КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция. №1. Физическое воспитание в вузе
II Том
Планирование, учет и контроль учебных занятий Основной формой преподавания физической культуры в вузе являются учебные занятия на всех курсах, за исключением выпускного. Работа кафедр физической культуры вузов планируется на основе базовой учебной программы и включает в себя: - план работы кафедры на учебный год; - рабочую учебную программу на весь период обучения; - учебный план на год; - конспект на отдельное занятие; - учебный журнал преподавателя. Рабочие программы составляются для всех студентов по учебным отделениям и предусматривают: - основные задачи, средства, методы их решения и способы контроля усвоения знаний, умений и навыков; - объем' и последовательность освоения содержания учебного материала по годам обучения; - обязательный минимум спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований для студентов. Учет и контроль освоения учебного материала осуществляется посредством оценки: - уровня физкультурной образованности студентов (обеспечивается главным образом за счет теоретического курса); - уровня физической подготовленности (обеспечивается практическим курсом); - систематичности занятий физическими упражнениями и избранным видом спорта;: - уровня профессионально-прикладной физической подготовки (обеспечивается методическим курсом). Формы занятий Преподавание предмета "Физическая культура" осуществляется в следующих формах: Учебные занятия: - лекции, практические, методические занятия; - консультации, имеющие целью оказание помощи студентам в усвоении теоретических положений методики физической культуры, формировании навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями; - индивидуальные практические занятия проводятся для студентов, имеющих слабую физическую подготовленность, не освоивших практический материал в связи с пропусками занятий по уважительным причинам и состоянием здоровья. Эти занятия организуются кафедрой в течение учебного года, в период каникул или различных форм практики, Внеучебные занятия: - физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия с отягощениями, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.) - занятия в спортивных секциях, альпинистских и туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах ОФП на платной основе. Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы (табл. 1). Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр физической культуры.
Программный материал В данном разделе излагается содержание теоретического, методического и практического учебного материала для студентов всех отделений, Количество тем, часов и содержание разделов определяются с учетом особенностей вуза, его спортивной базы, подготовленности и специализации преподавательского состава кафедры физической культуры, исходя из традиций вуза. Примерное распределение часов по разделам и их. содержанию приводится в таблицах 2,3,4.
Таблица 2 Примерное распределение общего количества часов академических занятий для основного и подготовительного отделений
· Методические занятия, в ходе которых студенты овладевают навыками организации л управления учебной группой, формами и методам «проведения занятий оздоровительными физическими упражнениями, приобретают знания основ теории и методики физического воспитания. · Таблица 3 Примерное распределение часов практических занятий для основного и подготовительного отделений
*ОФП-СПФ - общая и специальная физическая подготовка; ТП-ТТП - техническая, технико-тактическая подготовка; ППФП - профессионально-прикладная физическая подготовка.
Таблица 4 Примерный расчет часов для рабочей программы предмета "Физическая культура" по годам обучения
Распределение студентов по учебным отделениям Учебные отделения организуются в начале учебного года на основании данных изучения интереса студентов, анализа состояния их здоровья, физического развития, физической подготовленности и спортивной квалификации. По результатам медицинского осмотра и определения уровня физического здоровья студенты распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы и группу лечебной физической культуры, в которую направляются студенты в отдельных случаях при стойких нарушениях в состоянии здоровья соматического или функционального характера. Занятия в этой группе организуются при кафедрах физической культуры специалистами, имеющими базовое медицинское образование, а и отдельных случаях, при сложных диагнозах, студенты направляются для занятий в медицинские учреждения. Согласно медицинским заключениям кафедры физической культуры должны организовывать работу в четырех отделениях (основное, подготовительное, специальное, спортивного совершенствования): 1. Основное - для студентов основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности. 2. Подготовительное - для студентов основной медицинской группы с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленностью. Эти отделения комплектуются на основе медицинских заключений и результатов контрольного тестирования в начале учебного года. Численность учебной группы основного и подготовительного отделений - 16-20 студентов на одного преподавателя. 3. Специальное для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями. В специальное медицинское отделение зачисляются студенты, допущенные к выполнению учебной и производственной работы, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Учебные группы специального отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания, функционального состояния и физической подготовленности студентов. Оптимальная численность студентов в учебных группах этого отделения - 8-12 человек на одного преподавателя. Для студентов подготовительного и специального учебных отделений, имеющих недостаточную физическую подготовленность и низкий уровень физического здоровья, рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия в объеме не менее 10 % от годовой учебной нагрузки. 4. Отделение спортивного совершенствования - для студентов основной медицинской группы, имеющих спортивные разряды и желание заниматься тем или иным видом спорта. Зачисление на отделение спортивного совершенствования проводится после сдачи контрольных, нормативов и зачетных требований по избранному виду спорта. Количественный состав учебных групп зависит от спортивно-технической подготовленности занимающихся и вида спорта. 2. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Теоретический раздел Материал теоретического раздела излагается на лекциях, закрепляется на методических занятиях. В случае отсутствия на кафедрах специалистов-теоретиков, ученых в области физической культуры для изложения научных основ методики физического воспитания и спортивной тренировки, истории организации физической культуры, а также тематики обобщающего характера, направленной на расширение объема знаний студентов, рекомендуется приглашать преподавателей смежных областей знаний -- философов, психологов, биологов, врачей, социологов из состава специальных кафедр вуза. Обязательные вопросы лекционного курса: ~ Цель, задачи, средства, методы и содержание курса "Физическая культура" в вузе. - Физическая, культура как общественное явление. - Научно-биологические, социальные и теоретико-методические основы физической культуры. - Двигательный режим в период экзаменационной сессии. Характеристика содержания и направленности популярных частных методик самоподготовки (оздоровительный бег, атлетизм, аэробика и другие). - Здоровый образ жизни человека - основа творческого долголетия и профессиональной эффективности и роль его в организации общей и специальной физической подготовки. - Здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, двигательная активность в свете возрастных особенностей формирования организма человека. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных занятий.- Научные основы построения рациональных форм физических нагрузок, питания и восстановительных мероприятий в периоды повышенных умственных нагрузок. Представления о красоте и пропорциях тела человека. Методики корригирующей гимнастики. Возможности физических упражнений в устранении недостатков строения человеческого тела. - Роль и значение профессионально-прикладной физической подготовки. - Современные технические устройства и тренажеры в индивидуальных оздоровительных и тренировочных программах самостоятельных занятий студентов. Методический раздел Вопросы для закрепления на методических занятиях: - Формирование и укрепление здоровья посредством физических упражнений. (Обзор популярных периодических изданий по ФК и спорту). Новейшие методики физической подготовки. Цели, задачи и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Двигательный режим в период экзаменационной сессии. Аэробные формы индивидуальных занятий. - Формы и методика занятий ритмической гимнастикой, атлетизмом, оздоровительным бегом, аэробикой и другими формами физических нагрузок. - Гигиенические средства снятия утомления и восстановления физической и умственной работоспособности (зарядка, солнце, воздух, вода). - Основы методики регуляции эмоциональных состояний человека (аутотренинг, идеомоторная тренировка, медитация). - Двигательный режим и гимнастика для будущей матери. - Основы организации занятий физическими упражнениями в семье. Физическое воспитание ребенка. Организация активного досуга. - Рациональные формы физических нагрузок. Содержание питания и восстановительных мероприятий в периоды повышенных умственных нагрузок. Представления о пропорциях тела человека. Методики корригирующей гимнастики. Практический раздел (примерный учебный материал) При планировании материала практического раздела допускается широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведения практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способам учета проделанной студентами работы. Основные формы и средства общей и специальной физической подготовки Для развития силы: Элементы тяжелой атлетики. Общеразвивающие и специальные упражнения тяжелоатлета. Комплексы упражнений для основных мышечных групп. Освоение техники силовых движений - толчок, рывок. Элементы гиревого спорта. Общеразвивающие и специальные упражнения; освоение техники рывка и жима гири; освоение комплексов упражнений оздоровительно-силовой и тренировочной направленности. Элементы атлетической гимнастики. Общеразвивающие и специальные комплексы упражнений с резиной, амортизаторами, отягощениями и за счет веса собственного тела. Освоение комплексов упражнений индивидуального характера за счет сочетания отягощений. Освоение упражнений для различных мышечных групп, выполняемых на тренажерах. Для развития быстроты: Элементы легкой атлетики. Освоение общеразвивающих и специальных упражнений спринтера, различных стартовых рывков, ускорений, набегания. Бег. Семенящий, поднимая бедро, захлестывая голень и т.п. Контрольные старты: 10 м, 20 м, 30 м, 60 м. Бег по повороту, челночный бег и другие упражнения. Ускорения на отрезках Юм, 15 м, 20 м. Эстафеты. Прыжки. Общеразвивающие и специальные упражнения прыгуна. Освоение упражнений с элементами прыжков различными способами. Техника спортивных прыжков. Освоение индивидуализированных комплексов прыжковых упражнений. Понятие о тренировочном эффекте физических нагрузок. Многоскоки (тройной, пятерной и др.). Метания. Общеразвивающие и специальные упражнения метателя. Освоение техники метаний легкоатлетических снарядов. Упражнения с набивными мячами и другими приспособлениями для развития общей и специальной силы метателя. Для развития общей выносливости: Оздоровительный бег и лыжная подготовка. Комплексы общих и специально подготовительных упражнений для бегунов на длинные дистанции. Освоение техники бега по пересеченной местности. Кроссовая подготовка. Освоение тренировочных программ и методов подготовки для начинающих бегунов. Освоение техники лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и лыжам. Плавание. Общеразвивающие и специальные упражнения пловца. Освоение техники основных способов плавания (брасс, кроль). Формирование навыков поведения на воде. Удержание на воде в экстремальных ситуациях, погружение, всплытие, приемы оказания помощи и способы поведения при спасении утопающих. Приемы преодоления водных преград. Освоение тренировочных программ в избранном стиле плавания, в оздоровительном и тренировочном режимах. Прыжки в воду с бортика, трамплина, вышки. Элементы гимнастических упражнений. Освоение упражнений различной длительности, сложности, ритмической структуры, интенсивности. Формы танцевальных упражнений. Самостоятельное освоение выполнения сложных двигательных комплексов под музыкальное сопровождение. Выполнение зачетных и соревновательных ритмо-танцевальных программ. Для совершенствования координации и ловкости: Спортивные игры. Общеразвивающие и специальные упражнения игровика. Освоение и совершенствование элементов техники баскетбола, волейбола, гандбола, футбола. Основные приемы овладения и управления мячом, тренировка в парах, тройках. Эстафеты, имитационные и отвлекающие действия, финты. Игры в не равночисленных составах. Товарищеские, контрольные двусторонние игры. Участие в соревнованиях. Спортивные единоборства. Общие и специальные упражнения борцов. Виды спортивной борьбы, восточные единоборства, элементы рукопашного боя, кикбоксинга, бокса. Отработка атакующих и оборонительных действий. Освоение приемов захватов и освобождений от них. Ведение спаррингов, минипоединков с решением элементов тактики ведения схваток или тренировочных боев. Освоение теснений, сковываний действий соперника, комплексы атакующих, защитных и контратакующих действий. Элементы самозащиты и самообороны в бытовых условиях. Формирование жизненно важных умений и навыков Элементы туризма. Формы и методы физической подготовки туриста. Формирование основных туристских умений и навыков (установка палаток, подгонка рюкзаков, распределение груза при движении группы и др.). Правила передвижения группы па маршруту, определение места расположения и способы разбивки бивака, разжигание и тушение костра. Меры безопасности, транспортировка пострадавших в сложных условиях и т.п. Спортивное ориентирование. Общие и специальные упражнения спортсмена-ориентировщика. Способы определения маршрута и техники передвижения по пересеченной местности. Формирование навыков работы с компасом. Элементы формирования групповых действий. Поднятие и переноска тяжестей, страховка партнеров при преодолении различных препятствий и преград, оказание первой помощи пострадавшим совместными действиями в сложных условиях. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как составная часть образования по физической культуре студентов проводится на всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к производственной деятельности. При планировании содержания учебного материала необходимо учесть социальный заказ общества на специалиста с учетом квалификационных характеристик. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки: - развитие и совершенствование физических и психических качеств, необходимых будущему специалисту, средствами физической культуры; - овладение знаниями и профессионально-прикладными двигательными навыками; - реализация тренировочных программ для самостоятельных занятий упражнениями прикладного характера, встречающихся в производственной деятельности; - воспитание нравственных качеств, эмоциональной устойчивости, свойств произвольного внимания, точности двигательных действий и пр., необходимых в будущей профессиональной деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка реализуется на методических и практических занятиях во всех учебных отделениях. Дополнительно она может проводиться на учебной и производственной практике, в оздоровительно-спортивном лагере или на занятиях и соревнованиях по видам спорта. Методический совет кафедры разрабатывает учебный материал по ППФП с учетом предложений профилирующих кафедр, научной организации труда, утверждает содержание контрольных нормативов и зачетных требований для каждой специальности и сроки их выполнения. Выбор средств ППФП должен обеспечивать эффективную адаптацию организма к условиям трудовой деятельности (повышать устойчивость к микроклиматическим условиям производства, совершенствовать прикладную двигательную координацию, обеспечивать перенос и закрепление профессиональных двигательных умений и навыков
Лекция№ 2 Физическое воспитание в ССУЗ, колледжах и лицеях.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |