Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У школьников




ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Укажите активные движения, направленные на paзвитие гибкости.

Какое из качеств отрицательно влияет на гибкость при чрезмерном его развитии?

Укажите путь в развитии гибкости, который дает максимальный эффект.

Укажите, какой из ответов предыдущего вопроса характеризует пассивную гибкость.

1. Первый. 8

2. Второй. 7

3. Третий. 6

4. Четвертый. 5

1. Выполнение упражнений сериями через день. 12

2, Выполнение сериями дважды в день. 9

3. Выполнение упражнений периодически10

4, Выполнение упражнений сериями каждый день.

Укажите наиболее целесообразные средства воспитания гибкости.

1. Упражнения с самозахватами. 4

2. Упражнения с внешней помощью. 3

3. Маховые, пружинистые движения, выполняемые за счет собственных мышц. 2

4.Упражнения с удержанием части тела, 1
Укажите путь в развитии гибкости, который дает максимальный эффект.

1. Выполнение упражнений сериями через день. 5

2. Выполнение сериями дважды в день. 8

3. Выполнение упражнений периодически. 6

Выполнение упражнений сериями каждый день. 7

 

1. Выносливость. 13

2. Быстрота. 16

3. Сила. 15

4. Координационные способности. 14

1. Упражнения с само захватами. 20

2. Упражнения с внешней помощью. 19

3. Маховые движения, пружинистые наклоны. 18

4.Упражнения с отягощениями. 17

 

ЛЕКЦИЯ № 16. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

 

Координационные способности позволяют человеку совершать двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних к другим в соответствии с требованиями меняющихся условий. Критерии оценки способности к координации могут быть выражены умением рационально, с точки зрения целевой направленности, организовать движения и усилия в пространстве и времени, повторно воспроизводить движения, сохраняя их смысловую и динамическую структуру, и, наконец, перестраивать движения, изменяя или сохраняя их целевую направленность.

Всякое новое движение, всякий технический элемент строится на основе старых координационных связей, из знакомых человеку двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно выполнять новые движения во многом зависит от того, какой запас этих координационных связей уже имеется у учащегося. Отсюда задача создания запаса различных двигательных действий с самого раннего возраста.

Экспериментальные исследование свидетельствуют, что целенаправленное развитие и совершенствование координационных способностей с раннего возраста приводит к тому, что дети:

- значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями;

- на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые тренировочные программы;

- быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом спорте;

- успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику;

- легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций;

- приобретают умение рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы;

- постоянно пополняют двигательный опыт;

- испытывают радость и удовлетворение от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений.

К настоящему времени в спортивной науке накоплен значительный материал по проблеме управления двигательной деятельностью. На протяжении длительного времени предпринимались попытки аналитическими, математическими, экспериментальными методами охарактеризовать и систематизировать все многообразие особенностей протекания процессов управления и регуляции движений. Вместе с тем обзор этих работ показывает не только значительное количество идентифицированных способностей (от 3 до нескольких десятков), но и определенную терминологическую разноречивость. На практике все многообразие проявлений координации движений спортсменов характеризуют понятием «ловкость», вкладывая в него порой различный смысл и недостаточно полно представляя себе структуру и особенности данного физического качества. Причиной такого положения служит отсутствие единого подхода к данной проблеме, основанного на конкретных физиологических механизмах.

Наиболее сенситивным периодом развития координационных способностей является период 7 – 12 лет. Поэтому основные задачи координационно-двигательного совершенствования детей целесообразнее всего решать в первые годы обучения в школе. Второй сенситивный период, особенно для циклических видов спортивной деятельности, приходится на возраст с 14 – 15 лет, то есть на 7 – 8 классы. Использование данных о сенситивных периодах позволяет учителю физической культуры в данное время уделять больше внимания созданию базы развития координационных способностей у школьников.

Основные понятия и структура содержания изучаемого физического качества

 

Под физическим качеством ловкость понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, проявляющихся при условии сохранения устойчивости тела и необходимой амплитуды движений.

На практике всё многообразие проявлений координационных способностей характеризуется понятием “ловкость”, вкладывая в него порой различный смысл. Причиной такого положения служит отсутствие единого подхода к данной проблеме. Другими словами, касаясь непосредственно понятий координационных способностей необходимо дать определение такому важному двигательному качеству, как ловкость.

Ловкость - способность координировать движения, но без обучения этому движению. Ловкость- это умение быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи. Чтобы быть ловким в движениях, надо быть сильным, быстрым, выносливым, надо иметь высокие волевые качества. Ловкость не проявляется в простых, знакомых движениях, но чем сложнее они, чем быстрее нужно проявить ловкость, тем она должна быть выше.

Ловкость является в известной мере качеством врождённым, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Ловкость воспитывается посредством обучения новым для ученика физическим упражнениям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры двигательных действий. Новизна разучиваемого упражнения поддерживается повышением координационной трудности и созданием затрудняющих внешних условий. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности зависят от двигательной подготовленности учащихся, количества и сложности освоенных навыков, а также эффективности протекания психологических процессов, обуславливающих эффективность управления движениями. Чем больше количество, разнообразие и сложность освоенных навыков, тем быстрее и эффективнее приспосабливаются школьники к неожиданным условиям, решают новые двигательные задачи, тем адекватнее реагируют они на изменение ситуации. Быстрота и точность решения двигательных задач, в свою очередь, наращивают двигательный багаж учеников.

На координационные способности особое влияние оказывают специализированные восприятия – чувства пространства, дорожки, скорости, мяча и т.д. Уровень развития этих специализированных восприятий определяет умение школьника управлять своими движениями в специфических условиях конкретной спортивной деятельности.

Двигательная деятельность должна быть тесно связана также с точным пониманием им двигательной задачи, четким представлением о движении, ясной установкой на ее решение. Прежде чем ставить конкретные двигательные задачи перед учеником педагог должен точно поставить обобщенные задачи по развитию координационных способностей учеников и наметить пути их решения.

Вся совокупность координационных способностей составляет понятие ловкости, а сами координационные способности находят своё проявление в двух основных направлениях. Во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться); во-вторых, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Вскользь упоминаются вышеперечисленные проблемы, связанные со специфичностью проявлений этих способностей и их связи с направленностью двигательной деятельности, с предшествующим двигательным опытом, и неупомянутой нами ранее проблемы, качества функционирования анализаторов.

Вследствие чего можно сделать вывод о сложности и, возникающих трудностях, нахождения единого критерия для оценки ловкости и отдельных координационных способностей в частности.

В понимании сущности ловкости и, как её компонентов – координационных способностей, нет глубокого представления в работах многих авторов.

Виды координационных способностей

Анализ литературных источников позволил выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические, общие.

Специальные координационные способности относятся к однородным психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. В физическом воспитании различают специальные координационные способности:

- во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

- в не локомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

- в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

- в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель, городки, жонглирование);

- в движениях прицеливания;

- в подражательных и копирующих движениях;

- в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);

- в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей и др.).

Неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений, - причина появления специфических, или частных, координационных способностей, количество которых может быть бесконечным, как бесконечны различные виды предметно-практической и спортивной деятельности человека. К наиболее важным специфическим координационным способностям относятся способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движения; к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению.

Результат развития ряда конкретных специальных или специфических координационных способностей, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие координационные способности», под которыми следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различных по происхождению и смыслу двигательными действиями. Итак, общие координационные способности существуют лишь в понятии, сознании человека как обобщение и результат развития специальных координационных способностей. Координационные способности существуют и проявляются в процессе выполнения реальных двигательных действий (или конкретных видов деятельности, например, спортивно-игровой). В этой связи правомерно высказывание, что чем выше специальные координационные способности, тем выше и уровень развития общих координационных способностей. Специальные координационные способности - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Необходимо различать элементарные и сложные координационные способности. Элементарными являются координационные способности, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными – в единоборствах и спортивных играх. Относительно элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений и более сложной – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапно меняющейся обстановки.

Координационные способности, проявляющиеся в двигательной деятельности, зависят от скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей. Поэтому существуют два типа показателей координационных способностей: явные (абсолютные) и латентные (относительные).

Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей данного человека. Относительные, или парциальные, показатели позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей. Поскольку координационные способности весьма разнообразны, может быть предложено много абсолютных и относительных показателей координационных способностей.

Также координационные способности можно представить как существующие потенциально, т. е. до начала выполнения какой- либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными координационными способностями), и как появляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные координационные способности). Деление на потенциальные и актуальные координационные способности вполне справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься акробатикой или волейболом, его координационные способности к этим видам двигательной деятельности существуют как бы в потенции, в скрытом, нереализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые могут быть врожденными и наследственными. После того, как он позанимался определенное время этими видами спорта, добился каких-либо успехов – можно говорить о его реальных, или актуальных координационных способностях.

Поэтому уже на первых этапах необходимо выявить к каким специальным координационным способностям ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов определить абсолютные и относительные показатели координационных способностей. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности своих учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

Классификация координационных способностей

 

Что же касается выделения комплексов свойств в отдельные системы, то, на наш взгляд, следует придерживаться функционально системного принципа классификации, который бы позволил по различным координационным способностям определять качество функционирования двигательной системы на различных стадиях и уровнях цикла, а также быстроту, целесообразность и согласованность процессов. Систематизация координационных по результатам выполнения двигательных текстовых заданий и математической обработки данных, очевидно, менее объективна, так как можно предложить сколь угодно широкий выбор упражнений для тестирования и достаточно вольно интерпретировать полученные результаты.

За основу классификации координационных способностей и названия отдельных координационных способностей, а также их содержание интерпретировать следующим образом.

Способность к пространственно-зрительному ориентированию заключается в объеме и точности восприятия и переработки пространственной информации из внешней среды. В ее основе лежат такие функциональные свойства зрительного анализатора, как лабильность, объем поля зрения, острота глубинного зрения и др. Способность к кинестетическому дифференцированию обусловливается точностью восприятия информации от суставных рецепторов и проприорецепторов. В ее основе лежит уровень развития двигательного анализатора, выражающийся в сознательном контроле его функций: воспроизведения; отмеривания и дифференцирования характеристик моторного акта.

Способность к реагированию определяется скоростью проведения импульсов возбуждения по нервным путям и быстротой поиска решения в условиях выбора. В ее основе лежат свойства ЦНС (возбудимость, реактивность, лабильность).

Ритмическая способность характеризуется целесообразной последовательностью динамической смены возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, сонастройкой различных нервных структур (гомогенизацией возбуждений). Она обусловливается свойствами ЦНС, а также интеллектуально-мнестическими особенностями и проявляется в восприятии, выработке, воспроизведении времени, темпа и ритма движений.

Способность к равновесию заключается в эффективном использовании вестибулярной афферентации для программирования и коррекции движений. Она обеспечивается чувствительностью вестибулярного анализатора и его устойчивостью к разнообразным воздействиям.

Способность к межмышечной координации обеспечивается тонкой концентрацией очага возбуждения в коре головного мозга, реципрокной иннервацией, композиционным соотношением и адекватностью нейродинамических процессов в разноуровневых нервных структурах и выражается в целесообразном и экономичном взаимодействии различных мышечных групп (синергистов, антагонистов) в конкретном двигательном акте.

Способность к перестройке двигательной программы обусловливается лабильностью и подвижностью нервной системы, а также оперативностью сенсорных коррекций, позволяющими при изменении обстановки резко тормозить движения по старой программе и осуществлять их по новой.

Таким образом, на наш взгляд, координационные способности представляют собой комплекс психофизиологических и сенсомоторных свойств человека, способствующих качественному обучению и реализации движений. Природной основой КС являются анатомо-физиологические задатки, уровень развития и соотношение сигнальных систем, функциональные свойства анализаторов и нервной системы в целом, уровни развития психомоторной координации, межполушарные отношения головного мозга.

Что касается субординации понятий «координационные способности» и «ловкость», то, с нашей точки зрения, такое физическое качество, как ловкость представляет собой функциональный комплекс, обусловленный запасом двигательных фонов (навыков), координационных способностей и психофункциональными свойствами (определяют находчивость, импровизацию). В той или иной форме к этому выводу приходят авторы ряда работ. Следует отметить, что КС реализуются в формировании либо выполнении практически всех классов спортивно-технических действий, а ловкость проявляется лишь в движениях, требующих находчивости, т. е. в определенных произвольных движениях.

Подобный методологический подход, по нашему мнению, должен способствовать объективизации научных исследований по проблеме координации движений спортсменов и претворению их в практику спортивной подготовки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.