Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. №1. Физическое воспитание в вузе




II Том

 

Планирование, учет и контроль учебных занятий

Основной формой преподавания физической культуры в вузе являются учебные занятия на всех курсах, за исключением выпускного.

Работа кафедр физической культуры вузов планируется на основе базовой учебной программы и включает в себя:

- план работы кафедры на учебный год;

- рабочую учебную программу на весь период обучения;

- учебный план на год;

- конспект на отдельное занятие;

- учебный журнал преподавателя.

Рабочие программы составляются для всех студентов по учебным отделениям и предусматривают:

- основные задачи, средства, методы их решения и способы контроля усвоения знаний, умений и навыков;

- объем' и последовательность освоения содержания учебного материала по годам обучения;

- обязательный минимум спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований для студентов.

Учет и контроль освоения учебного материала осуществляется посредством оценки:

- уровня физкультурной образованности студентов (обеспечивается главным образом за счет теоретического курса);

- уровня физической подготовленности (обеспечивается практическим курсом);

- систематичности занятий физическими упражнениями и избранным видом спорта;:

- уровня профессионально-прикладной физической подготовки (обеспечивается методическим курсом).

Формы занятий

Преподавание предмета "Физическая культура" осуществляется в следующих формах: Учебные занятия:

- лекции, практические, методические занятия;

- консультации, имеющие целью оказание помощи студентам в усвоении теоретических положений методики физической культуры, формировании навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- индивидуальные практические занятия проводятся для студентов, имеющих слабую физическую подготовленность, не освоивших практический материал в связи с пропусками занятий по уважительным причинам и состоянием здоровья. Эти занятия организуются кафедрой в течение учебного года, в период каникул или различных форм практики,

Внеучебные занятия:

- физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия с отягощениями, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.)

- занятия в спортивных секциях, альпинистских и туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах ОФП на платной основе.

Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы (табл. 1). Руководство, контроль и консультирование всех форм заня­тий осуществляется профессорско-преподавательским со­ставом кафедр физической культуры.

 

Формы Направленность
Академические(аудиторные) в сетке учебного расписания, Теоретические (лекции, методические уроки, консультации), практические (учебные занятия, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по ОФП и избранному виду спорта).
Спортивно-массовые физкультурно-оздоровительные по внутривузовскому календарю. Туристские походы, спортивные праздники, и вечера, «Дни здоровья», показательные вы- ступления, внутривузовские спартакиады, Под руководством преподавателей-тренеров по видам спорта. Спортивного клуба
Спортивные соревнования по календарю межвузовских мероприятий Студенческие игры, Чемпионаты РБ, Универсиады и т.д. - Под руководством администрации. вузов, спортивных клубов, тренеров по, видам
Самостоятельные — для студентов с низким уровнем Оздоровительные (групповые, индивидуальные) под руководством преподавателя

 

Программный материал

В данном разделе излагается содержание теоретического, методического и практического учебного материала для студентов всех отделений,

Количество тем, часов и содержание разделов определяются с учетом особенностей вуза, его спортивной базы, подготовленности и специализации преподавательского состава кафедры физической культуры, исходя из традиций вуза.

Примерное распределение часов по разделам и их. содержанию приводится в таблицах 2,3,4.

 

Таблица 2

Примерное распределение общего количества часов академических занятий для основного и подготовительного отделений

Курс обучения Количество часов по разделам Всего часов
Теоретический
  лекции методические Практические
I II III IV Всего        

 

· Методические занятия, в ходе которых студенты овладевают навыками организации л управления учебной группой, формами и методам «проведения занятий оздоровительными физическими упражнениями, приобретают знания основ теории и методики физического воспитания.

· Таблица 3

Примерное распределение часов практических занятий для основного и подготовительного отделений

 

Курс обучения Практические занятия Всего часов
  ОФП-СФП' тп-ттп" ППФП Зачет  
I          
           
III          
IV          
Всего          

*ОФП-СПФ - общая и специальная физическая подготовка; ТП-ТТП - техническая, технико-тактическая подготовка; ППФП - профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

Таблица 4

Примерный расчет часов для рабочей программы предмета "Физическая культура" по годам обучения

 

Разделы Количество часов по годам обучения Всего часов Приме­чание
  II III IV  
1. Теория            
Лекции            
Методические занятия            
Теоретические основы            
ППФП            
Теоретический зачет            
Всего:            
2. Практика            
Физические упражнения            
на основе:            
Легкой атлетики            
Тяжелой атлетики            
Спортивных игр            
Плавания            
Гимнастики            
Лыжного спорта            
ППФП            
Практический зачет           ..
Всего:            
Всего часов:            

Распределение студентов по учебным отделениям

Учебные отделения организуются в начале учебного года на основании данных изучения интереса студентов, анализа состояния их здоровья, физического развития, физической подготовленности и спортивной квалификации.

По результатам медицинского осмотра и определения уровня физического здоровья студенты распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы и группу лечебной физической культуры, в которую направляются студенты в отдельных случаях при стойких нарушениях в состоянии здоровья соматического или функционального характера. Занятия в этой группе организуются при кафедрах физической культуры специалистами, имеющими базовое медицинское образование, а и отдельных случаях, при сложных диагнозах, студенты направляются для занятий в медицинские учреждения.

Согласно медицинским заключениям кафедры физической культуры должны организовывать работу в четырех отделениях (основное, подготовительное, специальное, спортивного совершенствования):

1. Основное - для студентов основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности.

2. Подготовительное - для студентов основной медицинской группы с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленностью.

Эти отделения комплектуются на основе медицинских заключений и результатов контрольного тестирования в на­чале учебного года. Численность учебной группы основного и подготовительного отделений - 16-20 студентов на одно­го преподавателя.

3. Специальное для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями.

В специальное медицинское отделение зачисляются студенты, допущенные к выполнению учебной и производственной работы, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.

Учебные группы специального отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания, функционального состояния и физической подготовленности студентов. Оптимальная численность студентов в учебных группах этого отделения - 8-12 человек на одного преподавателя.

Для студентов подготовительного и специального учебных отделений, имеющих недостаточную физическую подготовленность и низкий уровень физического здоровья, рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия в объеме не менее 10 % от годовой учебной нагрузки.

4. Отделение спортивного совершенствования - для студентов основной медицинской группы, имеющих спортивные разряды и желание заниматься тем или иным видом спорта.

Зачисление на отделение спортивного совершенствования проводится после сдачи контрольных, нормативов и зачетных требований по избранному виду спорта. Количественный состав учебных групп зависит от спортивно-технической подготовленности занимающихся и вида спорта.

2. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретический раздел

Материал теоретического раздела излагается на лекциях, закрепляется на методических занятиях.

В случае отсутствия на кафедрах специалистов-теоретиков, ученых в области физической культуры для изложения научных основ методики физического воспитания и спортивной тренировки, истории организации физической культуры, а также тематики обобщающего характера, направленной на расширение объема знаний студентов, рекомендуется приглашать преподавателей смежных областей знаний -- философов, психологов, биологов, врачей, социологов из состава специальных кафедр вуза.

Обязательные вопросы лекционного курса:

~ Цель, задачи, средства, методы и содержание курса "Физическая культура" в вузе.

- Физическая, культура как общественное явление.

- Научно-биологические, социальные и теоретико-методические основы физической культуры.

- Двигательный режим в период экзаменационной сессии. Характеристика содержания и направленности популярных частных методик самоподготовки (оздоровительный бег, атлетизм, аэробика и другие).

- Здоровый образ жизни человека - основа творческого долголетия и профессиональной эффективности и роль его в организации общей и специальной физической подготовки.

- Здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, двигательная активность в свете возрастных особенностей формирования организма человека.

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физи­ческого воспитания, спортивной тренировки и самостоя­тельных занятий.- Научные основы построения рациональных форм физических нагрузок, питания и восстановительных мероприятий в периоды повышенных умственных нагрузок.

Представления о красоте и пропорциях тела человека. Методики корригирующей гимнастики. Возможности фи­зических упражнений в устранении недостатков строения человеческого тела.

- Роль и значение профессионально-прикладной физической подготовки.

- Современные технические устройства и тренажеры в индивидуальных оздоровительных и тренировочных программах самостоятельных занятий студентов.

Методический раздел

Вопросы для закрепления на методических занятиях:

- Формирование и укрепление здоровья посредством физических упражнений. (Обзор популярных периодических изданий по ФК и спорту). Новейшие методики физической подготовки.

Цели, задачи и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Двигательный режим в период экзаменационной сессии. Аэробные формы индивидуальных занятий.

- Формы и методика занятий ритмической гимнастикой, атлетизмом, оздоровительным бегом, аэробикой и другими формами физических нагрузок.

- Гигиенические средства снятия утомления и восстановления физической и умственной работоспособности (зарядка, солнце, воздух, вода).

- Основы методики регуляции эмоциональных состояний человека (аутотренинг, идеомоторная тренировка, медитация).

- Двигательный режим и гимнастика для будущей матери.

- Основы организации занятий физическими упражнениями в семье. Физическое воспитание ребенка. Организация активного досуга.

- Рациональные формы физических нагрузок. Содержание питания и восстановительных мероприятий в периоды повышенных умственных нагрузок.

Представления о пропорциях тела человека. Методики корригирующей гимнастики.

Практический раздел

(примерный учебный материал)

При планировании материала практического раздела допускается широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведения практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способам учета проделанной студентами работы.

Основные формы и средства общей и специальной физической подготовки

Для развития силы:

Элементы тяжелой атлетики. Общеразвивающие и специальные упражнения тяжелоатлета. Комплексы упражнений для основных мышечных групп. Освоение техники силовых движений - толчок, рывок.

Элементы гиревого спорта. Общеразвивающие и специальные упражнения; освоение техники рывка и жима гири; освоение комплексов упражнений оздоровительно-силовой и тренировочной направленности.

Элементы атлетической гимнастики. Общеразвивающие и специальные комплексы упражнений с резиной, амортизаторами, отягощениями и за счет веса собственного тела. Освоение комплексов упражнений индивидуального характера за счет сочетания отягощений. Освоение упражнений для различных мышечных групп, выполняемых на тренажерах.

Для развития быстроты:

Элементы легкой атлетики. Освоение общеразвивающих и специальных упражнений спринтера, различных стартовых рывков, ускорений, набегания.

Бег. Семенящий, поднимая бедро, захлестывая голень и т.п. Контрольные старты: 10 м, 20 м, 30 м, 60 м. Бег по повороту, челночный бег и другие упражнения. Ускорения на отрезках Юм, 15 м, 20 м. Эстафеты.

Прыжки. Общеразвивающие и специальные упражнения прыгуна. Освоение упражнений с элементами прыжков различными способами. Техника спортивных прыжков. Освоение индивидуализированных комплексов прыжковых упражнений. Понятие о тренировочном эффекте физических нагрузок. Многоскоки (тройной, пятерной и др.).

Метания. Общеразвивающие и специальные упражнения метателя. Освоение техники метаний легкоатлетических снарядов. Упражнения с набивными мячами и другими приспособлениями для развития общей и специальной силы метателя.

Для развития общей выносливости:

Оздоровительный бег и лыжная подготовка. Комплексы общих и специально подготовительных упражнений для бегунов на длинные дистанции. Освоение техники бега по пересеченной местности. Кроссовая подготовка. Освоение тренировочных программ и методов подготовки для начинающих бегунов. Освоение техники лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и лыжам.

Плавание. Общеразвивающие и специальные упражнения пловца. Освоение техники основных способов плавания (брасс, кроль). Формирование навыков поведения на воде. Удержание на воде в экстремальных ситуациях, погружение, всплытие, приемы оказания помощи и способы пове­дения при спасении утопающих. Приемы преодоления вод­ных преград. Освоение тренировочных программ в избран­ном стиле плавания, в оздоровительном и тренировочном режимах. Прыжки в воду с бортика, трамплина, вышки.

Элементы гимнастических упражнений. Освоение упражнений различной длительности, сложности, ритмической структуры, интенсивности. Формы танцевальных упражнений. Самостоятельное освоение выполнения сложных двигательных комплексов под музыкальное сопровождение. Выполнение зачетных и соревновательных ритмо-танцевальных программ.

Для совершенствования координации и ловкости:

Спортивные игры. Общеразвивающие и специальные упражнения игровика. Освоение и совершенствование элементов техники баскетбола, волейбола, гандбола, футбола. Основные приемы овладения и управления мячом, трени­ровка в парах, тройках. Эстафеты, имитационные и отвлекающие действия, финты. Игры в не равночисленных составах. Товарищеские, контрольные двусторонние игры. Участие в соревнованиях.

Спортивные единоборства. Общие и специальные упражнения борцов. Виды спортивной борьбы, восточные единоборства, элементы рукопашного боя, кикбоксинга, бокса. Отработка атакующих и оборонительных действий. Освоение приемов захватов и освобождений от них. Ведение спаррингов, минипоединков с решением элементов тактики ведения схваток или тренировочных боев. Освоение теснений, сковываний действий соперника, комплексы атакующих, защитных и контратакующих действий. Элементы самозащиты и самообороны в бытовых условиях.

Формирование жизненно важных умений и навыков

Элементы туризма. Формы и методы физической подготовки туриста. Формирование основных туристских уме­ний и навыков (установка палаток, подгонка рюкзаков, распределение груза при движении группы и др.). Правила передвижения группы па маршруту, определение места расположения и способы разбивки бивака, разжигание и тушение костра. Меры безопасности, транспортировка пострадавших в сложных условиях и т.п.

Спортивное ориентирование. Общие и специальные упражнения спортсмена-ориентировщика. Способы определе­ния маршрута и техники передвижения по пересеченной местности. Формирование навыков работы с компасом.

Элементы формирования групповых действий. Подня­тие и переноска тяжестей, страховка партнеров при преодо­лении различных препятствий и преград, оказание первой помощи пострадавшим совместными действиями в слож­ных условиях.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как составная часть образования по физической культуре студентов проводится на всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к производ­ственной деятельности. При планировании содержания учебного материала необходимо учесть социальный заказ общества на специалиста с учетом квалификационных ха­рактеристик.

Задачи профессионально-прикладной физической под­готовки:

- развитие и совершенствование физических и психических качеств, необходимых будущему специалисту, средствами физической культуры;

- овладение знаниями и профессионально-прикладными двигательными навыками;

- реализация тренировочных программ для самостоятельных занятий упражнениями прикладного характера, встречающихся в производственной деятельности;

- воспитание нравственных качеств, эмоциональной устойчивости, свойств произвольного внимания, точности двигательных действий и пр., необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка реализуется на методических и практических занятиях во всех учебных отделениях. Дополнительно она может проводиться на учебной и производственной практике, в оздоро­вительно-спортивном лагере или на занятиях и соревнованиях по видам спорта.

Методический совет кафедры разрабатывает учебный материал по ППФП с учетом предложений профилирующих кафедр, научной организации труда, утверждает содержание контрольных нормативов и зачетных требований для каждой специальности и сроки их выполнения.

Выбор средств ППФП должен обеспечивать эффективную адаптацию организма к условиям трудовой деятельности (повышать устойчивость к микроклиматическим условиям производства, совершенствовать прикладную двигательную координацию, обеспечивать перенос и закрепление профессиональных двигательных умений и навыков

 

Лекция№ 2 Физическое воспитание в ССУЗ, колледжах и лицеях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.