении находится Национальный институт эталонов и технологий.
Таким образом, в современных условиях, когда сохранен значительный удельный вес государственного сектора экономики России, регулирование государственными органами вопросов метрологии в производственной сфере остается важным и актуальным.
Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации находится в ведении Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в круг компетенции которого входят следующие основные функции:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |